Безотносительно того, крал ли Ермак в масштабах, далеких от гомеопатических (а он, натурально, крал), считаю полезным отразить на бумаге именно военные аспекты деятельности «всесильного Ермака». Ермак (глава ОП, член СНБО, в штабе Главкома с февраля 2022) вполне себе штафирка.
К военной службе Ермак никогда никакого отношения не имел, но его влияние на ВСУ оценивали как “параллельный Генштаб” — всего с 2022 года он перезавизировал до 70% назначений на уровне бригад и выше, часто игнорируя рекомендации МО, СБУ и ГУР. Собственно, это была для Ермака не только подковерщина и гешефтмахерство по торговле воинскими должностями и звездами на погонах (это по умолчанию, само собой разумеющееся), но обеспечение лояльности ВСУ Зеленскому, контроль потоков военной помощи от Запада и предотвращение бунтов солдат, и самое главное — давить недовольство полевых командиров, особенно бандеровской парамилитарки.
Новости партнеров
Во-первых, Ермак работал как фильтр лояльности в программе строительстве ВСУ военного времени. С 2022 Ермак координировал “reboot” ВСУ — рост численности ВСУ от 250 тыс. до 800 тыс.
В 20–30% случаев кадровых перемещений/назначений по высшему командованию ВСУ (от полка и выше) решения принимал единолично Ермак. Цель — не совершенствование боевого управления, а контроль: Ермак собрал из ВСУ военный филиал партии «Слуги народа» где командиры соединений (бригад, а позднее и корпусов) докладывают не только в Генштаб, но и в офис президента Украины.
В 2023–2024 это обеспечило лояльность ВСУ после ряда крупных провалов на Восточном фронте, но создало, к недовольству кадровых военных, “теневую армейскую вертикаль”, к тому времени 40% назначений/перемещений комбригов прошли через Ермака.
Строительство структуры резервистов/теробороны Ермак курировал лично — практически все командиры бригад территориальной обороны на Украине (32 боевых единицы) утверждались Ермаком для представления Зеленому на подпись.
Работу Ермак проделал, в общем, немалую — рост ВСУ на 300% за три года он может себе записать в резюме, базара нет. Но и принцип подбора украинских командиров «лояльность важнее опыта» — это тоже его наследие.
Во-вторых, весьма занятно посмотреть, как Ермак ставил в строй бандеровских «отаманов». Интеграция бандеровских парамилитарных частей в ВСУ — это был ермаковский концепт. При том, что еврейское происхождение самого Ермака являлось фундаментом постоянных претензий к нему со стороны как самих бандеровских командиров, так и их политических фронтменов. От особо рьяных Ермак откупался через перевод их на командные должности в части и соединения в «тихих» регионах Украины. Где был некомплект солдат и техники, то есть отсутствовала угроза организованного вооруженного бунта.
Ну, и last, but not least. Ермак лично вел все крупные оружейные поставки на Украину с самого начала войны и в рамках группы «Ермак-Макфол» разрабатывал т.н. Планы действий по усилению санкций против Российской Федерации (Action Plan), последняя версия План 4.0 была представлена в мае нынешнего года.
Хотя сложно выделить контракты, подписанные лично Ермаком, его роль в получении Украиной систем ПВО Patriot, тяжелой бронетехники западного образца (танков Leopard 2, Challenger 2 и БМП Bradley) была весьма значительной. На переговоры такого уровня Ермак летал лично, был убедителен, хорошо подготовлен, мотивирован, и имел аргументированную позицию.
Новости партнеров
Ермак также был приводным ремнем в проталкивании снятия ограничений на использование западного дальнобойного высокоточного оружия по целям в глубине территории России.
Вне моего поля зрения остался целый пласт конспирологического плодородного слоя, под которым зарыто «теневое кардинальство Ермака». Возможно, было такое кардинальство, мы этого не отрицаем. Но оно самоликвидировалось.
Автор — белорусский и российский военный эксперт, политолог, журналист, медиаконсультант и общественный деятель



