ГлавноеАналитикаРоссийские углеводороды нашли новый рынок сбыта

Российские углеводороды нашли новый рынок сбыта

Опубликовано

Несмотря на санкции, Россия нашла нового покупателя для своей нефти и нефтепродуктов. Достигнуты концептуальные договоренности с Пакистаном. У России уже есть три крупных покупателя – Китай, Индия и Турция. Однако усиление конкуренции между покупателями поможет снизить скидку на российские углеводороды. Пакистан может оказаться интересным для России еще и с точки зрения трубопроводных поставок российского газа. Как именно?

В то время как немецкая «дочка» Nord Stream 2 AG была ликвидирована, Россия договаривается с новым покупателем ее энергоресурсов. Россия и Пакистан концептуально договорились о поставках нефти и начали новый раунд переконфигурации газопровода «Пакистанский поток». Это произошло по итогам трехдневного заседания Российско-Пакистанской межправительственной комиссии, председателями которой были глава Минэнерго РФ Николай Шульгинов и федеральный министр экономики Пакистана Аяз Садик.

Новости партнеров

Соглашение о поставках нефти и нефтепродуктов отложено до марта 2023 года, в том числе чтобы дождаться 5 февраля, когда вступит в силу эмбарго на нефтепродукты. После этого к договоренностям по нефти добавятся и договоренности по нефтепродуктам. Россия может обеспечить до 35% всего импорта нефти в страну, что соответствует порядка 3,4 млн тонн в год, сказал министр энергетики Пакистана Малик. По его словам, оплата будет производиться в пакистанских рупиях. Между тем Россия и Пакистан рассматривают бартер как одну из возможностей ведения бизнеса, отметил Шульгинов.

«Для России сейчас любые новые рынки сбыта важны. Сейчас у нас есть три огромных покупателя: Китай, Индия и Турция. Естественно, они будут хотеть большую скидку. Чем больше у нас рынков сбыта для нефти, тем больше конкуренция – и тем меньше мы будем давать скидку. К тому же мы сможем разместить больше нефти, которую раньше экспортировали в ЕС», – говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Другой вопрос, на каких условиях Россия будет торговать с Пакистаном, потому что на правительственном уровне говорилось о возможности бартерных сделок. Впрочем, на данном этапе, особенно по нефтепродуктам, нас устроил бы и приемлемый по соотношению бартер», – добавляет эксперт.

Главная проблема – в дефиците танкеров для перевозки, особенно для перевозки нефтепродуктов, где лояльный флот еще тяжелее собрать. Поэтому эксперт не исключает, что в этой схеме будет задействован Иран.

«Чтобы доставить нефть в Пакистан морем, потребуются свободные танкеры из портов Ленинградской области Усть-Луга и Приморск, либо из Новороссийска. Но если мы нашли свободное судно для перевозки, то почему не отгрузить эту нефть в Индию? А для поставок в Пакистан Россия может рассматривать транзит по суше, по железной дороге через Иран», – рассуждает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности.

Конфигурация таких поставок может быть разной.

«Например, Россия может через Каспий поставлять дизельное топливо на север Ирана, который сам будет его потреблять, а аналогичные объемы иранского дизеля отправлять в Пакистан. Возможны подобные обменные или своповые операции. Это могут быть бартерные сделки как с Ираном, так и с Пакистаном в обмен на какую-то продукцию, которая у нас сейчас востребована, например, оборонного характера», – рассуждает Юшков.

Новости партнеров

Танкеров для перевозки наших углеводородов не хватает. Поэтому если есть возможность сэкономить танкеры и поставить нефть и нефтепродукты в Пакистан как-то по-другому, то лучше эту возможность использовать.

Еще одни потенциально интересные поставки можно организовать в Пакистан – сжиженного углеводородного газа (СУГ), который используется в качестве моторного топлива. СУГ относится к нефтепродуктам, как и дизель с мазутом, и попадает под санкции ЕС. «А Пакистан известен тем, что у него очень большой автопарк газомоторного транспорта. Иран и Пакистан – одни из мировых лидеров по газомоторному оборудованию. Возможно, речь пойдет о том, что Россия будет поставлять в Пакистан сжиженный углеводородный газ», – считает Юшков.

Что касается сотрудничества в газовой сфере, то стороны еще в прошлом году твердо решились на строительство «Пакистанского потока», которое откладывается с 2016 года. Речь идет не о поставках российского газа, а об участии России как подрядчика в строительстве газопровода на территории Пакистана для доставки газа с юга страны, где находятся СПГ-терминалы, на север страны к крупным промышленным потребителям.

«Поставки СПГ в Пакистан нам неактуальны. У нас нет потребности искать новые рынки сбыта для СПГ, как в ситуации с нефтью и нефтепродуктами. Мы можем по-прежнему поставлять в Европу российский СПГ, это не запрещено. В 2022 году почти все объемы ямальского СПГ были отправлены в Европу. Плюс мы можем отправлять его в Азию», – говорит эксперт Фонда национальной энергетической безопасности.

А вот заработать на строительстве газопровода и загрузке своей промышленности можем. К тому же Пакистан сможет отвлечь на себя катарский СПГ с европейского рынка.

Однако нельзя исключать того, что газовый разворот России с Запада на Восток в итоге превратится в разворот в сторону Центральной Азии. Россия может присоединиться к газопроводу ТАПИ – Туркменистан, Азербайджан, Пакистан, Индия.

«Это менее проработанный проект, но это красивая идея. Россия может предложить Туркменистану пустить российский газ в трубу. В обмен Россия обеспечит безопасность афганского участка газопровода и возьмет часть инвестиций на строительство на себя. Безопасность – это та проблема, из-за которой газопровод ТАПИ до сих пор не построен», – полагает Игорь Юшков.

Минус этого проекта в длинном транспортном плече, с другой стороны, России не надо вкладываться в разработку месторождений, а также в газопроводы, которые фактически имеются от Ямало-Ненецкого автономного округа, где основная добыча идет, до границы с Туркменистаном и далее до границы с Афганистаном. То есть остается, по сути, построить афганский участок, далее – пакистанский участок, чтобы оказаться в Индии.

Новости партнеров

«Проблема в том, что нет коммерческого контракта ни с Индией, ни с Пакистаном. Обычно сначала продают газ, а потом начинают добывать и строить газопроводы. Поэтому мы не строим «Силу Сибири – 2», пока не продали газ Китаю. Впрочем, даже если мы этот проект не реализуем, обсуждать его и демонстрировать готовность его реализовать важно с точки зрения торга с Китаем. Потому что Китай явно сидит и ждет пока Газпром к нему придет сдаваться. Пекин считает, что чем хуже у Газпрома дела в Европе, тем он будет более сговорчивым по цене, а здесь вырисовывается альтернатива с Пакистаном и Индией», – заключает собеседник.

vz.ru





Падение вертолета Раиси: переход частностей в систему

Всего за две недели мы имеем: покушение на наследного принца в Саудовской Аравии, заявление Эрдогана об очередной попытке военного путча в Турции, несколько пуль...

Генштаб ВСУ ждет удобного момента: «Кацап устал, самое время ударить его под Авдеевкой»

Новый командующий «Хортица» Содоль получил приказ пойти в контратаку и перехватить инициативу на Донецком направлении Телеграм-канал WarGonzo в своей оперативке (по состоянию на утро 20.05.2024)...

Украина, вызывай «Волгу»

По мере того как положение на фронте становится все менее радужным для Украины, ее западные союзники или, вернее, дрессировщики все меньше надеются на пряничные...

Читайте также

На Западе уже прижилась мысль о выборе Украины: или сохранить ВСУ, или территории

Например, австралийский экс-генерал Мик Райан считает, что, «если украинцы решат удержать территорию любой ценой,...

Харьковский фронт: «Херои» спешно сбрасывают форму и одевают гражданскую одежду

Несмотря на множество «пятисотых» и пленных, укровермахт сохраняет в Липцах и Волчанске способность к...

Ростислав Ищенко. С кем Россия разделит Украину и будет ли новая война

Политолог, историк, публицист, обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Ищенко в программе «Прямой эфир с Ростиславом Ищенко» на...