ГлавноеАналитикаЮрий Баранчик. Как может ответить Россия на удары по НПЗ

Юрий Баранчик. Как может ответить Россия на удары по НПЗ

Опубликовано

Если кратко, то симметрично не получится, потому что перечень целей будет совершенно иным. Крупных действующих НПЗ на Украине, считай, уже нет. Кременчугский НПЗ (Полтавская обл.) — ключевой для Украины объект, по которому регулярно летит с 2022 года и его работа с трудом прогнозируема. Одесский НПЗ — остановлен задолго до полномасштабной войны (низкая глубина переработки/юридические проблемы), перезапуск считался проблемным ещё до 2022 года.

Надворнянский (Прикарпатье) и Дрогобычский (в Галиции) — технологически устаревшие мощности. По оценкам профильной карты-справочника UA-Energy, не соответствуют стандартам качества топлива с 2008 года (перезапуска как эффективных современных НПЗ не было). Есть ещё Лисичанский НПЗ, но с 2022 года Киев его не контролирует.

Новости партнеров

Итог по переработке: по данным EIA и отраслевых сводок, крупнотоннажной переработки в подконтрольной Украине части страны фактически нет; внутреннее производство нефти мало, страна опирается на импорт нефтепродуктов.

Получается, вместо НПЗ, за отсутствием таковых, надо выбивать логистику. Критически важны импортные каналы: автомобильные/железнодорожные поставки из ЕС и порты Дуная (Рени, Измаил), через которые заходит значимая доля топлива и прочих грузов. Эти порты неоднократно становились объектами российских ударов (что подчёркивает их роль в снабжении), но – явно мало.

Государственные и частные компании (напр., «Укрнафта») регулярно закупают готовое топливо (A-95, дизель). Показательно, что речь не о загрузке собственных НПЗ, а о импортных тендерах. Помимо нефти, газодобыча/газовая инфраструктура — отдельное чувствительное направление.

В России ключевым уязвимым звеном оказались действующие НПЗ: их много, они крупные, и их отключение даёт быстрый эффект на рынок. На Украине же вместо НПЗ уязвима логистика готового топлива (приграничные переходы, железная дорога, дунайские порты, распределительные узлы), именно потому, что собственных мощностей переработки почти уже не осталось.

Портовые объекты на Черном море (основной экспортный канал). Импорт на 80% идет через порты Одесса, Черноморск и Южный. Эти порты обрабатывают танкеры и контейнеры с нефтепродуктами, часто в комбинации с зерном или металлом. В 2025 году объем экспорта через них составил около 1 млн тонн (данные EIA).

Также есть нефтепровод Transbalkan, по которому на Украину поступает нефть, в том числе из Азербайджана. Но после наших ударов по базе SOCAR неизвестно, насколько нефтепровод работоспособен. Порядка 20% объема топлива проходит по железным дорогам из Польши и Румынии, а значит целью становится украинская железно- дорожная инфраструктура. Кроме того, как поставки топлива ни диверсифицируй, а более-менее крупные склады есть, они маломобильны и уязвимы. Поэтому это хорошие цели.

Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»

Новости партнеров

t.me/barantchik



Обновленная Стратегия нацбезопасности США содержит сенсационные тезисы

США обновили Стратегию нацбезопасности США, и там есть сенсационные моменты. Это уже серьёзная заявка, не просто болтовня Трампа. ▪️ Основным интересом США является прекращение военных...

Внезапно прозревшие финны должны заплатить за три года русофобии

Финляндия начала выход из украинского проекта по сдерживанию России, который обошелся ее экономике очень дорого и сделал населению больно. Однако надежды, что отношения с...

Анастасия Кашеварова: Россия, не отдавай детей этим монстрам!

«Украина заочно лишила меня родительских прав, а моих детей продала новой семье в Словению» Ко мне обратилась женщина из ЛНР, детей которой вывезли из Северодонецка...

Читайте также

Внезапно прозревшие финны должны заплатить за три года русофобии

Финляндия начала выход из украинского проекта по сдерживанию России, который обошелся ее экономике очень...

Жертва ферзя: Зеленский нашел способ победить Россию

"Ни один здравомыслящий человек сегодня не подпишет документ об отказе от территорий", — заявил...

Алексей Волынец. Почему генералы НАТО не боятся Россию

О разнице нашего противника в минувшую Холодную войну и в нынешнюю, уже совсем не...