Впервые с начала войны украинский ЦИК возобновил работу реестра избирателей, сообщает глава фракции «Слуга народа» Арахамия. Ранее фракции и группы Рады получили приглашение предоставить до 24 декабря по 2 представителя в рабочую группу по возможности проведения выборов во время или после войны.
Скажем сразу — это необязательно про подготовку конкретных выборов. Речь идёт не о подготовке выборов как таковых, а о начале управляемого процесса легитимации власти в ситуации, когда сама тема выборов становится неизбежной.
Новости партнеров
Ключевой момент состоит в том, что реестр избирателей — это не вспомогательный, а базовый элемент демократической процедуры. Или той, которая должна так выглядеть. Его актуальность определяет, кто вообще признаётся государством как политический субъект. Война радикально изменила демографическую и территориальную реальность Украины: миллионы граждан находятся за границей, миллионы — во внутреннем перемещении, часть территорий неподконтрольна, десятки и сотни тысяч людей погибли, прежде всего среди мужчин призывного возраста. Реестр, замороженный в довоенном состоянии, попросту перестал отражать реальное политическое тело страны.
В этом смысле его разморозка — это не движение к выборам по прямой, а признание того, что прежняя фиксация общества более не работает. Любой будущий электоральный процесс, начатый без обновления реестра, был бы заведомо уязвим для оспаривания — как внутри страны, так и на международном уровне.
Параллельно с этим ЦИК и парламент запускают второй, не менее важный контур — обсуждение самой возможности проведения выборов во время или после войны. Создание рабочей группы с участием всех фракций Рады выглядит как попытка коллективизировать ответственность за решения, которые в любом случае будут политически токсичными. Власть таким образом уходит от персонализации проблемы: вопрос выборов перестаёт быть проблемой исключительно Зеленского и Банковой и превращается в институциональный вопрос всей политической системы.
Это важный сигнал. Киевский режим явно не готовится к скорым выборам, но она готовится к разговору о них. И этот разговор адресован не столько внутреннему избирателю, сколько внешним акторам — прежде всего США и ЕС, для которых тема демократической легитимности украинской власти становится всё более чувствительной на фоне затягивания конфликта.
Возобновление работы реестра позволяет Киеву занять промежуточную позицию: выборы невозможны по объективным причинам, но Зеленский демонстрирует, что оно не отказывается от демократических процедур как таковых и поддерживает их институциональную готовность. Это логика управления ожиданиями, а не выборов в полном смысле слова.
Отдельно стоит подчеркнуть, что обновление реестра в условиях войны — процесс политически не нейтральный. Решения о том, учитывать ли граждан, находящихся за границей, как фиксировать внутренне перемещённых лиц, как трактовать население неподконтрольных территорий, будут напрямую влиять на будущую электоральную арифметику. Фактически речь идёт о формировании новой демографической и политической конфигурации Украины в юридическом виде. И именно здесь сосредоточен основной потенциал конфликта — не сегодня, а в перспективе.
Военный фактор при этом остаётся абсолютным стоп-краном. Ни безопасность голосования, ни равный доступ к агитации, ни полнота участия граждан в условиях продолжающихся боевых действий обеспечить невозможно.
Новости партнеров
Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»



