ГлавноеАналитикаЗачем «Яндекс» и VK устроили большой обмен

Зачем «Яндекс» и VK устроили большой обмен

Опубликовано

Обмен активами между «Яндексом» и VK называют крупнейшей по масштабу сделкой в российском IT. Перераспределив активы, компании показали свои стратегические приоритеты. Однако является ли сделка одинаково выгодной для обеих сторон?

«Яндекс» и VK объявили о сделке, которая станет крупнейшей в истории современной российской действительности в этой сфере. VK получит платформы «Яндекс. Новости» и «Дзен», которые принадлежали «Яндекс» вместе с правами на товарные знаки и технологии. В дальнейшем сервисы будут располагаться на сайте dzen.ru, где будут размещены также поисковая строка «Яндекса» и другие сервисы.

Новости партнеров

Сам «Яндекс» получит от VK сервис доставки еды Delivery Club, который он объединит с собственной «Яндекс. Доставка». В компании обещают, что от синергии выиграют все – и компания, и курьеры, и клиенты. «Яндекс» впервые за время существования сменит главную страницы. Единой точкой входа в сервисы «Яндекса» («Карты», «Музыка», «Кинопоиск») станет сайт ya.ru.

Эту сделку, которая, по сути, является безденежной и проходит как обмен активами, планируется закрыть до конца 2022 года.

Два российских гиганта такой сделкой избавили друг друга от конкуренции. Delivery Club трудно было тягаться с «Яндекс.Доставкой». Теперь этого не надо будет делать. Если, конечно, ФАС одобрит эту сделку. В 2020 году Delivery Club и «Яндекс.Еда» в совокупности занимали более 27% рынка доставки еды в России.

«Для VK влияние сделок на показатели отчета о прибыли и убытках должно быть положительным, поскольку будет консолидирована выручка и EBITDA от платформ «Дзен» и «Новости», а убытки вероятно убыточного Delivery Club больше консолидироваться не будут», – считает Альберт Короев, начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций».

А вот для «Яндекса» последствия сделки, на его взгляд, выглядят смешанными. С одной стороны, компания передает прибыльные «Дзен» и «Новости» и присоединит вероятный убыточный актив Delivery Club. Но с другой стороны, это соглашение должно еще больше укрепить позиции компании в фудтехе. «Для сравнения: годовая выручка «Дзена» на конец 2021 года составила 19 млрд рублей, то есть 4-5% выручки «Яндекса» и около 15% выручки VK, хотя масштаб влияния на этот показатель может оказаться не прямолинейным», – отмечает Короев.

Впрочем, если оценивать выручку активов, то «Яндекс» выглядит вполне сильным в этой сделке, а именно как компания, которая избавилась от невыгодных активов. «Речь идет об обмене активами, поэтому оценивать их можно по их планируемой доходности. Так, планируемая выручка «Яндекс. Дзен» в 2022 году оценивалась в 17 млрд рублей, а Delivery Club – в 24 млрд. Но стоит учитывать расходы по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации, с учетом которых, даже несмотря на рост выручки, сервисы «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Новости» могли быть нерентабельными для «Яндекса», – отмечает руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко.

Тем более «Яндексу» было очень далеко до уровня VK в плане продвижения «Дзена». Теперь ему можно выдохнуть и выйти из неравной борьбы. «Яндекс» и раньше не мог поколебать позиции VK во всем, что связано с социальными сетями и блогами, а после отказа от «Дзена» – тем более не сможет», – говорит аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын.

Новости партнеров

Михаил Хачатурян, доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Плеханова считает, что обмен активами в целом весьма равноценный. Делицын солидарен, что ни у одной из сторон нет причин «прогадывать», кроме той, что на рынке не видно других покупателей на эти активы. «Фондов прямых инвестиций, которые купили бы у «Яндекса» «Дзен», чтобы реструктурировать его, подержать лет 5-7 и продать обратно «Яндексу», когда мировые грозы стихнут, у нас нет. Банки сегодня не настроены на покупки. Единственный покупатель на эти проекты – VK. И наоборот – кто сейчас отважится покупать российский сервис доставки еды, чтобы бескомпромиссно конкурировать с «Яндексом»? Любые другие инвесторы оценят эти активы в разы дешевле, чем сами «Яндекс» и VK, потому что не смогут извлечь никакой синергии из этих приобретений»,  – объясняет Делицын.

Остается вопрос, как поведет себя «Яндекс» в сфере доставки еды после поглащения конкурента. «Чтобы сервис доставки еды окупался, еда должна обходиться покупателю дороже, чем в точке, где ее делают. Но на этапе захвата рынка сервисы доставки еды фактически дотируют потребителя. Вот конкуренты «Яндекса» и не выдержали гонки. Когда жесткой конкуренции не будет, разницу между стоимостью приготовленной пищи и ценой доставленной еды придется платить потребителю. Не все потребители выдержат это психологически – некоторые «сломаются» и отправятся за корейской лапшой в магазин», – рассуждает Делицын. «С точки зрения бизнеса, это не минусы, а способ выжить. С точки зрения потребителя, это, вероятно, минусы, но вообще ходить очень полезно», – иронизирует собеседник.

Бывший советник президента России по программам развития интернета, основатель компаний Liveinternet и MediaMetrics Герман Клименко считает, что несмотря на то, что благодаря сделке «Яндекс» станет в два раза более мощным игроком в сфере доставки, его сложно будет обвинить в монополизме, ведь останутся другие сервисы по доставке, например, «Самокат».

«В целом сделка означает серьезный передел сферы доставки еды и свидетельствует о значительной трансформации отечественного высокотехнологичного бизнеса в серьезного корпоративного игрока в масштабах национальной экономики. Каждый участник получит возможность развить те сектора бизнеса, которые для него являются важными», – заключает Хачатурян.

vz.ru





Паника в украинском Генштабе: В Красногоровке русские фактически рассекли гарнизон ВСУ пополам

В ключевом городе «Восточного вала» укровермахта бандеровская оборона рассыпается как карточный домик Самостийные паблики пишут, что в Красногоровке армия России продолжает брать новые кварталы города,...

Киев в День Победы проигрывает войну с исторической памятью

На Украине, вопреки фактическому запрету, граждане отмечают День Победы. Некоторые приносят цветы к сохранившимся мемориалам, кому-то удалось наблюдать за проведением парада Победы в Москве...

Нашу Победу предстоит защитить и добыть

Пасха и День Победы в этом году оказались максимально близки друг к другу по времени. Хотя один из этих праздников считается духовным, а другой...

Читайте также

Киев в День Победы проигрывает войну с исторической памятью

На Украине, вопреки фактическому запрету, граждане отмечают День Победы. Некоторые приносят цветы к сохранившимся...

Ростислав Ищенко: В 2014 году Запад устроил «Гляйвиц» на Украине, но Россия поступила мудро

Задачи СВО будут полностью выполнены, если Украина будет уничтожена. Если нет, значит, эта задача...

Путин определил свою главную задачу на новый срок

Сегодня Владимир Путин вступает в должность президента в пятый раз, но это не просто...