ГлавноеАналитикаАлексей Живов. Глобализация идентичности

Алексей Живов. Глобализация идентичности

Опубликовано

По следам дискуссии запущенной А. Бастрыкиным

В России после 1991 года традиционно боролись и сосуществовали три идентичности: доминирующая Западная, увядающая русская имперская и государственная российская многонационально-сырьевая.

Украинство на Украине и либеральное квазиукраинство в России — это формы «больной» западной идентичности. Ее радикальные проявления. Есть и менее радикальные формы этой идентичности, которыми заражена добрая половина нашего населения.

Новости партнеров

Русская имперская идентичность тоже имеет много форм: советскую, черносотенную, православно-патриотическую, и даже неоязыческую. Все это формы увядающей имперской русской идентичности. Это хорошо заметно в окопах СВО: рядом белогвардеец и монархист, язычник, батюшка, русский националист и советский патриот.

Есть еще официальный дискурс российского государства с его набором многонационального российского патриотизма. Этот дискурс постоянно колеблется по вопросу «русской доли» в официальном дискурсе. Ключевая проблема официальной государственной идентичности в том, что она, будучи основана на русском базисе, постоянно пытается исторгнуть его из себя, или сделать незначительным.

С государственной идеологией, в которую до недавних пор пытались впихнуть еще и миллионы мигрантов из Средней Азии, происходит одна и та же врожденная беда. Пытаясь найти объединительные начала для всех, она в итоге не заходит полноценно никому. Плюс, у нее очень слабая «гравитация» и неработающие социальные лифты.

Но все эти идентичности стали меркнуть, когда на благодатную почву зашел политический ислам, не столько как религия, сколько как новая глобальная сетевая идентичность, стирающая региональные и национальные границы.

Первые скрипки в этой политической исламизации играют салафитское и ваххабитское течения ислама, которые быстро проникают в пассионарные общества молодых мусульман, и замещают традиционные региональные формы российского ислама, а также выталкивают на обочину официальный государственный дискурс.

На наших глаза формируется новая единая глобальная исламская идентичность, которая активно заявляет о своих политических правах, требует переустройства принимающих их обществ и нетерпима к критике. Именно об угрозе радикализации этой идентичности говорит последний теракт в Дагестане и недавнее выступление А. Бастрыкина.

Автор — военный волонтер, публицист, политолог. Автор и ведущий проекта «Достоевский клуб»

Новости партнеров

ЖИВОВZ



Декабристы разбудили Чуйченко. Чиновники отыскали идейный фундамент для движения России вспять

«Звезда пленительного счастья» — правда, недоступная политическим мастодонтам Двухсотлетний юбилей восстания декабристов, который традиционно отметят в России 14 декабря, власти решили использовать для обоснования консервативного...

Купянский фокус Зеленского: российский дрон разоблачил киноподделку

У Зеленского подгорает. С одной стороны действующие явно по инициативе США антикоррупционные органы выложили новые порции компромата на ближайшие окружение. С другой стороны местные...

Лукашенко стал наказывать Литву за мелкие и крупные подлости

Все последние годы Литва постоянно шантажировала и грабила Белоруссию, но внезапно за последние недели ситуация перевернулась. Теперь дело обстоит так, что белорусский лидер Александр...

Читайте также

Грозные речи о бессрочной заморозке вообще не говорят о конфискации активов

Скорее, наоборот. Решение Евросовета о бессрочной заморозке российских активов в размере около €210 млрд...

Мутный конфискат: Вокруг миллиардов, изъятых у казнокрадов и взяточников, творятся непонятные вещи

«Следком гонится за цифрами и отчетностями, но реальный учет государственного имущества не ведется» Конфискация имущества...

Цены на газ загоняют руководство США в политическую ловушку

Крупная политическая ставка, которую в свое время сделал президент США Дональд Трамп, внезапно поставлена...