ГлавноеАналитикаЮрий Баранчик. Итоги Вашингтона

Юрий Баранчик. Итоги Вашингтона

Опубликовано

Хотя по итогам этой встречи слишком много тумана, т.к. ни одного официального заявления сторонами так и не было сделано, все же можно выделить ряд тезисов и хотелок, которые озвучили как Трамп и Зеленский, так и европейцы.

Тезисы и хотелки от Трампа

Новости партнеров

— Украина не будет в НАТО.

— Украина получит гарантии безопасности, аналогичные 5 статье НАТО.

— Должна пройти встреча Путина и Зеленского, а потом встреча на троих – Путин, Трамп, Зеленский.

— США не будут поставлять оружие Украине, но будут продавать его Европе, которая может делать с ним все, что захочет.

Тезисы и хотелки от Зеленского

— Зеленский подтвердил, что обсуждаются гарантии безопасности для Украины.

— Готов отказаться от приема в НАТО.

Новости партнеров

— Выразил готовность ко встрече с Путиным.

— Подтвердил, что идет разговор о территориальных разменах. Он готов их обсуждать с Путиным.

— Готов закупить американского оружия на $100 млрд.

— Хочет поставлять дроны в США тоже на миллиарды долларов в год.

Тезисы и хотелки от европейцев

Европа в этой встрече оказалась в типичной роли «разделенных интересов».

Часть стран (Германия, Франция) склонны к компромиссу с Москвой, особенно если это позволит снизить риск эскалации и сдержать экономические потери. Вместе с тем, Макрон настаивает, чтобы не было никакого размена территориями.

Восточная Европа (Польша, Прибалтика) категорически против любых сделок, воспринимая их как капитуляцию перед Россией.

Новости партнеров

Общий знаменатель: они не хотят оказаться в положении, когда США «умывают руки», а вся тяжесть поддержки Украины падает на них.

Поэтому их риторика сводится к двойному посланию: США, не бросайте нас, Путин, не рассчитывай, что Европа сдаст Украину просто так.

Позиция России

Москва внимательно следит за переговорами, не вмешиваясь открыто. Логика Кремля – не торопиться. Пусть США и Европа спорят между собой, чем именно «жертвовать» ради прекращения конфликта.

Принципиальные условия России:

– Украина вне НАТО (уже фактически поддержано Трампом);

– признание новых реалий (территориальный вопрос остается главным барьером);

– снятие или смягчение санкций.

– Москва готова поднять уровень переговорщиков в диалоге с Украиной.

Россия понимает, что осенью у Трампа начнутся бюджетные бои в Конгрессе, и он спешит продемонстрировать «успех» по Украине. Это дает Москве пространство для маневра: можно тянуть время, поднимая ставки и требуя большего.

Главное — у нас есть время, чтобы взять под контроль еще больше украинских территорий, чтобы изменить фон проведения следующих переговоров и ужесточить условия России. Конечно, надо выходить на Днепр. Брать как можно больше территорий Харьковской, Сумской и Днепропетровской области, тогда и фон переговоров будет совсем иной.

Событие выглядело как пробный раунд перед переговорами о будущих договоренностях с Россией. Симптоматично, что не было официальных заявлений – это говорит о глубокой неготовности сторон к формализации хотя бы промежуточного текста. Все ограничилось «обкаткой» позиций и прощупыванием границ допустимого. В таких случаях утечки и кулуарные брифинги становятся важнее пресс-релиза.

Тезисы от Трампа

Украина не будет в НАТО. Ключевой сигнал Москве. По сути, Трамп публично соглашается с одной из фундаментальных «красных линий» России. Для Киева это болезненно, ведь идея интеграции в НАТО была краеугольным камнем всей его внешней политики с 2014 года. Для Европы — тревожный сигнал, что США готовы торговать украинским «стратегическим будущим».

Сначала встреча Путина и Зеленского, затем «тройка» Путин–Трамп–Зеленский. Такой формат показывает: Трамп хочет выступать арбитром, но не гарантом. Он сознательно избегает прямого двустороннего давления на Путина, предлагая Зеленскому «самому договориться», а уже потом выступить «модератором» сделки. Это снижает ответственность США за результат и позволяет Трампу подать любую договоренность как свою победу.

США не поставляют оружие Украине, но продают его Европе. Это сразу несколько сигналов:

– Вашингтон минимизирует прямую вовлеченность в конфликт;

– США продолжают зарабатывать на европейском страхе и зависимости от американского ВПК;

– Европа фактически превращается в «фронт-офис», через который идут поставки Киеву.

Здесь мы видим классическую торговлю Трампа: деньги для ВПК США остаются, ответственность за эскалацию перекладывается на европейцев.

Тезисы от Зеленского

Сохранение военной помощи хотя бы косвенным путем через Европу. Киев не мог не настаивать на том, что любое сокращение поддержки приведет к катастрофе на фронте.

Гарантии безопасности. Даже если НАТО все, Зе, скорее всего, пытался протолкнуть альтернативные варианты, например, «билатеральные гарантии» от США или коллективные от ЕС.

Присутствие на переговорах. Зе категорически не может позволить себе формат «Москва–Вашингтон через голову Киева». Его задача – удержать статус полноправного участника переговоров, а не объекта торга.

Итоговый анализ

Трамп играет в «сделку века»: быстрый результат, минимум затрат, максимум пиара. Он должен войти в учебники.

Зе борется за то, чтобы его не превратили в фигуру на чужой шахматной доске. С закономерным потом сбросом с шахматной доски.

Пока ему удалось затянуть время, сыграв в послушание и не раздразнить Трампа, как в прошлый раз, и при поддержке европейцев избежать признания протокола Аляски.

Почему Зе хочет встречи с Путиным? Чтобы устроить провокацию с выдвижением нереальных требований и на этом фоне обвинить Москву в недоговороспособности. После чего урегулирование конфликта снова окажется отброшенным на месяцы.

Европа опасается остаться один на один с Россией без поддержки США, при этом раскол внутри ЕС делает их позицию слабее.

Россия видит первые подвижки в свою пользу (отказ Украины от членства в НАТО, новый формат переговоров, разговор о территориях), но сохраняет стратегическое терпение.

Вашингтон действительно меняет стратегию – от «военной поддержки» к «политическому урегулированию» и постепенному выходу из конфликта с перекладыванием его основного бремени на саму Украину и Евросоюз. Украина рискует потерять контроль над собственной повесткой. Европа оказалась в положении просителей и заложников американских решений.

Затягивание переговоров нам на руку:

— Трамп снова разочаровал, и это идет в общую копилку нашего отношения к нему. Не такой уж он и мастер сделок. И он сам это понимает.

— Мы спокойно, не нагнетая, идем к встрече с товарищем Си 3 сентября в Пекине. И теперь, после того, как Трамп не смог додавить Зе в Вашингтоне, снова можем брать паузу на подготовку следующих контактов как с Киевом, так и с Трампом.

— У нас есть время, чтобы еще больше продвинуться на ЛБС и усилить наши переговорные позиции. Возможно, если мы добьемся прорыва фронта в 2-3 местах, кардинально.

В сухом остатке имеем следующее.

1. Трамп в очередной раз показал себя слабым переговорщиком и отошел от протокола Анкориджа. Сейчас он, правда, снова пытается вилять, сделав заявление, что, мол, европейцы согласились обсуждать обмен территориями, но как это согласуется с желанием европейцев сразу после заключения мира (перемирия) ввести свои воинские контингенты в рамках «гарантий» на Украину (что они до сих пор не дезавуировали) – не совсем понятно.

Соответственно, с Трампом можно вести себя жестче. Он не держит удар. Только надо не идти напролом, не бить в лоб, а «гладить спинку» и втирать потихоньку свое мягко и доброжелательно. Трамп тут же плывет и не держит удар.

2. Если Украина будет и дальше вертеться, то надо ужесточать свою позицию и отказываться от гарантий ее независимости. Об этом сегодня заявил Лавров в ответ на поток новостей о переговорах в Вашингтоне: «Если Киев отказывается от нейтралитета и безъядерного статуса, исчезают основания признания независимости Украины».

Это полезно и для того, чтобы Трамп понимал, что его «посреднические усилия» могут накрыться медным тазом с громких грохотом. А у него в октябре маячит потенциальная нобелевка и довыборы в Конгресс. И если сейчас, на волне Анкориджа, его рейтинги хорошо подросли, то точно также они могут и упасть.

3. Европейцы будут говорить одно, чтобы умаслить Трампа, до переговоров Путина и Зеленского и заключения мира. Но, как только будет заключен мир (перемирие) между Россией и Украиной, под предлогом какой-нибудь провокации со стороны России в одностороннем порядке они тут же введут свои ограниченные контингенты на территорию Украины и поставят Трампа перед фактом. Что он им сделает? Да ничего, особенно если к этому времени получит Нобелевку. Скажет – «Ну, не шмогла я», сделает вид, что ничего такого не произошло и продолжит с прежним упорством бороться с новыми ветряными мельницами.

То, что европейцы захотят обмануть и нас, и Трампа, и ввести свои контингенты на Украину – это уже и ежику понятно, к бабке не ходи. Пусть они будут ограниченные – по 300-1000 человек от 3-7 стран и общей численностью не более 3-5 тысяч, то есть, как бы немного и совсем чуть-чуть, «на пол шишечки», и будут рассредоточены на Западной Украине, Одессе, Киеве и т.д., но это будет уже факт, уже действие. И этим будет зафиксировано – что они в этом вопросе прогнули Москву. Ввели, и им за это ничего не будет. Этого допускать ни в коем разе нельзя.

4. Как я и писал ранее, вопрос гарантий остается ключевым в идущих сейчас переговорах. Понятно, что Штаты вписываться серьезно за Украину не будут – они уже довольны тем, что будут поставлять оружие, а воевать будут другие, какие бы 5 статьи не подписывали. Европа хочет повоевать, пуст и ограниченным контингентом для того, чтобы подписать на войну США. Зеля готов воевать вообще до последнего украинца, т.к. пока идет война – он президент.

В этой ситуации главное – чтобы Москва публично и многократно зафиксировала, что любые нарушения гарантий будут пресекаться незамедлительно силовым образом и в 10-кратном размере. Иначе нас снова обманут. Только страх может удержать Европу перед очередной эскалацией конфликта.

5. И последнее. В этих условиях ключевое значение приобретают события на ЛБС в ближайшие две-три недели. Не меньшее значение имеют и удары по критической инфраструктуре Украины (энергообъекты, газохранилища, НПЗ, силовые подстанции и т.д.). Мы уже добились существенных изменений в общественном сознании украинцев относительно необходимости заканчивать войну и менять политический режим.

Если мы сможем проломить линию фронта в 2-3 местах, то существенно изменим и переговорный фон, кардинально усилив наши позиции, и добавим к ним новые, отсутствовавшие ранее вводные, а также резко сократим количество хотелок от Киева и Европы. Если наши войска займут половину Харьковской и Сумской области и выйдут на Днепр хотя бы в одной точке, будут совсем другие переговоры.

Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»

t.me/barantchik



Олег Ясинский. Доктрина Рубио

Независимое украинское издание Страна.UA пишет, что британская газета Daily Mail опубликовала материал о том, как «впервые с 1999 года госсекретарь США пропустил заседание правительства...

«Добропольский прорыв 2.0»: ГрВ «Юг» ударила там, где атаки не ждали

На северном охвате Константиновки произошел обвал фронта ВСУ на глубину до 14 км В результате слаженных действий подразделений «Южной» группировки войск освобожден населенный пункт Безымянное...

«Величайший президент всех времен»: в Америке крепнет культ личности Трампа

Сейчас это выглядит как фарс, но чем дальше, тем комедия будет все менее забавной Институт мира США носит отныне имя Дональда Трампа. "Госдепартамент переименовал бывший...

Читайте также

Курс России на Глобальный Юг закрепит атомная подводная лодка, переданная Индии

Нью-Дели рассчитается лекарствами, продуктами и трудовыми мигрантами Государственный визит Владимира Путина в Индию обещает открыть...

Александр Дугин: Россия поступит с Европой гораздо жёстче, чем с Украиной. Сотрёт с лица земли

России не нужна война, мы её не хотим, причин воевать с Европой у нас...

Анастасия Кашеварова: Россия, не отдавай детей этим монстрам!

«Украина заочно лишила меня родительских прав, а моих детей продала новой семье в Словению» Ко...