ГлавноеИнтервьюВторой «свой» МС-21: Летать научили, осталось научить размножаться

Второй «свой» МС-21: Летать научили, осталось научить размножаться

Опубликовано

Для производства лайнера нужны комплектующие, станки, кадры. Где их взять? Пример «Байкала» пугает

Полностью импортозамещенный образец российского самолета МС-21 поднялся в небо с аэродрома Иркутского авиационного завода компании «Яковлев» (входит в ОАК госкорпорации «Ростех») совершил, сообщил Минпромторг РФ, в телеграм-канале которого опубликованы кадры испытательного полета лайнера.

Ведомство также отметило, что на борту МС-21 тестируется работа новых отечественных систем и двигателей ПД-14.

Новости партнеров

Известно, что самолет находился в воздухе 50 минут, во время которого поднимался на высоту до 3,5 км. По словам командира экипажа Андрея Воропаева, полетное задание выполнено было полностью, а все отечественные системы работали в штатном режиме. Также в составе экипажа находились летчик-испытатель Олег Мутовин, ведущие инженеры по летным испытаниям — бортовые операторы Антон Кузнецов и Григорий Кудряшов.

«Самолет присоединится к программе сертификационных испытаний наряду с опытным образцом МС-21, частично оснащенным новыми российскими системами и агрегатами, который совершил первый полет в новом облике 29 апреля 2025 года», — говорится в сообщении министерства.

— Конечно, эта информация радует, поскольку речь идет об очередном этапе сертификационных полетов, — так оценил сообщение Минпромторга заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, советник по безопасности полетов председателя Профсоюзов лётного состава России Олег Смирнов.

— Однако это всего лишь этап испытаний. Даже его показатели говорят о многом. Самолет поднялся на три с половиной тысячи метров, а летать ему предстоит на высоте 10−11 тысяч метров, это его рабочая высота, значит, требуется еще облетать на пять, шесть, восемь, 10−11 тысяч и так далее.

Притом в любых условиях, чтобы он, пробивая эти высоты, мог встречаться и с грозовыми явлениями, интенсивным обледенением в облаках, болтанкой и так далее. Все это еще предстоит испытать. К тому же радость от этого события девальвируется от прежних заявлений наших чиновников, уже делавших громкие заявления, не подтвердившиеся в реальности.

— Какие заявления вы имеете в виду?

— Напомню, еще в 2016 году премьер-министр Дмитрий Медведев на церемонии первой выкатки МС-21 на заводе в Иркутске сказал, что в 2020 году мы будем летать на этом самолете.

Новости партнеров

Однако это обещание так и осталось не выполненным. Это привело к тому, что из года в год многие высокопоставленные чиновники вводят в заблуждение как высшее руководство, так и общественность. Если премьеру было можно говорить неправду, то почему им нельзя?

Сегодня говорят, что лучший в мире самолет, у него лучший в мире двигатель, лучшие в мире системы и многое другое. Уже было обещано, что в 2026 году начнется его массовое производство, но ничего из вышеперечисленного мы пока не увидели. И никто за эту пыль в глаза не понес наказания. Возможно, что-то будет к 2030 году.

Не будем забывать, что высшее руководство строит планы исходя из информации этих людей, пускающих пыль в глаза. Следовательно, фундамент решений непрочный, ничего на нем толком не построить.

— Что же делать?

— Ситуация изменится лишь тогда, когда мы переведем выпуск и подготовку гражданских воздушных судов в мобилизационный экономический режим. Только если гражданское авиастроение будет работать по аналогии с нашим ВПК, имеющим определенные успехи в производстве танков, самолетов, ракет, беспилотников и прочей продукции. Если мы этого не сделаем, так и будем наблюдать парадную шумиху вокруг каждого этапа с минимальным результатом.

— Каковы мощности Иркутского авиационного завода? Сколько он может делать самолетов в год? В августе 2024 года его гендиректор говорил о 36 машинах. Изменилось что-то с тех пор?

— Иркутский завод находится в рабочем состоянии, потому что он выпускает технику, в том числе военную. Он располагает соответствующими станками, оборудованием, инженерами, конструкторами, техникой и так далее.

Но здесь нужно помнить, что для МС-21 требуются тысячи комплектующих. Вопрос в том, есть ли у нас гарантия, что эти комплектующие для сотен самолетов будут производиться и поставляться вовремя. А ведь это инженерно-технические изделия, электроника, шины для колес, остальные составляющие. Для их регулярного массового производства необходимы современное оборудование, станки, квалифицированные инженерные и технические кадры — все это для самолетостроения сейчас является немалой проблемой.

Новости партнеров

— Насколько прислушиваются чиновники к мнению людей, глубоко знающих авиацию? Вам приходится консультировать?

— Не слишком прислушиваются, к сожалению. В свое время, когда было принято решение создавать Superjet 100 на основе западных комплектующих, мы говорили, что не следует при этом гробить производство наших самолетов — Ту, Як, Ил. Но нас не послушали, руководствовались принципом, что Запад нам поможет.

Сейчас пожинаем плоды тех решений: пытаемся возродить Ил-114, Ту-204 и так далее. Если бы не разрушали производство этих машин, а производили бы Superjet 100 вместе с ними, многих нынешних проблем у нас не было бы.

— Насколько производство МС-21 поможет исправить ситуацию в нашем авиастроении? Ведь это самолет своего класса, а как с другими?

— Это еще более сложный вопрос, чем ваши предыдущие. Конечно, МС-21 задуман как самолет, включающий самые передовые технологии.

По некоторым характеристикам он является реальным конкурентом, пока только теоретически, «Боингу» и «Эйрбасу» и в чем-то даже превосходит их. Впрочем, реально мы это увидим, когда он будет сертифицирован.

Но он закрывает лишь один участок нашей гражданской авиации, средние магистральные воздушные линии. Но у нас есть еще ближние магистральные воздушные линии.

Есть одна из важнейших проблем, без решения которой все усилия будут тщетными: это отсутствие «летающих парт», учебных самолетов.

Приобретенные ранее западные учебные самолеты вырабатывают свой срок и встают на прикол к заборам, поскольку для них нет комплектующих. Нам не на чем учить курсантов.

— Это еще без учета провала в малой авиации…

— Да, здесь можно вспомнить историю с самолетом «Байкал», который якобы был готов, но затем полпред президента в Дальневосточном округе Юрий Трутнев сообщил, что в таком виде он просто не нужен.

Он не летает на лыжах и поплавках, не может садиться на неровную почву и так далее. На работы по «Байкалу» выделялись миллиарды рублей. Сейчас идет его доработка. Но кто-нибудь ответил за предыдущий провал? И таких вопросов у специалистов в области авиации очень много.

svpressa.ru



Чтобы дать воду Донбассу, придется брать и Славянск, и левобережье Днепропетровской области

Станет ли поворот рек новой реальностью ближайшего времени и во что это обойдется Российская Академия наук начала проработку проекта переброски части стока сибирских рек в...

Ростислав Ищенко. Будет ли Киев отдавать долги после СВО

Политолог, историк, публицист, обозреватель МИА "Россия сегодня" Ростислав Ищенко в еженедельной программе "Прямой эфир с Ростиславом Ищенко" на канале "Украина.ру" ответил на вопросы зрителей...

Ростислав Ищенко. Переговоры Путина и Уиткоффа, отставка Зеленского и репарации для Польши

- О чем будут говорить Путин и Уиткофф на переговорах в Кремле? - Действительно ли Европа готовится к войне с Россией? - Уйдет ли Зеленский в...

Читайте также

Экс-главу дипломатии ЕС Федерику Могерини задержали в Бельгии

2 декабря 2025 года в Бельгии произошла крупная полицейская операция в рамках расследования Европейской...

Трамп начал давить киевский режим вместе с Путиным: Европа на очереди

Россия и США решили договариваться через украинские и европейские головы Установленный Трампом срок для принятия...

Захар Прилепин: Дружить мы будем с азиатами, а с белыми европейскими господами — воевать

Вице-премьер союзной Киргизии Эдиль Байсалов: "Кому-то это может не нравиться, но сегодня Кыргызстан — это...