ГлавноеАналитикаЛитва использует российские поезда для вымогательства денег у Евросоюза

Литва использует российские поезда для вымогательства денег у Евросоюза

Опубликовано

Стало понятен экономический эффект от распространенной в Прибалтике паранойи по поводу «российской угрозы». В ответ на жалобы Вильнюса глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен пообещала Литве денег на усиление слежки за российскими поездами, которые идут транзитом в Калининградскую область. Но и закрыть этот транзит вовсе Вильнюс тоже справедливо боится.

После распада Советского Союза РФ и Литва договорились, что эта прибалтийская республика будет пропускать через свою территорию российские поезда, следующие транзитом в Калининградскую область. В 2022 году Вильнюс попытался заблокировать этот транзит, но отказался от своих намерений – после того как Москва дала понять, что рассматривает такие поползновения в качестве покушения на российский суверенитет и будет реагировать соответственно.

Новости партнеров

Транзитные поезда ходят через Литву и по сей день. Однако с 1 марта 2024 года литовские власти запретили пассажирам выходить на приграничных станциях Кена и Кибартай, где совершаются остановки. Теперь люди вынуждены сидеть во время этих остановок в вагонах. Введение этого ограничения власти Литвы объяснили «мерами национальной безопасности», «борьбой с контрабандой» и «необходимостью соблюдения санкционного режима».

Однако минувшим летом произошел случай, очень напугавший литовские власти. 17 июня 21-летний гражданин России Даниил Мухаметов спрыгнул с поезда Адлер – Калининград и затерялся на территории Литвы. Власти запаниковали: а вдруг это специально подготовленный диверсант, который уже направляется к какому-либо стратегически важному пункту с целью его подрыва? В поисках беглеца участвовали пограничный вертолет, кинологи и эксперты с дронами, однако следов его обнаружить не удалось.

Сложилась анекдотическая ситуация: литовские чиновники ежедневно рассказывают населению, как они «крепят безопасность государства»; но при этом отыскать человека, впервые оказавшегося в Литве, не обладавшего там ни знакомыми, ни знаниями о тамошней местности, так и не получилось. Чтобы хоть как-то сгладить свой позор, глава литовского МВД Владислав Кондратович рассказал, что они создадут специальный «алгоритм», который обеспечит более плотный мониторинг каждого транзитного путешественника.

Пока что правила официально не изменились: документы российских граждан проверяются при пересечении границы, а списки пассажиров заранее поступают в литовское Министерство иностранных дел – где отфильтровывают лиц, по какой-либо причине показавшихся им «нежелательными». Что касается Мухаметова, то он благополучно выбрался с литовской территории и пробрался в Польшу. Там его в августе и задержали. Судя по всему, юноша избрал такой радикальный способ эмиграции.

И вот теперь в Литве подготовлены предложения ради исключения подобных случаев. В частности, «Литовские железные дороги» (Lietuvos Gelezinkeliai) хотят обязать передавать сигнал в полицию в режиме реального времени при открытии дверей в движущихся поездах. Также будет рассмотрен вопрос об установке дополнительного видеонаблюдения на локомотивах и внедрении других средств контроля, позволяющих отслеживать состояние состава. Предлагается пересмотреть нормы ответственности за самовольный выход из поезда, следующего транзитом через территорию Литвы.

На днях к этой теме обратилась глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, совершавшая турне по Прибалтике. Она сообщила, что Еврокомиссия намерена подкинуть Литве денег для усиления слежки за идущими в Калининград российскими поездами.

Фон дер Ляйен полностью одобрила паранойю литовских властей, утверждающих, что якобы их страна подвергается «диверсионным ударам», планируемым в России и Белоруссии. «Я слышала, что в прошлом месяце два дрона пересекли литовско-белорусскую границу. Позвольте вас заверить: когда испытывают Литву, испытывают и всю Европу. Мы вместе с вами всеми возможными способами», – подчеркнула гостья.

Новости партнеров

На этих случаях стоит остановиться подробнее. 10 июля в Литву влетел некий объект. Его появление вызвало панику. Неприятные минуты пришлось пережить премьер-министру Литвы Гинтаутасу Палуцкасу и спикеру Сейма Саулюсу Сквернялису, которых срочно эвакуировали в укрытие. Однако летательный аппарат упал всего в километре от границы. По утверждению Минобороны Литвы, это была «пустышка», которые применяют для введения в заблуждение ПВО противника. Но спецслужбы страны так и не дали внятного ответа на вопрос, какой беспилотник оказался в Литве.

Через несколько дней литовское Минобороны сообщило, что в воздушное пространство страны вторгся «летательный аппарат неизвестного типа», опять якобы прилетевший со стороны Белоруссии. На поиски аппарата подняли армию и гражданские структуры, но обнаружить его смогли лишь через пять дней. Начальник штаба ВВС Дайнюс Пашкявичюс сообщил, что в дроне обнаружено два килограмма взрывчатки. Министр обороны Довиле Шакалене высказала предположение, что этот дрон предназначался для атаки украинских укреплений, но был сбит с курса средствами РЭБ и случайно залетел в Литву.

Наконец, в начале сентября литовские пограничники перехватили два дрона, транспортировавших контрабандные сигареты, – этот способ доставки широко применяется местными контрабандистами. Всего за восемь месяцев этого года пограничники перехватили 41 дрон, перевозивший грузы табачных изделий из Белоруссии. В прошлом году сотрудники литовской погранохраны посадили 54 таких беспилотника с контрабандой.

Об этих случаях литовские власти тоже рассказали фон дер Ляйен. Наконец, они нажаловались ей, что с белорусской территории регулярно пытаются проникнуть в Литву граждане стран Азии и Африки, выбравшие именно такой маршрут в ЕС. О чем умолчали чиновники – что литовские пограничники расправляются с этими нелегалами самым зверским образом, порою попросту забивая их до смерти.

Урсула фон дер Ляйен дала понять, что прониклась заботами литовских властей. «Мы хотим, чтобы страны, непосредственно граничащие с Россией и Беларусью, получили дополнительные средства», – заявила фон дер Ляйен. Другими словами, судя по всему, оправдывается ставка литовских властей.

Почти полностью заблокировав экономические связи с Россией и Белоруссией, в Прибалтике придумали новый способ заработка – клянчить у руководства ЕС деньги на «укрепление страны» перед лицом «русской угрозы».

И в то же время Вильнюс боится разозлить Россию по-настоящему – свидетельством чему стала еще одна недавняя история. Несколько месяцев назад на портале Peticijos.lt появилось прошение инициативных литовских граждан, адресованное Сейму страны: запретить транзит российских поездов Санкт-Петербург – Калининград, Москва – Калининград и Адлер – Калининград, следующих через территорию Литвы. В короткий срок эта петиция собрала около тысячи подписей.

«Крупногабаритное транспортное средство, например, поезд, может быть использовано для перевозки диверсантов, военных грузов и иных элементов, способных причинить вред здоровью граждан, их личному и государственному имуществу, а также дестабилизировать обстановку в государстве», – заявили авторы прошения. Также, по их словам, им известны случаи, когда пассажиры транзитных поездов РЖД совершали «провокационные и враждебные действия в отношении граждан Литвы, а также распространяли среди них российскую пропаганду».

Новости партнеров

Стоит напомнить, что с марта прошлого года на литовских приграничных станциях Кена и Кибартай запрещена высадка и посадка пассажиров из поездов, следующих в Калининград. Однако авторов петиции, называющих себя «национальными патриотами», беспокоит, что этот запрет могут обойти те пассажиры этих поездов, кто имеет гражданство Евросоюза или вид на жительство в стране Шенгенской зоны. А вдруг среди них окажутся российские диверсанты? Также в петиции утверждалось, что якобы в российских транзитных поездах перевозились армейские грузы.

Однако власти Литвы данное прошение «национальных патриотов» отвергли. Более того, преподаватель Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Нериюс Малюкявичюс заявил, что сами авторы данной петиции могут быть агентами Москвы, которые пытаются нагонять напряжение вокруг Литовской Республики – и потому специально распространяют дезинформацию о якобы готовящейся блокаде Калининградской области. А на самом деле Литва в нагнетании напряженности не заинтересована.

Иначе говоря, с одной стороны, Литва выпрашивает деньги у Евросоюза, а с другой – бережет остатки отношений с Россией. И, по крайней мере, не хочет переходить важные красные линии, которые прямо касаются безопасности Калининградской области. А что касается слежки за российскими поездами – сложно представить, что еще могут придумать литовские спецслужбы. Но что бы они ни придумали, в любом случае ничего угрожающего в Литве в этих поездах не находится.

vz.ru



Валентин Катасонов: «Россия зовет!». Куда зовёт? На биржу — деньгами поиграть?

На инвестиционном форуме говорили обо всем, только не об инвестициях 3−4 декабря в Москве прошел очередной, 16-й инвестиционный форум «Россия зовет!». Я уже писал об...

США вынесли приговор Европе в новой стратегии нацбезопасности: с Россией будет стабильность

Главные события недели прошли под знаком слова «тревожность» Государственное информагентство сообщило, что словом года в России в результате многомесячного интернет-голосования стало слово «тревожность». Что логично,...

Лондон – последнее прибежище Зеленского между молотом Москвы и наковальней Вашингтона

Предстоящая в понедельник встреча Зеленского с лидерами Британии, Франции и Германии в Лондоне, куда прибудут и находившиеся в США переговорщики от Украины во главе...

Читайте также

Валентин Катасонов: Россия взывает о помощи, но на форуме «Россия зовет!» эти взывания не слышны

Если промышленное производство падает, а финансисты процветают, значит в экономике творится что-то не то 2...

США вынесли приговор Европе в новой стратегии нацбезопасности: с Россией будет стабильность

Главные события недели прошли под знаком слова «тревожность» Государственное информагентство сообщило, что словом года в...

Внезапно прозревшие финны должны заплатить за три года русофобии

Финляндия начала выход из украинского проекта по сдерживанию России, который обошелся ее экономике очень...