Лебедь, рак и щука
Все помнят выдающуюся басню Крылова 1814 года. Кто забыл, напомню: когда большое дело пытаются делать партнеры с совершенно разными намерениями, дело это, которое Крылов образно изобразил в виде телеги, не сдвинется с места. Чтобы сдвинуть телегу, запрягать в нее надо тех, кто будет думает и двигается одинаково.
Новости партнеров
Государственное управление в России частенько походит на крыловскую басню тем, что пока верховная власть страны пытается формировать устойчивое развитие на десятилетия вперед, монетарные власти делают все, чтобы выживали только лавочники и спекулянты, а исполнители в лице разного рода госменеджеров не думают ни о чем, кроме извлечения личной ренты из служебного положения. И напротив, когда появляются люди, готовые «тащить» проект туда, куда просит Кремль, они проходят через бесконечные мытарства, потому что система пытается исторгнуть их как инородный элемент. В стране слепых, зрячий — изгой.
Упаси Господи от сотрудничества
Однажды в сытые и перспективные 2010-е с партнером хотели заняться золотодобычей на Дальнем Востоке. Был инвестор и план надежный как швейцарские часы, а месторождений рассыпного золота на востоке Сибири, как фантиков у дурака. Но чтобы добыть золото и вывезти его морем, нужны были крупные инвестиции в инфраструктуру. По этому поводу мы встретились с представителем одного из институтов развития, который отвечает за ГЧП. Через 2 часа разговора стало понятно, что вместо золотого прииска с высокой вероятностью мы потеряем деньги, и скорее всего свободу. Золото все еще лежит там, никто не решается вступить на скользкий путь ГЧП.
Национальная идея
В арктических широтах России лежат несметные сокровища: нефть, уголь, газ, металлы и т.д. Под дном северных морей кладовая богатств, которая обеспечит Россию на 100 лет вперед. Это хорошо понимают на Западе. США и Канада пытаются оспорить наше право на добычу в Северном Ледовитом океане (СЛО). Чтобы защитить это право, Владимир Путин поручил заблаговременно построить мощнейший атомный ледокольный флот, вернул российскую армию в Заполярье, поставил инфраструктурные задачи крупнейшим государственным холдингам и институтам развития.
Морской путь
Климат на Земле стремительно меняется. Уже к 2050 году климатологи обещают значительное потепление на Крайнем Севере и в Сибири, что приведет к таянию вечной мерзлоты и заболачиванию севера Сибири. На Севере стремительно теплеет. Открываются новые возможности по добыче природных ископаемых и возможности для транспортировки товаров по Северному морскому пути (СМП). Сейчас это скорее имиджевый проект, но в будущем это будет реальная альтернатива обходу Африки. Россия может стать реальным мостом с Востока на Запад.
Новости партнеров
Инфраструктура
Главным препятствием к развитию добычи в СЛО и транспортировки грузов по СМП являются экстремальные климатические условия русского Заполярья. 12 тысяч километров тишины. В России хорошо осознают эту проблему и предпринимают усилия для строительства уникальной инфраструктуры для добычи и морского судоходства в Заполярье. Это дорого и сложно. Мало кто умеет создавать инженерную инфраструктуру там, где 1 месяц лето и 11 месяцев зимы.
Вслед за решениями Владимира Путина
Освоить 12 000 км крайнего севера в одиночку не может ни одна компания, ни «Газпром», ни «Роснефть», ни «Росатом». Напротив, наибольшие успехи пока у частного «Новатэка» на Ямале. Для освоения ресурсов Севера и организации морского судоходства требуется длительная кооперация государственного и частного капитала. Требуется инициатива, аудит эффективности и пассионарность. Если такая кооперация будет достаточно устойчива, страну и собственников предприятий ждет успех и десятки лет благоденствия. Однако на пути реализации «длинных» государственных проектов часто встают крыловские «рак» и «щука», которые тянут дело в дебри, или на дно.
По Севморпути
В рамках освоения СМП идет реализация многих дорогостоящих программ. Среди прочего на Чукотке была установлена произведенная корпорацией «Росатом» плавучая АЭС. По заказу «Росэнергоатома» трест «Записибгидрострой» спроектировал и построил место для ее стоянки в Заполярье.
Реализация сложных национальных проектов — дело рискованное. Чтобы предприятия могли осуществлять большие инфраструктурные проекты им нужна низкая прогнозируемая инфляция, дешевые длинные деньги и «страховка» государства, которое в случае чего — подставит плечо.
Плечо, а не подножка
Новости партнеров
Несмотря на важность задач по инфраструктурному развитию, большинство частных инвесторов, которые входят в такие проекты не имеют никакого специального правового режима, благодаря которому они могли бы рассчитывать на «снисхождение», если что-то пойдет не так.
В текущей геополитической обстановки всегда что-то идет не так. Война и санкции закрыли доступ к дешевым иностранным деньгам, технологиям и продукции иностранных кампаний. Когда у больших предприятий, связанных с госконтрактами, начинаются проблемы, «расшивать» их обычно никто не хочет, ограничиваясь банкротством, выплескивая с «денежной водой промышленного ребенка».
Частный капитал
Часто последнее время обсуждаемый как симптом системной проблемы — история «Сургутнефтегазбанка» в проекте строительства причала для плавучей АЭС на Севморпути – ярко демонстрирует несовершенство системы госзаказа. Банк выступил кредитором указанного строительства, а когда у господрядчика начались финансовые проблемы, поддержал его антикризисную политику в целях своевременной сдачи госзаказа.
Работы были успешно сданы в срок, после чего один из банков-кредиторов подрядчика, связанный с ним по другим строительным проектам, инициировал процедуру его банкротства, а «Сургутнефтегазбанк» как организацию, оказавшую должнику антикризисную помощь, хочет теперь привлечь к субсидиарной ответственности. С их точки зрения получается, что поддерживать предприятия в нельзя. У инициаторов процедуры есть шанс урвать порядка 3 млрд рублей (выплачивать их должен будет Сургутнефтегазбанк, так как у подрядчика таких денег нет).
Надеюсь, всю подлость ситуации видят и понимают в Госдуме, Минэкономразвития, в Центробанке, в АП. Пока внятной реакции нет. С таким подходом, если ситуация сложится в пользу желающих обогатиться на 3 ярда на ровном месте, в будущем представители частного капитала десять раз подумают, прежде, чем соглашаться принимать участие в госпроектах, поддерживать предприятия, даже исполняющие поручения Президента в сложных наукоемких отраслях, в ВПК, в развитии инфраструктуры. Ведь можно встрять.
Причина, по которой региональный банк может сейчас внезапно оказаться должным сумму, выплата которой его самого введет в кризисное состояние, по сути – поддержка подрядчика во время выполнения им госконтракта на строительство стратегически значимого объекта инфраструктуры. А захотят ли на фоне так сейчас складывающейся судебной практики другие кредитные организации содействовать господрядчикам на других масштабных стройках, если вдруг и что? К примеру, в новом, недавно презентованном Сергеем Шойгу Сибирском промышленном кластере, где объекты высокого государственного значения будут также строиться по заказу госкорпораций «Ростех» и «Росатом», но не без участия частных «Русала» и «Норникеля».
Как работают конкуренты?
В Китае и США такая ситуация невозможна. Там крупные предприятия, будь они частные или с государственным участием имеют особый статус на десятилетия. Джон Перкинс в «Исповеди экономического убийцы» рассказывает, как ЦРУ весь XX век являлось проводником интересов крупнейших инженерных компаний США. Экономические убийцы продавали «развитие» третьим странам, делая их вечными должниками Западных правительств и корпораций.
Китай имеет долгосрочные программы поддержки всех стратегических отраслей. Деньги там являются не самоцелью, а инструментом получения экономического и политического могущества. Недавно Китай ввел 50% дисконт на энергетику для компаний занимающихся развитием искусственного интеллекта и создающих для этого вычислительные мощности. Вы где-нибудь слышали, чтобы в России, которая обладает развитой диверсифицированной энергетикой давали дисконт промышленности?
Деньги, как самоцель
На уровне политических деклараций и стратегий Россия активно продвигает тему строительства дорог, газификацию, благоустройство, промышленные кластеры, наукоемкие отрасли и т.д. Под это пишутся проекты и выделяется финансирование. Президент собирает советы и спрашивает за исполнение.
Однако на уровень ниже государственный интерес бьется о системные проблемы, несовершенные механизмы регулирования отношений участников его реализации. На первый план выходит корыстный интерес отдельных институтов, банков, управленцев, которые создают проблемы, а не предлагают решения.
Автор — военный волонтер, публицист, политолог. Автор и ведущий проекта «Достоевский клуб»


