ГлавноеАналитикаЕвгений Сатановский. Эпоха транзита

Евгений Сатановский. Эпоха транзита

Опубликовано

Эпоха транзита… Она наступает неизбежно, как неизбежен круговорот на небе солнца и луны, смена времён года или морской прилив, после которого отлив приходит с такой же гарантией, как новые правители, новые моды, новые суеверия, новые вкусы и новые поколения приходят на смену старым.

Причём сделать с этим ничего нельзя, хотя хочется — отчего люди, старея, молодятся сами и заводят себе юных фаворитов, стараются продлить свои годы и переходят к здоровому образу жизни, ищут источники вечной жизни и философский камень…

Новости партнеров

Ну, или вкладываются в тех, кто этим занимается, открывая по дороге законы природы и новые континенты. Что называется, кто не Ганнон, тот Чжан Хэ, а кто не Колумб, тот Магеллан, Тасман, Пржевальский или Амундсен. Вполне почтенный перечень фамилий, который может быть изрядно дополнен, хотя это и не наша задача.

Не о том настоящий текст.

На смену романтикам, а чаще одновременно с ними приходят пираты, бандиты, торговцы, миссионеры и конкистадоры, которых сменяют орды переселенцев, в итоге чего аборигенам, населяющим вновь открытые земли и природе этих краёв неизбежно приходится туго, а потом все они в свой черёд помирают, оставляя, что смогли, наследникам. Кому трон, кому замок, кому полный подвал золота и драгоценных камней, кому плантацию или рудник, кому изрядную библиотеку, а кому и кукиш с маслом. Ну, или какое-никакое ремесло, способное прокормить умелого человека, а то и его потомство — если, конечно, повезёт.

Поскольку династии сменяют одна другую, сокровища могут отобрать, замок надо содержать, плантацию обрабатывать, рудник может истощиться, а библиотека или коллекция — это для души, с них каши не сваришь, что автор знает лучше многих иных людей.

Не отвлекаясь в сторону и стараясь не перейти границы дозволенного, хотя времена нынче тихие, мирные и даже можно сказать вегетарианские, так что за брошенный в сторону владыки случайный взгляд голов не рубят, а за сказанное и даже написанное слово ни шибеница, она же дыба (либо виселица), ни плаха, ни острожные кандалы не грозят (при условии, что слово то будет разумно вежливым и осторожным в отношении высоких особ и их окружения), отметим, что проблема транзита власти абсолютно всеобща и в возрасте 70-80 лет ждёт каждого.

Тех, кто решает судьбы стран и народов, а хоть бы и всей планеты, это тоже касается. Природу не обманешь и договориться с ней не удалось ещё никому. Что до того, кому власть переходит и как тот, кому она перешла, с ней справляется, тут статья особая. Примеров в истории много, только уроков из них не извлекает почти никто.

С монархиями проще. Точнее, с наследственными монархиями. Хотя и здесь закавыка на закавыке, поскольку амбициозный вельможа, полководец, правитель крупной провинции или религиозный иерарх запросто могут сменить династию или, отколовшись, основать собственную.

Новости партнеров

Что, как правило, радостно поддерживается извне всеми более или менее серьёзными врагами государства, о котором речь (а враги такого рода есть у всех) или просто соседями, у каждого из которых свои резоны.

При этом у сильного правителя, как правило, наследники слабые, а у мудрого могут быть тупые как пни. По царю Соломону известно, по Ивану Грозному, по Петру, да и не только по ним. Да и когда наследник не кровный родственник, всякое бывает.

И если кто-то думает, что это к нынешним временам не относится, пускай взглянет на сегодняшний Казахстан и судьбу Елбасы. Более чем показательно и наглядно.

Великое это искусство — править так, чтобы созданная за годы и десятилетия система сдержек и противовесов не развалилась после того, как меняется её основа — первое лицо.

Величайшее — найти того, кто сможет эту систему укрепить и передать следующим поколениям. Тем более, что помогать её удержать в равновесии и уж совсем редко — добиться того, чтобы она жила и развивалась, укрепляя, а не ослабляя страну, не будет никто, а развалить её будут пытаться многие и никто не гарантирует того, что это им не удастся.

Ломать не строить, а по нынешним демократическим временам те методы укрепления системы, которые с успехом и не без результатов применяли во времена, завершившиеся в нашей стране в начале 50-х, уже вышли из широкого употребления.

Так что, повторим, живём мы во времена транзита и это немалый риск. Но отсидеться, увы, не удастся — негде отсиживаться. Времена не выбирают…


Автор — журналист, писатель, политолог, экономист, профессор-востоковед. Основатель и президент научного центра «Институт Ближнего Востока

Новости партнеров

АРМАГЕДДОНЫЧ



Приближение «энергетического коллапса» делает денацификацию Украины всё более невозможной

“Желающего судьба ведёт, нежелающего – тащит”, гласит мудрость античных философов. Когда руководство России начинало в 2022 г. СВО, оно пребывало в плену благостных и красивых...

На оптимистические прогнозы Трампа Россия ответила самым мощным ракетно-дроновым ударом

Рютте взял под козырек, Трамп пообещал, а Россия в ночь на 3 февраля дала свой ответ В конце 80-х годов прошлого века у советских людей...

Массированные удары вызывают гораздо больше нужных России изменений в Киеве, чем жесты доброй воли

«Понятно, что военного смысла в перемирии на два-три дня нет. Да и на неделю бы особого не было, потому что между нашими крупными ударами...

Читайте также

Алексей Чадаев. Что делать с Украиной на самом деле

История многолетних провалов России на украинском треке обусловлена глубокой шизофренией, существующей с самого начала...

WSJ: В документах по делу Эпштейна раскрыли имена более чем 40 его жертв

В документах по делу финансиста Джеффри Эпштейна раскрываются полные имена 47 жертв, пишет газета...

Дилемма силы и уступок: анализ русской паузы в ударах по Украине

В международной политике, согласно традициям Бисмарка и Дизраэли, всякий акт государственного милосердия, не обусловленный...