Российским войскам нужно переходить в стратегическое наступление, и подготовка к нему уже идет
Новый год в зоне проведения спецоперации начался на позитивной ноте. Российские войска продвигаются в Запорожской области, создан новый, хотя и небольшой плацдарм в Сумской области, активно идет наступление от Соледара на Константиновку.
Прошедший 2025-й стал годом коренного перелома в СВО. ВС РФ добились таких результатов, что сейчас у Киева нет возможности переломить ситуацию на поле боя. Максимум, что могут вооруженные формирования Украины — это упорной обороной пытаться нанести российским войскам как можно больше потерь и не дать продвинуться вглубь территории.
Новости партнеров
Но ВС РФ пока не идут на оперативно-стратегический прорыв с решительными целями. Бои ведутся в тактической зоне. И если с 2023 года такие действия были оправданными, то сейчас от российского командования требуется совершенно другой подход к планированию и ведению спецоперации.
Понятно, что Украина в ближайшее время вряд ли сможет хотя бы частично восстановить свой военный потенциал. Но и России необходимо выполнять цели СВО.
Владимир Путин уже неоднократно заявлял: ради мирных переговоров с Киевом Москва не будет поступаться своей безопасностью и национальными интересами. Поэтому цели СВО должны быть безусловно выполнены.
Пока продвижение исчисляется километрами, нанести окончательный разгром Украине не получится. Осенью 2022 года, после «трудных решений», российское военно-политическое руководство целенаправленно отказалось от ведения стратегических наступательных операций. Ставка была сделана по постепенное изматывание ВФУ и военного потенциала бандеровского государства в целом. И этот расчет себя полностью оправдал.
Но сейчас настало время решительных действий. Пора возвращаться не только на оперативный, но и на оперативно-стратегический уровень. И планировать то, чем славится советская и российская военная школа — последовательными и согласованными по месту и времени операциями на большую глубину с решительными целями.
Главный вопрос — нацелена ли Российская Федерация на продолжение СВО? На самом деле — да. Стоит напомнить, что еще в мае прошлого года на два года был продлен План обороны РФ. Это основополагающий документ, который и определяет цели, а также параметры, в том числе экономические, необходимые для ведения специальной военной операции.
Стратегический резерв
Новости партнеров
Признаки того, что ВС РФ готовятся к оперативно-стратегическим наступательным действия появились еще в 2024-м.
В 2022 и 2023 годах формирование новых частей и соединений в российских вооруженных силах шло преимущественно для стабилизации фронта, а также для создания оперативного резерва. Но с 2024-го уже четко прослеживается тенденция создавать стратегический резерв не только из новых общевойсковых армий и дивизий, но артиллерийских, зенитных, инженерных бригад и других частей и подразделений обеспечения.
Правда, поначалу процесс шел довольно медленно. В частности, в августе 2024-го, после украинского вторжения в Курскую область, российскому командованию даже пришлось принимать достаточно нетривиальные решения. В том числе формировать общевойсковые полки из состава ВКС, Ракетных войск стратегического назначения и т. д.
Но в прошлом году ситуация с формированием новых стратегических резервов выровнялась. Понятно, что командование ВС РФ полностью не озвучивает все цифры. Но, к примеру, начальник Генерального штаба Валерий Герасимов говорил военным атташе, что в Сухопутных войсках в 2025 году завершено формирование двух дивизий, одной артиллерийской и двух зенитно-ракетных бригад.
Тут стоит отметить, что зенитчики и артиллеристы входят в комплект частей и соединений прямого подчинения командующего общевойсковой армией — «армейский комплект». Значит, в ВС РФ как минимум две, скорее — даже три новых ОА. А это уже полноценная оперативно-стратегическая группировка.
Также следует отметить, что пока без дела сидит и группировка «Днепр». Из трех ее армий активно воюет только одна — 58-я ОА на Запорожском направлении. 49-я и недавно сформированная на базе 22-го армейского корпуса Черноморского флота 18-я армии задействованы в боевых столкновения минимально.
Итого в составе ВС РФ, как минимум две свежие группировки войск. Главный вопрос — когда и куда они ударят?
Время и противник
Новости партнеров
Пока оперативная обстановка на линии боевого соприкосновения не позволяет российскому командованию начать стратегическую наступательную операцию. Необходимо провести подготовительную работу.
Во-первых, окончательно разгромить Заоскольскую группировку ВФУ в районе Купянска и зачистить весь западный берег реки Оскол. Во-вторых, завершить бои на территории Запорожской области и как минимум выйти к самому региональному центру.
Для будущего наступления бои за Донбасс уже не так критичны. Сил, которые сейчас ВС РФ скопили на этом направлении, вполне достаточно для разгрома группировки ВФУ и окончательного освобождения ДНР. Более того, по мере продвижения российских войск у нашего командования получится высвободить группировку «Центр». После чего задачу по очистке донецкой земли от украинских боевиков будет выполнять группировка «Юг».
Последняя — одна из самых мощных в зоне СВО. В ее состав входят сразу три общевойсковые армии и, как минимум, два армейских корпуса.
Понятно, что для решения всех этих задач потребуется время. Поэтому ожидать наступление ВС РФ следует не ранее конца весны-начала лета наступившего года.
Три направления
Пока точных прогнозов, где будут атаковать ВС РФ, сделать не получится. Тем не менее общие контуры возможной стратегической операции вырисовываются.
Первое направление — это удар в центр и на юг Харьковской области. Он может наносится с западного берега реки Оскол. Задача такого броска — взять важные экономические центры Украины под российский контроль, а также создать буферную зону, которая будет с севера прикрывать территорию ДНР после ее освобождения.
Второе направление — бои на западном берегу Днепра. Для начала — освобождение Херсонской области. А в последующем бросок на Николаев или даже на Кривой Рог, а возможно, и Одессу.
Третье — это бои за Днепр в среднем течении, точнее — за его восточный берег, и освобождение Днепропетровска.



