ГлавноеАналитика500 иностранных самолётов: национализировать нельзя заменить

500 иностранных самолётов: национализировать нельзя заменить

Опубликовано

Западные санкции рушат рынок гражданской авиации

Запад нашёл быстрый способ доставить неприятности всей России, установив санкции в отношении самолётов гражданской авиации. За тридцать лет разрушенного гражданского авиастроения борта российского производства составляют лишь незначительную часть авиапарка. Импортные лайнеры по закону нужно вернуть лизинговым компаниям. Учитывая непредвиденные обстоятельства, можно и не возвращать, однако и здесь сказывается технологическая зависимость. Самолёты могут остаться без регламентных работ, сертифицированных запчастей и подготовки лётчиков.

Неожиданно бескомпромиссное решение фактически оставило Россию без «Боингов» и «Эйрбасов». Своих самолётов немного, а те, что есть — сейчас, по большей части, на консервации. Определённые надежды возлагались на бразильский «Эмбрайр», но и он сейчас подумывает о прекращении работы с Россией. У Китая пока есть лишь ближнемагистральный ARJ-21, производящийся небольшими партиями. С919 и отечественный МС-21 лишь на подходе. Таким образом, ситуация в гражданской авиации складывается угрожающая.

Новости партнеров

Как сообщил FrequentFlyers.ru источник в «Аэрофлоте», самолёты иностранного производства, находящиеся в лизинге от европейских компаний, решено оставить в России. Это может быть оформлено как «реквизиция» имущества, то есть, принудительный выкуп его в пользу государства, однако по факту превратится в национализацию из-за блокировки золотовалютных ресурсов РФ за рубежом, потому что оплатить самолёты будет невозможно из-за введённых Евросоюзом санкций. Известно, что Минтранс уже обсуждал с авиакомпаниями идею национализации лайнеров.

«Поскольку санкции введены в одностороннем порядке по инициативе европейской стороны, российские авиаперевозчики будут действовать по принципу «вам надо — вы и забирайте», при этом европейские лизингодатели будут вынуждены ещё и оплачивать стоянку в российских аэропортах. Никто, кстати, не мешает установить специальный завышенный тариф, чтобы самолёты было экономически целесообразнее бросить в России, чем пытаться их забрать», — обращает внимание FrequentFlyers.

Национализация в связи со сложившейся обстановкой — это нормальная мера, считает независимый экономический аналитик Александр Одинцов. «Самое важное — это то, что всё это время чиновники, которые отвечают за развитие авиации, делают всё, чтобы авиация не развивалась. Западные компании по всему миру свои заказы лоббируют, в том числе, прибегают к коррупции. Летать на своём нам выгоднее. Представляете, какие деньги тратятся на покупку этих самолётов? Огромные, просто невероятные. Мы кормим французов и американцев. Зачем это нам нужно? Это просто нелепо. В такой обстановке национализацию, скорее всего, применим, но решение проблемы не в этом. Решение проблемы в собственном производстве», — отметил он.

Ещё одним вариантом решения проблемы может стать допуск на отечественный рынок турецких и арабских авиакомпаний, которые буду летать на таких же «Боингах» и «Эйрбасах», только не попавших под санкции. «Скорее всего, так оно и будет, а что здесь сделаешь? Ничего не сделаешь. Как временный вариант это нормальный шаг, без перелётов не останемся. Но, гладя на это всё, видно, что мы очень чётко движемся к железному занавесу», — подчеркнул Александр Одинцов.

Чем-то замещать значительную долю авиапарка авиакомпаниям всё равно придётся. Дело в том, что самолётам требуется плановый ремонт, а, как мы уже писали, запаса тех же запчастей в стране нет — по действующим договорам «Боинг» и «Эйрбас» были обязаны в случае выхода из строя какой-то детали предоставить необходимую замену в течение суток в любую точку мира. Теперь же эта система нарушается и как быть с сертификацией — решительно непонятно.

«Возвращать самолёты никакого смысла нет, да и сами лизинговые компании не знают, как это делать технически. Сама операция по выводу самолётов, даже если мы это дело разрешим — невероятно дорогое удовольствие для лизинговых компаний — где брать лётчиков, как их завозить и так далее. Поэтому наши, скорее всего, облегчат эту проблему для лизинговых компаний, которые, скорее всего, разорятся, это надо хорошо понимать, если только им не помогут западные правительства. Но поддерживать этот авиапарк в надлежащем техническом состоянии у нас нелегко. Есть критичные запасы и материалы, которых у нас нет. Что-то можно заменить, как говорят техники, в порядке «каннибализации», то есть снимать часть деталей с других самолётов, но проблема сертификации не решается. Можно на чёрном рынке купить какие-то несертифицированные детали, но совать их в самолёт, на котором летят сотни людей — это неправильно. На это наши авиаторы не пойдут», — рассказал экономист Андрей Паршев.

При этом эксперт напоминает, что Запад тоже от нас зависит в авиационной области. И это не только титановые колёса для «Боинга» и «Эйрбаса». У нас даже часть конструкторских мощностей «Боинга» переведена в РФ некоторое время назад.

Новости партнеров

Кроме того, нужно учитывать, что и эти санкции ударят и по их авторам, и по глобальной экономике в целом. Лизинговые компании, которые сейчас почти неизбежно станут банкротами, сдавали самолёты не только российским компаниям. Кроме того, и западный производитель теряет доступ к крупному российскому рынку, которого лоббистскими усилиями добивался все эти годы. Однако проблемы останутся, даже если самолёты всё-таки вернут.

«У наших «западных партнёров» пошло такое, что «сгорел сарай, гори и хата» и они всё рубят себе в ущерб. Предположим, мы вернём 520 самолётов. Куда они их будут девать? Кому будут продавать новые самолёты производители, если есть на рынке свободные мощности? Лизиинговые компании точно ничего не купят. Это будет такой удар по западному рынку, который мы, если бы хотели, не смогли нанести», — считает Андрей Паршев.

Пока остаётся слабое утешение в том, что из-за того, что Европа и Америка закрыли своё воздушное пространство в порядке санкций, а авиасообщение с Китаем сократилось из-за жёсткого карантина в КНР, потребность в авиаперелётах тоже сама собою становится меньше. И так же, будем надеяться, столь недружественный шаг Запада подтолкнёт процесс возрождения отечественного гражданского авиастроения.

nakanune.ru





Русский убийца танков стал самым востребованным в мире оружием

«Ланцет-3М» способен заменить артиллерию и фронтовую авиацию, считают британские эксперты Киевская хунта с начала недели пыталась организовать более 20 террористических атак, сообщило Минобороны РФ. Бандеровцы...

Александр Дугин. Новый старый премьер

Причины назначения Мишустина премьер министром нового правительства понятны. Под его руководством страна выдержала все волны санкций после начала СВО, а до этого подготовилась соответствующим...

Макронов не жалеть! Наши воюющие блогеры объявили охоту на «диких гусей» из Франции

Париж в печали: на Украине отправился к Бандере «лучший альпийский стрелок» Заявив, что натовские вояки присутствуют на Украине, премьер-министр Польши Дональд Туск не стал уточнять,...

Читайте также

Предложит ли Байден вместо себя Обаму

Немецкий Spiegel вышел со статьей, где указано, что замена кандидата на пост президента США...

Санкции обрекают Украину на военное поражение

Понемногу начинают сбываться прогнозы российских специалистов, анализировавших тенденции в западной промышленности, экономике и энергетике,...

Часов Яр: «Наступаем, „лягушатники“ бьют по нам кассетами». Французов «двухсотят»

Макрон бросил на спасение «Часика» своих легионеров — русская десантура их утилизирует Зе-пропагандисты утверждают, что...