ГлавноеАналитикаВ Кремле смена эпох: что стоит за отставкой Дмитрия Козака

В Кремле смена эпох: что стоит за отставкой Дмитрия Козака

Опубликовано

По факту главный куратор постсоветского пространства ушел из власти уже давно

В бывшем кабинете советских генеральных секретарей на пятом этаже комплекса кремлевской администрации на Старой площади скоро станет пусто. Как подтверждают неофициальные источники, курировавший в должности заместителя главы путинского аппарата постсоветское пространство Дмитрий Козак покидает свой пост. С точки зрения реального функционирования российской управленческой вертикали, это мало что меняет: в последние три с половиной года Козак оставался на своем посту скорее по инерции, постепенно теряя свои полномочия. Но уход этого давнего соратника Путина из Кремля имеет очень важное символическое и даже историческое значение. В каком-то смысле это смена вех и смена эпох.

Новости партнеров

Критики нынешней российской вертикали власти любят поговорить о том, что в «верхах» не осталось политиков — только чиновники, которые не имеют своего мнения, а если и имеют — то готовы мгновенно сменить его, получив «импульс» от главного начальника. Дмитрий Козак никогда не выпячивал на публике «размер собственного я», но в глазах тех, кто в курсе, был наглядным опровержением этого тезиса. Дмитрий Козак был и остается крупной фигурой с собственным мнением, с собственной позицией и готовностью её отстаивать, даже если она иногда не совпадала с позицией президента. И Владимир Путин уважал эту особенность видного члена своей команды, понимая, что Козак отстаивает не чьи-либо корыстные интересы, а свое искреннее видение фундаментальных национальных интересов России.

Но при всем при этом формальный уход Дмитрия Козака из Кремля не просто назрел, а давно перезрел. Есть такое известное выражение: «Караул устал». К Козаку в последние три с половиной года оно относилось в полной мере. Этот всегда деятельный политический менеджер не просто устал, а перегорел, потерял драйв и видение будущего, выполнял свои обязанности, круг которых последовательно сокращался, словно на автомате.

Я глубоко убежден в том, что упрекать за это Дмитрия Козака нельзя ни в коем случае. На самом олимпе российской власти он находится еще начиная августа 1999 года — с самого момента превращения Путина в официального наследника Ельцина: руководитель аппарата правительства (дважды), заместитель, первый заместитель главы администрации президента (трижды), министр, ответственный за региональную проблематику, вице-премьер, полпред главы государства на Северном Кавказе. Все прошлые сферы ответственности Дмитрия Козака просто не перечесть. И на всех своих постах он был не «мистером статус кво», не «местоблюстителем», а деятелем, который пытался все улучшить и все отреформировать.

Где-то это давало очевидные позитивные результаты, где-то таких результатов особо не было. Последняя сфера ответственности Козака — переговоры с Украиной до начала СВО и постсоветское пространство — к сожалению, относится ко второй категории. Дмитрий Козак пытался, очень сильно пытался, но у него не получилось добиться желаемого, и это очень сильно сказалось на его управленческой и политической эффективности. Неудачи и проколы начали случаться даже там, где, казалось бы (именно казалось бы), их быть не должно. Козак не всегда умел держать в узде даже власти Южной Осетии: нашумевшая в 2022 года инициатива властей республики о референдуме о её присоединении к России была не следствием «намека Кремля», как тогда многие решили, а следствием их собственной игры, их самодеятельностью.

Козак не сумел подобрать ключик к разруливанию ситуации в Абхазии, которая грозила превратиться в совершенно ненужный России масштабный кризис в её «мягком подбрюшье». Возможно, как юрист по профессии, по призванию и по образу мыслей он в принципе не был особо приспособлен к такому роду деятельности. Но это, наверное, уже лирика. Проза политической жизни состоит в том, что то, что не «срослось» у Козака, «срослось» у его коллеги — первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко, который начал заниматься не только внутренней политикой, но и некоторыми важными участками постсоветского пространства.

Но эта последняя неудача, по моему убеждению, не умаляет значения и масштаба фигуры Дмитрия Козака. Козак — это «глыба». Козак — это «голова».

mk.ru

Новости партнеров


Хотим сохранить страну — надо говорить о наших победах. Переговоры потом…

Как же иногда хочется, чтобы где-нибудь неподалеку стоял, как это было во время Великой Отечественной, столб с простым черным рупором, который бы в определенное...

Как морозы помогают России на СВО

Сильные морозы стали оказывать серьезное влияние на ход боевых действий в рамках спецоперации. Как именно это происходит и почему украинские формирования оказались наиболее уязвимы...

Итоги СВО-недели: паника в Николаеве и стратегический тупик Украины

Ключевой сигнал последних недель прозвучал не столько с линии соприкосновения, сколько из украинского тыла — через публичные признания истощения. Интервью губернатора Николаевской области Кима...

Читайте также

Дело Эпштейна: педофилия, изнасилования, каннибализм, революции, взятки, пандемии

Минюст США выложил примерно 3 миллиона страниц материалов из дела финансиста Джеффри Эпштейна. Вслед за...

Зачистка Купянска-Узлового: «В батальоне должно быть 500 солдат. В реальности только 50»

Сырский постоянно бросает в «мясорубку» новые расчеты «птах Мадьяра», но долго они не живут Постепенно...

Зеленский призвал выйти на уровень в 50 000 убийств в месяц

Зеленский подтвердил поставленную ВСУ и новому министру обороны Федорову задачу вывести потери РФ на...