Моральные ориентиры и социальные нормы в России и США не так сильно разнятся, как может показаться при взгляде на официальную политику Москвы и Вашингтона, хотя отдельные различия существенны. По крайней мере, к таким выводам подталкивают результаты опроса ВЦИОМ «Мораль и поведение: взгляды россиян и американцев, общее и отличное».
У 1600 россиян в возрасте от 18 лет спросили их отношение (морально приемлемо или неприемлемо) к 20 социальным явлениям и практикам – от смены пола и полигамии до азартных игр и клонирования животных. Для сравнения с мнением американцев российские социологи воспользовались результатами опроса службы Gallup (США) «Ценности и убеждения», проведенного 1-18 мая 2025 года.
Новости партнеров
Оказалось, что взгляды россиян и американцев совпадают в отношении к использованию контрацепции (82% сторонников в России, 90% в США) и абортам (42% – 49%), рождению ребенка вне брака (71% – 67%), а также к эвтаназии (47% – 53%) и смертной казни (49% и 56%).
В то же время самая большая разница между жителями России и США в отношении к таким явлениям, как гомосексуализм (12% сторонников в нашей стране, 64% в Штатах), смена пола (10% – 40%), полигамия (11% – 21%) и внебрачные связи на стороне (16% – 8%), азартные игры (20% – 63%) и самоубийство (7% – 21%).
Эксперт ВЦИОМ Татьяна Смак, анализируя данные опроса, точно отметила, что «в российском, как и в американском обществе есть зоны полной либерализации, есть сферы жёстких запретов, а есть пограничные темы, где консенсуса нет». Однако куда важнее то, что именно считается запретным, а что дозволенным.
В моральных ориентирах американцев, выявленных в опросе, есть удивительные для русского человека несуразности – прежде всего то, что наряду с приемлемым отношением к гомосексуализму и смене пола в США царит почти полное неприятие супружеских измен (92%). Дело тут явно не в приверженности идеалу верности, поскольку одновременно большинство американцев с одобрением относятся к внебрачным детям, а полигамию поддерживает каждый пятый американец. Иначе как ханжеством это не назовёшь.
В России, напротив, сформировано чёткое неприятие половых извращений, искусственной смены гендера и навязывания этих установок как нормы, что, безусловно, является ключевым отличием россиян от большинства американцев, поддавшихся ЛГБТ-повестке.
В данном аспекте российское общество сохраняет здоровый традиционализм и является примером для традиционалистов всего мира, а законы против пропаганды извращений среди несовершеннолетних, принятые впервые в России, повторяют правительства других стран, в том числе Евросоюза (Венгрия, Польша).
Однако и в моральных ориентирах россиян, если верить опросу ВЦИОМ, тоже есть немало такого, что вряд ли совпадает с идеалами здорового традиционалистского общества. Так, бросается в глаза высокая необязательность в сексуальных отношениях между мужчиной и женщиной – одобрение большинством интимных связей между не состоящими в браке людьми, а также использования противозачаточных средств и применения абортов. Высок процент и тех россиян, кто считает приемлемым развод (65%) – правда, в опросе не уточняется при каких условиях. Всё вместе это рисует не самую радостную картину: большинство россиян считают моральными свободную «любовь» без семейных обязательств и с медицинским вмешательством в деторождение.
Новости партнеров
Впрочем, важно учитывать, что в отличие от духовно-нравственных ценностей, которые носят фундаментальный характер, социальные нормы и правила, как и их отражение на практике, сильно подвержены изменчивости.
Социальные нормы в современной России сформированы под воздействием многолетней пропаганды либеральной идеологии и культа потребления, где сексуальная распущенность признается одной из ценностей, а вредительский эгоизм прикрывается защитой прав человека.
И до сих пор, например, под сенью принимаемых законов о защите традиционных ценностей российские массмедиа выдают на-гора продукцию про куртизанок и содержанок как успешных людей. В то время как семья официально провозглашается основой общества, в реальном российском обществе распространены модели поведения сожительства как выгодной сделки, где дети оказываются «побочным продуктом».
Справедливости ради, существует и обратный пример влияния на социальные нормы поведения – так, отношение к абортам после начатой государством разъяснительной кампании постепенно привело к уменьшению сторонников необоснованного прерывания беременности. Важно подчеркнуть, что сделано это без введения запрета на аборты, то есть изменения происходят осознанно.
А это свидетельствует о том, что при акцентированной и честной работе с массовым сознанием возможно оздоровление социальных норм общества и приближение его к тому, что в самом обществе считается идеалом.
Автор — политолог, публицист, обозреватель Аналитического центра ТАСС



