ГлавноеАналитикаТрамп хочет от Си то, что председатель не может ему дать

Трамп хочет от Си то, что председатель не может ему дать

Опубликовано

На фоне бесконечного обсуждения вероятности саммита Дональда Трампа и Владимира Путина как-то ушла в тень другая встреча в верхах — американо-китайская. Притом что она имеет огромное значение — в том числе и для хозяина Белого дома, сделавшего КНР ключевым направлением всей своей внешней политики и даже элементом политики внутренней. В четверг в южнокорейском Кенджу два руководителя наконец-то встретятся — спустя шесть с лишним лет после последнего свидания. В начале следующего года ожидается визит Трампа в Китай, после чего он ждет визита Си в Штаты.

В отличие от Джо Байдена, который постоянно рассказывал, как много времени он провел с Си Цзиньпином (хотя это было еще в то время, когда они оба были вице-президентами и вместе ездили по США и Китаю), Трамп не хвастает своими близкими связями с китайским лидером. Хотя их знакомство состоялось в апреле 2017-го и сразу же переросло в семичасовую беседу — в ходе внезапного визита Си в трамповское поместье Мар-а-Лаго во Флориде. Тогда только что вступивший в должность президента Трамп грозил Китаю торговой войной, и китайский председатель решил лично выяснить настрой американского коллеги.

Новости партнеров

Торговая война в итоге не разразилась, Трамп, как обычно, говорил о большом успехе переговоров, однако именно тогда, по сути, и начался процесс развода двух тесно связанных экономик и открытое движение в сторону жесткого геополитического соперничества. За время первого срока Трамп провел еще несколько встреч с Си, но масштабным можно назвать только его визит в Китай в ноябре 2017-го. Потом были встречи на полях международных саммитов — последняя состоялась в июне 2019-го в Осаке. То есть все личные контакты двух лидеров уложились в два с небольшим года, чтобы возобновиться уже в формате телефонных переговоров после возвращения Трампа в Белый дом. В промежутке было четыре года правления Байдена — начавшихся с жесткой и нетипичной китайской отповеди американцам на двухсторонних переговорах глав МИД в Анкоридже и закончившихся тем, что Байден стал первым за несколько десятилетий американским президентом, не посетившим Китай в свой срок. Конечно, отчасти это было связано с карантинными ограничениями из-за ковида, но в гораздо большей степени с тем, что американо-китайские отношения продолжали ухудшаться и к прочим противоречиям добавилось еще и «украинское»: Вашингтон решил давить на Пекин, требуя отказаться от поддержки России. А заодно и начав расчесывать крайне чувствительную тайваньскую тему.

Китай пытался сделать развод с США управляемым, уверяя, что не ищет конфронтации и нацелен на взаимовыгодное взаимодействие там, где это возможно, но возвращение Трампа привело к объявлению торговой войны, причем в самом жестком формате. Американский президент постоянно угрожает огромными пошлинами: в последний раз, несколько недель назад, речь шла уже о 100-процентных. При этом все понимают, что обрушение американо-китайской торговли невыгодно прежде всего самим Штатам. И в Пекине поэтому продолжали играть с Трампом вдолгую, рассчитывая на то, что запал у президента США если и не иссякнет, то заметно уменьшится. Так в итоге и произошло.

Стопроцентными пошлинами Трамп грозил в ответ на ограничения на экспорт редкоземельных металлов, введенные Китаем, — и вот теперь стороны вроде бы договорились о параметрах торговой сделки. Китай отсрочит введение ограничений по редкоземам, вернется к закупкам американской сои и на сделку с продажей американской части TikTok согласится. А Трамп откажется от ввода 100-процентных пошлин, хотя увеличение тарифов на китайский экспорт все равно произойдет. Обо всем этом планируется объявить после встречи Трампа и Си, которую американский президент наверняка назовет «прорывом» и «успехом». Но точно такие же эпитеты звучали из его уст в 2017-2019 годах после встреч с председателем КНР, а сейчас ситуация, причем не только в американо-китайских отношениях, гораздо хуже.

Если в 2017-м Трамп пытался давить на Си, в том числе используя тему «северокорейской ядерной угрозы», то сейчас он хочет, чтобы «Китай помог ему с Россией». То есть принудил Россию к миру на Украине — в частности, ограничив закупки российской нефти. Последние американские санкции против России нацелены в том числе и на это — и теперь Трамп постоянно рассказывает, что Индия откажется от закупок, а Китай он постарается «убедить». Наивность или блеф?

Давить на Китай бесполезно, тем более по вопросам, имеющим для него принципиальный характер. И вряд ли Трамп этого не понимает: стратегические отношения Москвы и Пекина ни для кого не секрет. КНР, конечно, не хочет торговой войны с США, но платить за ее отсрочку (потому что в отмену никто не верит) отношениями с Россией он, естественно, не будет. Но если у Трампа нет ни одного шанса продавить Си, то зачем же тогда он вообще муссирует тему «китайского давления на Москву»?

Затем же, зачем в начале своего первого срока он разыгрывал «корейскую ядерную угрозу» — пускай Пекин надавит на Пхеньян и принудит его к переговорам с американцами о ядерном разоружении. Это было абсолютно невозможно по целому ряду причин: Китай не был заинтересован в давлении на КНДР, отношения Пекина и Пхеньяна не строятся по принципу «хозяин — вассал», Ким Чен Ын никогда бы не отказался от ракетно-ядерной программы и т. д. В итоге вся возня Трампа вокруг корейской темы вылилась в три встречи с Ким Чен Ыном и абсурдное заявлением о том, что он избавил США от северокорейской ядерной угрозы. Что уступил Китай на северокорейском направлении? Ровным счетом ничего. Не говоря уже о том, что вскоре КНДР, по сути, прорвала режим международных санкций, став близким военным союзником России.

Тоже самое будет и в этот раз — только в гораздо более серьезном масштабе, учитывая, что вместо корейской Трамп пытается разыграть против Си русскую карту. Уступки по корейской теме были для Пекина совершенно невозможны и невыгодны, а по русской — в принципе не обсуждаются. Значение стратегического альянса с Россией для Китая не просто велико — неофициальный союз является, по сути, фундаментальным условием для успешной борьбы Пекина против американского натиска и политики сдерживания. Попытки развести (во всех смыслах этого слова) Путина и Си лишь упрочат их отношения.

Новости партнеров

ria.ru



Алексей Волынец. Почему генералы НАТО не боятся Россию

О разнице нашего противника в минувшую Холодную войну и в нынешнюю, уже совсем не холодную… Во время той Холодной войны, в 50-80-е годы минувшего века,...

Мирного соглашения по Украине не будет. Что дальше

Европейцы и украинцы пытались представить переговоры американских представителей с президентом России провальными, так как компромиссного решения достичь не удалось. Однако Дональд Трамп заявил, что переговоры...

Валентин Катасонов: Россия взывает о помощи, но на форуме «Россия зовет!» эти взывания не...

Если промышленное производство падает, а финансисты процветают, значит в экономике творится что-то не то 2 декабря в Москве в Центре международной торговли начал работу инвестиционный...

Читайте также

Ростислав Ищенко. Поджигатели

Мария Захарова ехидно прокомментировала намерение Литвы разобрать ведущую из России железную дорогу, сказала, что...

«Раньше надо было думать»: Трамп фактически назвал Зеленского и украинцев «идиотами без карт»

Спецпосланники Дональда Трампа — Стив Уиткофф и Джаред Кушнер, которые 2 декабря провели встречу...

Захар Прилепин. Ретроспектива украинской перспективы, или Не эйфория, но трезвость

Перемирие! Грядёт перемирие! Ведь грядёт же? Стремительно сняли Ермака. Реанимировали в политическом поле Залужного, которого явно примеряют к...