В Иране бунтуют, как говорят, уставшие от тирании «режима аятолл» граждане. Допустим. А на Украине четыре года могилизации и массовых отключений света и тепла не приводят бунтам против режима Зеленского почему?
Ответ прост — на самом деле чем бесправнее народ, тем меньше шансов на бунт и беспорядки. В 1990-е в России большинство граждан с трудом выживали без денег и работы, но бунта против ельцинского режима не произошло. Зато в 2011-м сытые москвичи (не все, конечно) вышли на Болотную за Навальным.
Новости партнеров
В сытой Ливии против Каддафи вышли тысячи совсем не обездоленных людей, как и против Асада. Сейчас в разрушенной Ливии никто не бунтует, а в Сирии массовые убийства вызывают робкие сопротивления отчаявшихся. На Украине при Януковиче жили намного лучше и безопаснее, это объективный факт…
Подобных примеров масса. Так, многомиллионные протесты во Франции или тех же США не привели и не приведут к гражданской войне по той простой причине, что они политически не поддерживаются извне. Как сейчас на Украине. Хотя реальное недовольство жителей действиями правительства выше, чем у иранцев или когда-то сирийцев.
Отсюда вторая закономерность: запалом беспорядков и гражданских войн в современном мире являются действия извне, а не объективное недовольство граждан. Социальные проблемы есть в любой стране, но сами по себе они не способны поджечь страну, для этого нужна поддержка и координация извне.
И главный вопрос заключается в том, есть ли у власти такой страны умение противостоять этому вмешательству.
Когда-то Россия стала первой в мире, кто сумел нейтрализовать технологии Майдана. Этот опыт можно и нужно экспортировать туда, где есть политическая воля для противодействия оккупации извне под видом протестов изнутри.
Автор — журналист, политолог, публицист, обозреватель Аналитического центра ТАСС



