Общество занервничало — «не хотят ли нас выключить из жизни государства под предлогом борьбы с коррупцией?»
Российские чиновники и депутаты могут быть освобождены от обязанности ежегодной подачи деклараций о доходах. Это следует из законопроекта, внесенного в Госдуму 10 декабря.
«Как показывает правоприменительная практика, наивысшие коррупционные риски возникают при сделках по приобретению должностными лицами и их близкими недвижимости, транспорта, ценных бумаг и иного имущества. Предлагается фокус антикоррупционного контроля сконцентрировать, в том числе, на таких операциях.
Новости партнеров
Цифровизация системы антикоррупционного контроля позволяет не ждать год, пока чиновник представит очередную декларацию, а вести постоянный мониторинг, оперативно получая информацию о любых изменениях в его финансовом положении. Это делает возможным уйти от архаичной системы контроля в марте-апреле каждого года (которая сдерживает проведение проверок) и существенно сократить время, необходимое для анализа поступающих сведений и оперативного принятия мер реагирования на любые коррупционные правонарушения.
При этом важно защитить персональные данные от использования в целях шантажа, вымогательства и иных противоправных действий», — раскрыл в своем tg-канале суть этой инициативы один из ее авторов, депутат Государственной Думы, председатель ее комитета по безопасности и противодействию коррупции, член «Единой России» Василий Пискарёв.
По его словам, сегодня вся информация о финансовом положении любого должностного лица может быть проанализирована с помощью государственной информационной системы (ГИС) «Посейдон», введенной Указом Президента РФ еще в 2022 году. Её взаимодействие с базами данных (ФНС, Росфинмониторинга, Росреестра, Росимущества, Росавиации, ГИБДД, Банка России, государственных внебюджетных фондов и т. д.) позволяет эффективно анализировать информацию и моментально выявлять коррупционные риски.
В связи с этим необходимо переходить от ежегодного декларирования к непрерывному режиму антикоррупционного контроля. Подавать же декларации целесообразно сохранить только в строго определенных случаях.
При этом Василий Пискарев отдельно подчеркнул — принятие предложенных поправок будет способствовать не только своевременному выявлению правонарушений, но и принятию мер по аресту имущества коррупционера и возмещению ущерба гражданам и государству.
«Действительно ли все так и будет?» — с таким вопросом мы обратились к экспертному сообществу.
Удивительно, но подавляющее большинство политиков, политологов, экспертов по антикоррупционному законодательству ответили отказом на просьбу прокомментировать эту инициативу.
Новости партнеров
Даже на условиях анонимности сказать хоть что-то желающих не нашлось. Сложилось впечатление, что какие-то очень вежливые люди настоятельно просили их «не комментировать ничего до особого распоряжения».
Эту догадку косвенно подтверждает тот факт, что имеющиеся на этот счет весьма скудные комментарии в российском медийном пространстве вообще ограничиваются, по существу, только общими словами о том, что «на доктринальном уровне уже оформилось представление о том, что существующая методика декларирования себя исчерпала».
Даже Telegram, который обычно пестрит комментариями разной степени экспертности практически по любому поводу, в этом случае тоже оказался не шибко разговорчив.
Но те мысли, что все же прозвучали на его полях, могут дать немалую пищу для размышлений, достаточно забить с строку поиска этого мессенджера соответствующий запрос, содержащий в разном сочетании такие ключевые слова, как «декларация», «отмена» и «чиновники».
Декларации о доходах чиновников, в каком бы виде они на подавались в настоящее время, рассуждают авторы некоторых tg-каналов, — это своеобразная презумпция их невиновности в глазах общественности.
Самим фактом декларирования доходов и имущества чиновник собственноручно подтверждает свой добропорядочный статус, а уж силовики пускай потом сами разбирают, есть ли там поводы для обвинений в коррупции или нет. Если выяснится, что он в декларации ошибся, а тем паче — наврал или «забыл указать», то заведенное уголовное дело в отношении него даст обществу сигнал, что рано или поздно кара неизбежна. Такая публичность в известной степени легитимизирует доверие к чиновникам со стороны общества.
Если же «поправки Пискарева» вступят в конечном итоге в силу, получится, что гражданское общество по факту перестанет быть субъектом в отношении государственного бюрократического аппарата.
Передача функций контроля за доходами чиновников и их семей некоей системе силового контура, размышляют они дальше, вряд ли позволит искоренить коррупцию на корню. Судьба слуг народа будет зависеть не от мнения народа, а исключительно от добропорядочности и благорасположения системы, которая что-то там заметит или не заметит.
Новости партнеров
«Принято считать, что главный инструмент борьбы с коррупцией — это прозрачность. А здесь получается, что ее нет. Соответственно, и проверяемый оказывается под постоянным колпаком. Причем так кажется, что „Посейдон“ в перспективе не только служивых людей коснется, но и простых смертных тоже», — резюмировал, в частности, tg-канал «Кремлевский безБашенник».
Активно обсуждающие в соцсетях новость о перспективах отмены подачи чиновниками деклараций о доходах рядовые россияне высказывают, в принципе, схожую точку зрения.
«Если чиновнику надо, он по-любому наварится на своей должности. На Руси всю дорогу же воровали, а сейчас вдруг что-то там придумали оцифровать, и все чиновники разом перестанут взятки брать и наживаться? Да быть такого не может, не верим.
Просто теперь, видно, решили все под плотный колпак взять. Типа, ты, чиновник, воруй-воруй, да не зарывайся, меру знай да делиться не забывай, а чуть что не так, то живо тебя под локотки возьмут», — рассуждает, например, по этому поводу Станислав М. из Челябинска.
«Как законы Госдумой принимаются, когда предлагается сначала одно, а в результате принимается совсем другое, мы уже знаем. Обратите внимание, что поправки внесены двумя разными законопроектами. В одном идет речь конкретно о переносе сроков подачи деклараций о доходах и смягчении требований к ним, а все остальное идет другим пакетом. Не получится ли так, что первый законопроект примут, а другой отклонят или „доработают“ до неузнаваемости?» — задается вопросом Нина Г. Из Подмосковья.
«Цифросектанты не дремлют. Сейчас „потренируются на кошечках“, а потом всю Россию-матушку на цепь обязательного контроля посадят, и будет нам шаг влево, шаг вправо - попытка бегства, прыжок на месте — провокация», — негодует Игорь К. из Санкт-Петербурга.
Правы ли окажутся все они, или нет — покажет время. Внесенные законопроекты-то не просто федеральные, они затрагивают конституционный строй. Как бы отсутствие широкого общественного обсуждения по ним не привело бы к нежелательным последствиям в масштабах страны похлеще, чем дело Долиной-Лурье.



