ГлавноеАналитикаЮрий Баранчик. Казахстан и пределы стратегического партнерства

Юрий Баранчик. Казахстан и пределы стратегического партнерства

Опубликовано

Завершившийся государственный визит президента Казахстана Токаева вызвал у бдительной аудитории противоречивые ощущения. С одной стороны, Токаев написал целую колонку, где сообщил много приятных вещей. С другой – Трампу он рассказал ещё лучше. Кстати, подобные колонки для президента Казахстана норма.

В результате возникает непонимание, куда мы движемся. Если сравнивать даже баланс между Казахстаном, нами и Китаем, то получаем следующее: по объёму торговли и темпам роста – Китай обгоняет Россию. По степени вшитости в инфраструктуру, институты и повседневную экономику – Россия всё ещё сильнее. По перспективе на 10–15 лет – китайский вектор будет нарастать, российский будет оставаться ключевым, его значение будет падать.

Новости партнеров

В 2023 г. Китай стал главным торговым партнёром Казахстана, обогнав Россию: товарооборот около $31,5 млрд, +30% к 2022 году. В 2024 г. товарооборот вырос ещё больше: оценки колеблются от 33 млрд долл. за 9 месяцев до $44 млрд за год по китайским источникам. Китай уже даёт свыше 20% всего внешнеторгового оборота Казахстана, причём эта доля растёт.

Торговля с Россией тоже держится на высоком уровне, но растёт медленнее. 2022 г. – около $26 млрд, 2023 г. – около $30 млрд, 2024 г. – «почти $30 млрд» по заявлениям Токаева. В рамках общей торговли Казахстана Россия сместилась со 1-го на 2-3 место, уступив Китаю и конкурируя с ЕС.

Казахстан экспортирует в Китай нефть, газ, уран, медь и другие металлы, всё активнее – зерно и агропродукцию.Импортирует автомобили, электронику, компьютеры, промышленное оборудование, пластики – фактически львиную долю современной потребительской и промышленной техники.

Россия остаётся главным источником импорта: в 2024 г. на неё приходилось 30% импорта Казахстана (против 24–25% у Китая). Поставляет ГСМ, продукты питания, стройматериалы, промышленную кооперацию, ж/д подвижной состав, массу «обычных» товаров, которые заполняют рынок. Казахстан экспортирует в Россию нефть, металлы, зерно и многое из того, что затем используется Россией для реэкспорта или переработки.

По торговому обороту Китай уже больше, по критичной зависимости по импорту (особенно повседневном и промышленном) Россия всё ещё номер один. Но ничто не вечно, вспомним недавний контракт на поставку тепловозов из США, например.

Институциональная база сотрудничества с Россией остается достаточно прочной. Казахстан и Россия в одном таможенно-экономическом блоке – ЕАЭС, плюс соглашения в рамках СНГ и новый договор о свободной торговле в услугах и инвестициях. Это создаёт плотную юридическую связность, облегчая движение товаров, услуг и капитала.

Более 80% экспорта нефти Казахстана по-прежнему шло через Россию (Новороссийск плюс другие маршруты). Плюс договорённости о совместных проектах в нефти, нефтепродуктах и газе, которые в ноябре 2025 г. Путин и Токаев специально усилили (добавочные объёмы, новые схемы транзита, кооперация по газу для приграничных регионов).

Новости партнеров

Казахстан опирается на Росатом в части обогащения урана и производства топлива, и выбрал Россию основным подрядчиком для первой АЭС. Правда, для второй и третей – выбран Китай. Об этом известно с августа, но у нас многие обнаружили данный факт совсем недавно.

Русский язык, миграция, трудовые связи, историческая общность, медийное пространство – всё это создаёт интенсивность, которая не отражается прямо в цифрах торговли, но задаёт плотную «сетку» контактов.

С другой стороны, «китаизация» Казахстана выглядит неминуемой. Казахстан – ключевая страна для сухопутного маршрута КНР–Европа, более 70% китайских инвестиций в Центральную Азию с 2013 г. приходилось на Казахстан. Узел Хоргос и СЭЗ «Khorgos – Eastern Gate» позиционируются как крупнейший логистический и индустриальный хаб на границе с КНР, с планами инвестиций в $1 млрд до 2035 г.

Китай активно заходит в металлы и критические ресурсы: медь, алюминий, литий, вольфрам, золото. В рамках China–Central Asia Summit Пекин прямо фиксирует Казахстан как «ключевого экономического и торгового партнёра», с рекордным товарооборотом и расширением культурно-образовательных связей (университеты, институты, туризм).

Торговля растёт двузначными темпами, Китай закрепился как №1 по товарообороту, причём не только как покупатель сырья, но и как поставщик сложной техники, автомобилей, электроники.

Через 10-15 лет Китай с высокой вероятностью будет главным торговым партнером и инвестором в новые отрасли Казахстана (инфраструктура, минералы, ВИЭ, часть атома). Россия же – ключевой партнёр по традиционной энергетике, транзиту и атомной генерации, но под постоянным контролем рисков санкций и политической токсичности.

Если хотим удержаться в Казахстане, то нужно очень сильно думать. Денег у Китая больше, а с учетом интересов в Центральной Азии США, Британии и ЕС (а также Турции), «в лоб» мы эту конкуренцию не выдержим. И тут дело не в некоей природной русофобии Казахстана (хотя её тоже старательно разжигают), а в дефиците интеграционных бонусов и проектов, которыми можно оперировать.

Пока мы не перейдем на новый технологический уклад, что подразумевает трансформацию нашей собственной экономики, а значит – управленческой логики, нам в отношениях с Казахстаном придется выезжать на ресурсах (пока не появится альтернативы) и на апелляциях к общему советскому прошлому (про которое помнят всё меньше, в том числе благодаря и нашим внутренним стараниям тоже).

Новости партнеров

Подписанный договор о стратегическом партнерстве России и Казахстана не нужно воспринимать как нечто эксклюзивное. Таких стратегических партнеров у Казахстана, только по документам, кроме нас минимум два: Китай и США. Проще говоря, издержки многополярного мира, который мы строим. Хотим быть в этой многополярности симпатичным полюсом — это не так просто.

Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»

t.me/barantchik



Алексей Волынец. Почему генералы НАТО не боятся Россию

О разнице нашего противника в минувшую Холодную войну и в нынешнюю, уже совсем не холодную… Во время той Холодной войны, в 50-80-е годы минувшего века,...

Мирного соглашения по Украине не будет. Что дальше

Европейцы и украинцы пытались представить переговоры американских представителей с президентом России провальными, так как компромиссного решения достичь не удалось. Однако Дональд Трамп заявил, что переговоры...

Валентин Катасонов: Россия взывает о помощи, но на форуме «Россия зовет!» эти взывания не...

Если промышленное производство падает, а финансисты процветают, значит в экономике творится что-то не то 2 декабря в Москве в Центре международной торговли начал работу инвестиционный...

Читайте также

Александр Дугин: Россия вступила в войну, из которой нельзя выступить

1. Война с ЕС и Британией практически неизбежна. Глобалисты, правящие в Европе, к ней...

Договорились: Россия сложит оружие под контролем африканцев и арабов

В эти дни в столице Египта Каире проходит самая крупная на Африканском континенте ежегодная...

«Параллельный Генштаб ВСУ»: Военные аспекты деятельности Ермака

Безотносительно того, крал ли Ермак в масштабах, далеких от гомеопатических (а он, натурально, крал),...