Если изложить опубликованную новую Стратегию национальной безопасности США в стиле заявлений Трампа, то получится примерно следующее:
1. Лидеры ЕС — жалкие, ничтожные личности, проигравшие войну России, от которой Трамп их почти спас, договорившись об условиях мира на Украине, но эти условия страны ЕС отказались принять. Поэтому Европа может исчезнуть (в феврале то же самое говорилось об Украине непослушному Зеленскому), но США будут продавать ей оружие для войны с Россией и даже подумают о том, чтобы не выходить из НАТО, если европейцы согласятся принять на себя основную тяжесть расходов на перевооружение блока и резко нарастят численность и боевую мощь своих армий.
Новости партнеров
2. Вашингтон хочет выстроить с Пекином выгодные для США экономические отношения, а воевать не хочет. Поэтому американцы будут оказывать на Китай экономическое давление, а своим союзникам в Индо-Тихоокеанском регионе готовы продавать оружие для военного противостояния Китаю.
3. США желают проводить экономную внешнюю политику и сосредоточиться на американском континенте, особенно на своём «заднем дворе» — Латинской Америке, которая совсем от рук отбилась, вовсю торгует наркотиками и не делится прибылями. С этой целью Трамп пытается уговорить Мадуро мирно уйти с поста президента Венесуэлы, а вооружённые силы США концентрируют в регионе всё, что могут собрать ради охоты на катера наркокартелей, перевозящие наркотики в США.
Если принять всё это на веру, то можно было бы сказать, что сбылась голубая мечта тех, кто надеялся увидеть в Трампе «американского Горбачёва». Но такая оценка далека от реальности. Трамп — жадный, хищный, абсолютно циничный сторонник американской гегемонии. Он об этом сам открыто говорит в своих выступлениях, когда сообщает населению США, что благодаря его агрессивной тарифной политике американцы смогут платить меньше налогов, а бюджет получит больше денег.
Обеспечить агрессивную тарифную политику можно только за счёт мощного военно-политического давления. Никто просто так торговать себе в убыток не захочет. Что же касается бюджета, то его дефицит, а соответственно, и государственный долг США растут опережающими темпами. «Заговаривать» финансовый кризис можно ещё какое-то количество времени. Возможно, хватит даже до конца второго срока Трампа. Но финансовая система США и так трещит по швам, а заявленная в Стратегии национальной безопасности политика, если она будет осуществлена в «горбачёвском» стиле, грозит резко сократить «срок дожития» американских финансов.
Таким образом, было бы неверно предположить, что Трамп пытается обменять условного Зеленского на условного Мадуро и, резко ограничив внешнеполитическую активность США, заняться выращиванием латиноамериканской «капусты» и установлением контроля над бизнесом наркокартелей. Собственно, этим он тоже собирается заняться, но это совсем не значит, что остальной мир останется без американского внимания.
Об этом свидетельствует не раз прозвучавшее из уст создателей трамповской Стратегии национальной безопасности словосочетание «доктрина Монро». У нас её (доктрину Монро) часто упрощённо понимают как «Америка для американцев», то есть концентрацию США исключительно на американском континенте, их своего рода изоляцию от дел остального мира. Но это совершенно неправильная трактовка данной доктрины.
Доктрина Монро была провозглашена в 1823 году. Накануне, за пятнадцать лет — с 1803 по 1818 год, США втрое увеличились, присоединив территории к западу от Миссисипи до самого Тихого океана (за исключением тех, которые будут позднее отняты у Мексики). После провозглашения доктрины Монро США в 1828 году присоединили Флориду, в 1846 году забрали у Мексики Техас, в 1848–1853 годах — остальные бывшие мексиканские территории севернее Рио-Гранде. Наконец, в 1867 году они купили русскую Аляску, закончив, таким образом, формирование современной территории США. Также была подкорректирована в пользу США за счёт спорных территорий граница с Канадой.
Новости партнеров
За этот период в состав США вошли территории, принадлежавшие Испании, Великобритании, Франции и России. Причём «добровольность продажи», как в случае с русской Аляской, французской Луизианой и спорными британскими территориями на канадской границе, стимулировалась неспособностью их удержать, а не бескорыстным желанием облагодетельствовать США.
Таким образом, в Северной Америке доктрина Монро обосновала необходимость расширения территории США за счёт территорий, принадлежавших европейским державам, а затем и Мексике. В Центральной и Южной Америке, опираясь на доктрину Монро, США боролись против британской торговли. Британцы, конечно, тоже были не благотворители, но в XIX веке именно Великобритания была «мастерской мира». Её промышленные товары были дешевле и качественнее американских. Вытесняя британцев из Латинской Америки, США политически выигрывали проигранную ими экономическую конкуренцию. Именно тогда Латинская Америка лишилась любых альтернативных путей развития и превратилась в пресловутый «задний двор» США без каких-либо перспектив выйти за пределы сырьевого придатка и поставщика специфических услуг индустрии развлечений: наркотики, проституция, игорный бизнес.
Естественным будет вопрос: а как же совсем юный, ещё недоразвитый в плане промышленности малонаселённый американский империалистический хищник смог в одну калитку обыграть своих матёрых европейских конкурентов, как раз в том самом XIX веке поделивших весь мир?
Дело в том, что европейские конкуренты были заняты дележом того самого всего остального, гораздо более близкого им мира (Африки и Азии) и настолько жёстко противостояли друг другу, что были заинтересованы в нейтрализации США. Никто не хотел видеть их на стороне своего противника. Посылать против них армию через океан было накладно, а свою способность наносить мощные удары по морской торговле американские каперы доказали на деле. Когда же на американском материке всё же появлялись европейские войска (как это было с авантюрой Наполеона III в Мексике), США начинали свою любимую прокси-войну: стимулировали революции, продавали «борцам за свободу» оружие, посылали наёмников и всячески вредили своим европейским конкурентам, но так, чтобы самим не воевать.
Так вот, если мы внимательно взглянем на Стратегию национальной безопасности, утверждённую администрацией Трампа, то обнаружим, что американская администрация намерена искусственно создать в мире ситуацию, аналогичную той, что естественно сложилась во время действия доктрины Монро. По плану Трампа европейские союзники США должны платить США деньги (покупая оружие) и воевать с Россией, азиатские союзники США должны платить США деньги (покупая оружие) и воевать с Китаем. Сами же США, пользуясь занятостью своих главных противников, наведут порядок на своём заднем дворе и вернутся в глобальную политику (как ворвались в неё в конце XIX века) с новыми силами и с новыми возможностями, в то время как все остальные будут истощены борьбой, и слово США окажется решающим в установлении нового глобального порядка.
Напомню, что после доктрины Монро были две мировые войны, когда США вышли из изоляции и в полной мере воспользовались расколом Старого Света.
В целом, как план, новая Стратегия национальной безопасности США красива, хоть и вторична, повторяет оригинал двухсотлетней давности. Но в нынешних условиях она нереализуема: если только все оппоненты США не допустят грубые ошибки.
О первом и главном отличии тогда от сейчас мы уже сказали — тогда ситуация сложилась естественным путём, а сейчас США пытаются повторить её искусственно.
Новости партнеров
Второе не менее существенное отличие заключается в том, что тогда у США не было союзников в Европе, европейцы были заинтересованы в самоизоляции США, чтобы они не попытались сыграть на европейских противоречиях. Они считали, что всегда успеют вернуться к американскому вопросу и просчитались. Сейчас важный для США баланс сил в Европе и на Тихом океане поддерживается их союзниками только с опорой на США. Если Вашингтон перейдёт к политике демонстративной самоизоляции, союзники начнут не выдерживать: американцы и так их уже разорили своими военно-санкционными авантюрами и добивают тарифной политикой. Перед угрозой банкротства и экономического коллапса союзники США начнут перебегать на сторону их врагов, как в своё время союзники СССР наперегонки бежали на Запад.
Именно это и пытаются внушить Трампу его европейские партнёры, которых он постоянно шпыняет за отказ поддержать его внешнеполитический финт. Те же Макрон и Мерц прекрасно понимают, что если США реально прекратят вложения в европейскую безопасность, уйдут из Европы, то вслед за этим их проамериканские режимы рухнут, а новая европейская политика начнёт выстраиваться другими людьми, которые будут проводить не дискредитировавшую себя «политику идеалов», а прагматичную «политику интересов». Интересы же Европы лежат в присоединении (пусть и с опозданием) к проекту Большой Евразии. Только масштабное экономическое сотрудничество с Россией и Китаем может спасти европейские экономики от коллапса. На Дальнем Востоке с союзниками у США всё не так плачевно, но долго вытаскивать противостояние Китаю без поддержки Вашингтона они тоже не смогут.
Ну а если ещё и Мадуро (на американском «заднем дворе») выдержит давление, то останется утешаться победой над Зеленским, и то руками России, ибо США сейчас самостоятельно даже Зеленского свергнуть не могут.


