ГлавноеАналитикаИгры с «Томагавком»: между покером и бумерангом

Игры с «Томагавком»: между покером и бумерангом

Опубликовано

«Томагавк» в повестке администрации президента США Дональда Трампа обретает характеристики, не предусмотренные проектантами из General Dynamics. Этот немолодой, но массовый и разрушительный тип дальнобойных крылатых ракет Трамп в целях достижения выгодной сделки с Россией по украинской теме, использует в логике покерного «рейза» – одновременно с повышением ставки пытаясь мимикой и поведением максимально деморализовать оппонента.

На прошлой неделе американский лидер перекусил в Белом доме с Зеленским и улетел, оставив вопрос передачи Киеву «Томагавков» открытым. Пообещав пообсуждать эту тему впоследствии, Трамп многократно повторил, что «Томагавки» нужны самим США. Зеленский попытался устроить «ченч» – дроны незалежного производства на «топоры». Дональд назвал беспилотники «очень хорошими», но активного интереса к сделке не проявил.

Новости партнеров

Накануне этой встречи Трамп переговорил по телефону с Путиным, в том числе, о вероятности передаче Киеву «Томагавков». Российский лидер предупредил, что эти ракеты не изменят ситуацию на поле боя, но поставки нанесут серьезный ущерб отношениям России и США. Трамп обещал учесть эти соображения в беседе с Зеленским – что, собственно, и сделал. Но перед разговором с Путиным он заявлял, без оглядки на перспективы эскалации, что практически принял решение по поводу поставок этих ракет Украине, мол, осталось понять, что Киев «с ними сделает и куда направит». А позже констатировал, что Вашингтон передаст ракеты в случае «полного тупика» в переговорах России и Украины.

Пентагон даже спешно разработал план по передаче «Томагавков», только не определился с количеством. США не смогут передать Киеву много – Пентагон сам расходует эти ракеты большими темпами, чем закупает. «Именно об этом, вероятно, сейчас там спорят», приводит Financial Times слова бывшего заместителя помощника министра обороны США Джима Таунсенда. По информации издания, с 2022 года США закупили всего 202 таких ракеты, но с 2024 года использовали не менее 124 единиц при ударах по хуситам и иранским ядерным объектам. По мнению Таунсенда, США могут передать Украине небольшую партию, другой источник издания считает – от 20 до 50 ракет.

Выбрали бы что-то более правдоподобное

Начнём с пассажа Трампа о тупике переговоров по мирному урегулированию конфликта на Украине: чтобы в него зайти, их нужно в принципе начать. Напомним, за время СВО Москва предприняла множество попыток усадить Киев за стол. Но он, то под крылом всего коллективного Запада, то – Лондона и Брюсселя, снова и снова саботировал дипломатию, а в ноябре 2023 года вообще запретил себе диалог о мире законодательно. На этом фоне ультиматум Трампа выглядит так же странно, как и его позиция по поводу Китая в СНВ-3 – в свой прошлый президентский срок он ставил участие Пекина в договоре одним из основных условий его продления. Причем, в обеих ситуациях Россия неизменно выступает «за»: и за переговоры с Украиной, и за вступление Китая в СНВ-3, но хозяин – барин. Говоря же о тупике, грозя «Томагавками», Трамп как будто намеренно игнорирует его ключевую причину – фундаментальное недоверие сторон и их взаимоисключающие цели. И предлагает вместо реального и честного дипломатического решения конфликта силовое давление на всех одновременно, наверняка в глубине души своей понимая, что перспектива поставок дальнобойного оружия – путь вовсе не к миру.

Впрочем, между всей этой риторикой и её практическим воплощением – пропасть: преследуя цели политико-психологического давления Трампу следовало, вероятно, выбрать в своём арсенале что-то более похожее на правду.

Поставка США Украине «Томагавков» – настолько сложный и многогранный политико-технический вызов, что её реализация видится практически невозможной в силу следующих причин.

Первая – международный режим контроля за ракетными технологиями (РКРТ), куда входят и США, и Россия, и Украина. Режим создан для сдерживания распространения средств доставки оружия массового поражения: «Томагавк» с дальностью, значительно превышающей установленный РКРТ порог в 300 км – один из основных объектов контроля. Нарушение РКРТ Вашингтоном стало бы беспрецедентным шагом, который подорвал бы саму основу глобальной безопасности: США де-факто легализовали бы передачу стратегических наступательных вооружений любой стране, открыв ящик Пандоры. Это спровоцировало бы цепную реакцию: Россия получила бы формальное основание для аналогичных поставок своим союзникам, а Китай, Иран и КНДР – моральное оправдание для расширения программ экспорта ракетных технологий.

Новости партнеров

Таким образом, даже само решение в пользу передачи «Томагавков» столкнётся с колоссальным сопротивлением не только внешнеполитического, но и внутривашингтонского истеблишмента.

Вторая причина кроется в технических и оперативных аспектах, которые делают быструю интеграцию «Томагавков» как сложной системы в ВСУ иллюзорной.

В украинской армии нет пусковых установок, а ракета требует строго определённой и высокоспециализированной пусковой инфраструктуры. Основные носители «Томагавков» – оснащённые корабельными установками вертикального пуска Mark 41 ударные подлодки ВМС США и надводные корабли классов «Арли Бёрк» и «Тикондерога». Что касается наземного базирования, то США, после выхода из ДРСМД в 2019 году, разработали мобильный ракетный комплекс «Тифон», но он только в 2023 году поступил на вооружение США и не был замечен за их пределами – РКРТ всему голова.

Если рассматривать тот же украинский ракетный комплекс «Нептун», то у него совершенно иная архитектура, калибр, система управления и стыковочные интерфейсы, несовместимые с «Томагавком». Его интеграция в эту или другую пусковую платформу потребовала бы многолетних масштабных НИОКР, создания новой логистической и ремонтной инфраструктуры, а главное – подготовки высококвалифицированных расчётов, способных обслуживать и применять этот комплекс. А развёртывание нетривиального и громоздкого «Тифона» в условиях боевых действий сделало бы его первоочередной и довольно заметной целью для российских средств разведки и поражения. Следовательно, пусковые установки – один из ключевых технологических барьеров, делающий саму идею быстрого оснащения ВСУ «Томагавками» практически нереализуемой.

И кстати: создание с нуля и развёртывание в Украине подобной инфраструктуры потребовали бы не только поставки пусковых установок, но и развертывания сложнейшей системы связи, спутникового целеуказания и планирования миссий. Выглядит сложно, но как рассказал кандидат военных наук, контр-адмирал Михаил Чекмасов, с разработкой полётных заданий у ВСУ проблем как раз нет.

«Они делают их для своих БПЛА дальнего радиуса действия и КР «Фламинго» дальностью до 3000 км. Для этого не обязательны цифровые карты, достаточно инерциальной системы наведения и GPS для коррекции полёта. Не тайна, что уже на советском фронтовом бомбардировщике Су-24М, которые состояли на вооружении ВВС Украины, пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает выполнение задач в режиме автономной навигации по запрограммированному маршруту с огибанием рельефа местности на высоте от 50 метров. Для них тоже разрабатывается полётное задание, не американцами же? Для «Томагавков», конечно, и цифровые карты понадобятся, но до начала СВО на всех импортных автомобилях соответствующего сегмента в нашей стране было загружено ПО с картами (не такими, какие нужны для ракет, но всё же). Они и сейчас загружены, только не обновляются», – рассказал Чекмасов.

Что касается управления «Томагавками», то Трамп поставил точку в спорах экспертов: заявил на встрече с генсеком НАТО Марком Рютте, что США не будут учить других пользоваться ими – мол они настолько сложны, что на обучение уйдёт год. Да и Москва уже не раз заявляла, к чему приведёт управление американцами с территории Украины или откуда-то еще оружием, способным нести ядерную БЧ.

Игра не стоит свеч

Новости партнеров

Высокий риск стратегической эскалации, вплоть до прямого столкновения ядерных держав – это то, что должно быть понятно всем автоматически, но о чём заговорил Трамп после подчёркивания Путина – и аргумент против поставок, и одно из главных последствий.

«Томагавк» – инструмент стратегических сил сдерживания США, естественно Москва расценит его появление как прямое участие НАТО в нанесении ударов по критически важным объектам на территории России.

И да, «Томагавки» действительно не могут понравиться ни Москве, ни кому-либо еще. И как выглядит Трамп, бравируя тем, что Путину не понравилась идея их передачи Киеву?

Ответ России на применение этих ракет по своей территории не сможет оставаться симметричным или ограниченным территорией Украины. Москва будет вынуждена либо рассмотреть вопрос о прямых ударах по центрам принятия решений и логистическим маршрутам на территории стран НАТО (с территорий которых управлялись бы ракеты), либо предпринять шаги в сфере своего стратегического ядерного арсенала. США, понимая этот риск, не могут не осознавать, что с передачей «Томагавков» Украине они потеряют последние элементы управляемости конфликта и переведут его в фазу непредсказуемой и неконтролируемой эскалации.

Если это кристально понятно, то почему не является в полной мере отрезвляющим фактором для Запада? Отчасти потому, что конфликт с Россией (на условно первых порах или же до завершения) не предполагает немедленного применения ядерного оружия.

Военная доктрина нашей страны предусматривает возможность ведения крупномасштабных войн с применением высокоточных обычных вооружений. В «Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания» от 2020 года четко прописаны условия, при которых Россия оставляет за собой право применить ядерное оружие: «в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против России с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства».

Признать ту или иную ситуацию именно угрозой существованию и предпринять соответствующие шаги может только президент России. И казалось бы: Москве, в виду всех геополитических угроз, следует наделить себя, как и США, правом превентивного удара, а не только ответно-встречного. И это видится логичным, но этот шаг стал бы стратегической ошибкой, подрывающей глобальную стабильность и имидж нашей страны.

Нынешняя доктрина России позиционирует нашу страну как сторону, защищающую свой суверенитет, а не как агрессора. Переход же к превентивной спровоцирует гонку вооружений, вынудит тот же Китай и другие державы пересмотреть ядерную политику и повысит риск катастрофы из-за технических сбоев или ошибок разведки. И коллективный Запад, и Трамп наверняка это понимают – но принимают, что называется, доброту за слабость.

Урок истории

Тем не менее, окажутся эти ракеты на Украине или нет – они представляют серьёзную угрозу. Их боевая эффективность была продемонстрирована США в ходе операции НАТО «Союзная Сила» в 1999 г при массированных бомбардировках Сербии, в т.ч. Белграда. Почти все военные и гражданские объекты стратегического назначения были поражены с воздуха. ПВО сербов надёжно не защитила их, хотя на вооружении югославской армии были и советские истребители МиГ-29 и ЗРК С-125 «Нева», «Куб», ПЗРК «Стрела». Возможно, не в том количестве, которое можно было бы противопоставить натовской коалиции, в составе которой участвовало, как минимум, 13 стран-членов альянса.

Известно, что опыт отражения воздушных ударов коалиции по Сербии подробно анализировался в российском Генштабе, но, похоже, к выводам военных аналитиков прислушиваться не стали – вместо укрепления и развития наших войск ПВО с учётом уроков разбойничьей агрессии Запада на сербов, состоялась реформа войск ПВО, которая привела к губительному сокращению радиотехнических и зенитно-ракетных войск, а также истребительной авиации – трёх главных составляющих элементов ПВО.

Источник в войсках ПВО Андрей (имя изменено) рассказал, как учился бороться с «Томагавками» в 80-х годах.

«Работали по контрольным целям, имитирующим их нападение со стороны северо-запада – именно оно считается ракетоопасным направлением. В ходе учений выявили, что у нас в некоторых местах отсутствует возможность контролировать воздушное пространство на малых высотах – начиная с 250 м. Это высота, на которой летали вертушки Ми-8 и Ми-24, изображая крылатые ракеты. Опускаться ниже было рискованно. А «Томагавк» летает на высоте 50 м со скоростью около 900 км в час», – рассказал Андрей.

Он пояснил, что чтобы его обнаружить, нужно поднимать высоко антенну РЛС, потому что с высоты 25 м, на которой обычно стоят радары комплекса С-300, крылатую ракету можно засечь только на дальности 40 км из-за кривизны земли. Эти 40 км «Томагавк» пролетит за полторы минуты – ничтожно короткое время, чтобы ракетчики могли обнаружить цель, принять решение по ней и перехватить пуском ракеты.

И это с учётом того, что в воздухе нет постановщика помех, ракета летит одиночная, не маневрирует по курсу и под ней – сплошное радиолокационное поле. Сейчас на территории России в РЛП, увы, такие дыры, что туда пролетит что угодно – что мы и наблюдаем, борясь с дронами. Но дроны – это, грубо говоря, фанерные самолетики, а тут ракета, нашпигованная электроникой, управляемая по нескольким защищенным радиоканалам, и с ничтожно малой эффективной площадью рассеивания – всего 0,1 кв.метра.

Поверхность «Томагавка» выполнена по технологии стелс: её не видят наши радары, что и выяснилось в ходе операции НАТО в Югославии.

В первые три часа этой операции по Югославии было выпущено около 70 «Томагавков». В нанесении ракетного удара участвовали четыре надводных корабля и две подводные лодки США, а также одна британская, базирующиеся в Адриатике. Сербам удалось сбить три ракеты, но остальные прорвались через югославскую систему ПВО и поразили цели в районе Белграда и Приштины. В Черногории удару подвергся крупный аэродром в районе города Новий Сад. По утверждению командования НАТО, было разрушено и повреждено более сорока югославских военных объектов. С этой точки зрения и 50 «Томагавков», которые, по оценке источника Financial Times, может поставить Украине Пентагон – угроза.

Причём, на первом этапе операции этими ракетами работали на подавление ПВО Югославии и достижение полного господства в воздухе. В атаках с воздуха, кроме надводных кораблей и подводных лодок коалиции, участвовало свыше 300 боевых самолетов, а для разведки целей уже тогда массово применялись БПЛА. Что характерно, через три дня после начала операции авиация НАТО приступила к выборочной атаке стратегических объектов Югославии, где особая роль отводилась уничтожению энергосистемы, транспортной инфраструктуры, мостов и нефтяных терминалов. Неудивительно, что сегодня ВСУ пытаются применять точно такую же тактику по отношению к нам – их натовские кураторы этот сценарий уже опробовали на Югославии.

А в 1980-х годах, когда радиотехнические войска ПВО еще могли обеспечивать сплошное радиолокационное поле над всей территорией СССР, безнаказанно прошмыгнуть в сторону Москвы в апреле 87-го сумел только пилот-любитель Матиас Руст. Лишь потому, что его трижды пытались сбить наши перехватчики, а подать команду на уничтожение незнакомого спортивного самолетика никто из генералов не решился. Эту воздушную цель уверенно сопровождали радары радиолокационных рот, начиная с боевых порядков 6-й отдельной армии ПВО и далее, по направлению к столице, его вели локаторщики Ржевского корпуса Московского округа ПВО. Хотя он маневрировал и по высоте, и по скорости, и даже, как потом установила госкомиссия, садился на заброшенном аэродроме.

Что касается организации противовоздушной обороны России с учётом угрозы «Томагавков», то в целом Россия должна полагаться на глубоко эшелонированную оборону.

Она должна включать зенитные системы С-400 и перспективную С-500, способные бороться с массовыми налетами, а также мобильные комплексы ближнего действия «Бук-М3» и «Панцирь-С1», для поражения прорвавшихся ракет. Сегодня критически важная задача — создание сплошного радиолокационного поля на всех стратегически важных направлениях на малых и сверхмалых высотах с использованием, в том числе, РЛС типа «Небо-У» и «Подлет-К1», способных обнаруживать малозаметные низколетящие цели.

Обязательный элемент – мощная радиоэлектронная борьба: комплексы РЭБ «Красуха» или «Москва» способны создавать мощные помехи системам наведения и спутниковой связи GPS. Ключевая задача – уничтожить носитель до пуска ракет, с применением, к примеру, самолётов ДРЛОУ и ударных средств: дальней авиации, гиперзвуковых комплексов «Кинжал», крылатых ракет. Самолёты же ДРЛОУ работают только в воздухе – и это проблема, потому что их имеющегося наличия маловато для круглосуточного прикрытия даже одного «угрожаемого направления».

Таким образом, эффективная оборона от этих ракет – это не просто наличие современных ЗРК, а создание единого информационно-огневого контура, объединяющего средства разведки, управления, поражения и РЭБ в автоматизированную систему, способную отражать массированные удары в условиях интенсивного радиоэлектронного противодействия.

Мирное же урегулирование украинского конфликта остаётся, в отличие вероятности эскалации, увы, далёкой перспективой. На днях директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин раскрыл данные о подготовке европейских членов НАТО к войне с Россией – по его словам, поставлена задача в сжатые сроки обеспечить всеми ресурсами Союзные силы реагирования альянса.

В то же время Трамп отменил встречу с Путиным в Будапеште, о которой они говорили по телефону накануне визита Зеленского в Белый дом. Кроме того, США объявили о введении новых антироссийских санкций, которые стали первыми во второй период президентства Трампа.

Таким образом, кто-кто, а хозяин Белого дома «топор войны» зарывать не торопится несмотря на то, что опрометчивое решение по «Томагавкам», если оно таки будет принято Вашингтоном, практически с гарантией ударит бумерангом по самим США.

Автор — журналист, публицист, военно-политический обозреватель Аналитического центра ТАСС

ТАСС



Как российские войска вбивают клин между Краматорском и Константиновкой

Угрозу ключевой трассе снабжения группировки противника в Константиновке удалось создать российским Вооруженным силам. Направление, долгое время выглядевшее замороженным, внезапно пришло в движение. О чем...

Михаил Делягин. Почему всё не так, или Россия в поисках нормальности

Почти каждый болезненно переживает всё более откровенную враждебность бюрократии, которую многие по советской инерции считают «своей». Безумный рост цен, под официальный бред о росте благосостояния,...

Место и роль Европы в новой Стратегии национальной безопасности США

О Европе в новой стратегии США сказано много, и это интересно проанализировать. 1. США не бросают Европу, но хотят сильную и самостоятельную Европу. Откуда такой...

Читайте также

Судья-миллиардер Аслан Трахов: прокуратура требует конфисковать у семьи коррупционера 18 миллиардов

Экс-председатель Верховного суда Адыгеи Аслан Трахов и его сын Рустем официально признаны крупнейшими коррупционерами...

Ростислав Ищенко. Переговоры Путина и Уиткоффа, отставка Зеленского и репарации для Польши

- О чем будут говорить Путин и Уиткофф на переговорах в Кремле? - Действительно ли...

Глава Верховного суда высказался о качестве правосудия после появления «схемы Долиной»

Глава Верховного суда России Игорь Краснов обратил внимание на недопустимость использования судебных решений для...