ГлавноеАналитикаФёдор Лукьянов. О многополярности

Фёдор Лукьянов. О многополярности

Опубликовано

Многополярность – это очень сложный феномен, который имеет как минимум две стороны. Одна сторона – это противодействие гегемонии. Собственно, многополярность как идея распространилась в 1990-е годы в значительной степени с подачи России, и в частности, Евгения Примакова как символа отторжения той однополярной гегемонистской системы, которая установилась после холодной войны. Это была идея не столько конкретного устройства, сколько того, чего не хотят ведущие страны – сначала Россия, потом к этому присоединился Китай, и многие другие. В этом смысле можно сказать, что многополярность взяла верх.

На сегодняшний день мы видим, что американская, западная гегемония не состоялась. Если она и была какое-то короткое время, то сейчас закончилась. Соответственно, способность Запада навязывать всему остальному миру то, что он считает нужным, сейчас резко ограничилась, и в этом смысле многополярность наступила. При этом многополярности как мирового устройства фактически нет, потому что это определенная среда. А вот как она в итоге выстроится или не выстроится, мы пока не знаем. Это можно будет увидеть только эмпирически и, думаю, не очень скоро.

Новости партнеров

Вторая сторона многополярности спускает ее на следующий уровень, и уже здесь можно говорить о постсоветском, евразийском пространстве. Многополярность здесь означает то же самое, что и многополярность на глобальном уровне, то есть неприятие чьего-то доминирования. Мы будем наблюдать в ближайшие годы процессы диверсификации.

Самые разные страны, а это касается и стран евразийских, прежде всего смотрят на то, как реализовать свои потребности развития. Они совершенно не заинтересованы в том, чтобы входить в какие-то жесткие блоковые системы. Скорее, наоборот, гибкость ценится превыше всего.

Понятно, что это все обусловлено очень многими обстоятельствами. Геополитические факторы никто не отменял и не отменит, равно как и разный потенциал, который есть у государств. Но общее устремление, в том числе и на евразийском пространстве, будет именно многополярным – то есть, к тому, чтобы там не было какой-то доминирующей единой силы.

Мы уже видим эти проявления. Видим, что, помимо России, которая традиционно играет здесь ведущую роль, есть Китай, Турция, которая расширяет свое влияние в некоторой степени, Индия, Европа и Соединенные Штаты. То, что раньше рассматривалось как прежде всего противостояние России и Запада за влияние на постсоветское пространство, сейчас очень сильно усложняется. И страны, за которые идет противостояние, будут стараться так или иначе отвечать на эту сложность. Кто-то успешно, кто-то неуспешно – это уже следующий вопрос.

Очень сложно сказать, что такое геополитический курс, близкий России. Ведь геополитический курс России уникален, потому что геополитические интересы России явно не совпадают ни с какими другими, в том числе и с соседними странами. Так что, можно лишь говорить прежде всего о том, какие страны твердо намерены противодействовать геополитическому курсу России. Это, понятно, Украина. Судя по всему, сейчас – Молдавия.

Очень сложная ситуация сейчас сложилась вокруг Южного Кавказа. Причем, пока трудно сказать, какую политику в отношении России будут проводить обе страны – Азербайджан и Армения. Есть другие страны, которые стремятся не обострять ни на том, ни на другом фланге. Это практически все государства Центральной Азии, в первую очередь Казахстан и Узбекистан. В той или иной степени вся Центральная Азия лавирует. И да, есть Беларусь, которая в силу разных обстоятельств является сейчас твердо привязанной к направлению развития России. Будет ли это всегда, я не знаю. Но в тех обстоятельствах, которые есть сегодня, безусловно, другого варианта сейчас у Минска нет.

Автор — директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай», главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»

Новости партнеров

t.me/eurasiaexpert



Олег Ясинский. Доктрина Рубио

Независимое украинское издание Страна.UA пишет, что британская газета Daily Mail опубликовала материал о том, как «впервые с 1999 года госсекретарь США пропустил заседание правительства...

«Добропольский прорыв 2.0»: ГрВ «Юг» ударила там, где атаки не ждали

На северном охвате Константиновки произошел обвал фронта ВСУ на глубину до 14 км В результате слаженных действий подразделений «Южной» группировки войск освобожден населенный пункт Безымянное...

«Величайший президент всех времен»: в Америке крепнет культ личности Трампа

Сейчас это выглядит как фарс, но чем дальше, тем комедия будет все менее забавной Институт мира США носит отныне имя Дональда Трампа. "Госдепартамент переименовал бывший...

Читайте также

Мягкая перезагрузка киевского режима. С чем Уиткофф едет в Москву

Судя по всему, самая главная новость по итогам прошедших в США переговоров — это...

Юрий Баранчик: Разберём, что приняли в Еврокомиссии про российские деньги

Представленный Еврокомиссией проект использования замороженных российских активов в качестве источника финансирования для Украины —...

Мир готовится к новой эпохе низких цен на нефть

ОПЕК+ боится падения нефтяных котировок ниже 60 долларов за баррель, однако спасать мировые цены...