Но новый расклад пока непонятен
Сердца президентов РФ и США склонны к таким внезапным переменам, что нам, простым смертным, этого точно не предугадать. Как автор тезиса «визит Уиткоффа ничего не изменит» я посыпаю голову пеплом, вешаю на себя табличку с надписью «был не прав» и отбиваю сотню извинительных поклонов. Но даже все эти извинительные поклоны пока так и не помогли мне понять, что именно произошло. В нашем распоряжении пока имеется абсолютный минимум фактов.
На встрече в Кремле президент РФ сказал Уиткоффу нечто такое, что радикально поменяло ход игры. Трамп еще недавно вещавший о том, что он «больше не будет разговаривать с Путиным», внезапно возжелал встретиться с ним как можно скорее. А помощник российского президента Юрий Ушаков уже в четверг утром объявил, что даже место будущей встречи уже согласовано, просто объявят ее несколько позже. Но к чему именно сводится смысл этого нечто? По состоянию дел на текущий момент это пока покрыто мраком тумана.
Новости партнеров
Мы пока не можем «диагностировать» ни новую игру Путина, ни новую игру Трампа. И причины этих «сложностей с диагностикой» кроются не только в том, информация о том, что произошло на встрече ВВП и Уиткоффа, носит закрытый характер.
Другая не менее важная причина заключается в том, что сейчас на мировых «геополитических шахматных досках» идет несколько игр одновременно. Едва Уиткофф покинул Кремль, как Белый дом объявил о «наказании» Индии за покупку российской нефти. Чуть позже аппарат президента США сообщил, что встреча Путина и Уиткоффа «прошла хорошо», но против России все равно вскоре будут введены новые санкции.
В переводе с политического языка на язык обычных людей это равнозначно примерно следующему: свадьба прошла очень хорошо. Жениху выбили три зуба. Невеста подралась со своими подружками. Теща залезла на люстру, упала оттуда и сломала ногу. А свидетеля забрали в полицию за то, что он полностью разгромил ресторан. Если «встреча прошла хорошо», то какой смысл имеют угрозы новых санкций? И почему за «продолжение российской агрессии» наказывают Индию? И как это все сочетается с лихорадочной эйфорией Трампа и его планами встретиться с ВВП как можно скорее, чуть ли не на следующей неделе?
Удар по Индии явно был «домашней заготовкой», от которой решили не отказываться. Задача разруливания украинского кризиса и задача вытеснения России с мировых энергетических рынков в голове Трампа тесно связаны. И еще неизвестно, что для него важнее. Впрочем, нет, частично все же известно. Нынешнему президенту США важно быть мировым гегемоном не только на деле, но и на словах.
Идеальная «ролевая модель» для Трампа — это какой-нибудь хан Золотой Орды, которому все униженно кланяются и у которого все выпрашивают ярлыки на княжение. Для Трампа важно кого-то демонстративно унизить. И сейчас на роль этого кого-то была выбрана Индия премьер-министра Моди. В ответ Индия заявила, что ждет с визитом к себе президента России до конца года для согласования позиций.
Трамп, видимо, понял, что стопроцентные вторичные пошлины против всех значимых торговых партнеров России — это не слишком эффективное решение. Гораздо более эффективно разобраться с каждым из таких партнеров по одиночке: с начала с одним, затем с другим и так далее. Той же цели служит и снижение уровня санкций, они же тарифы. Уровень тарифа в 100% — это кувалда. Уровень тарифа в 25% — это скальпель. А когда речь идет о сложных политических «хирургических операциях», скальпель по определению гораздо более действенен, чем кувалда. Трамп делает ставку на традиционный антагонизм между Пекином и Нью-Дели, на то, что эти две страны, которые иногда понемногу воюют друг с другом, не смогут объединиться и дать ему отпор.
Задача России — а также Индии, Китая, Бразилии и далее по списку — имеет прямо противоположный характер. Написал это предложение и порадовался его логической стройности — «товару», который, если говорить о других стратегических задачах России в текущий момент времени, явно имеет статус дефицитного. Что, например, должно стать содержательной сердцевиной на той встрече президентов РФ и США, чье скорейшее проведение вдруг стало для Трампа приоритетом? Идет ли речь о реальном сдвиге в урегулировании конфликта на Украине? Или все вновь сведется к фальстарту, шумихе и неразберихе?
Новости партнеров
Памятуя мою предыдущую оплошность с четким прогнозом (которая в конечном итоге все еще может оказаться совсем не оплошностью) я, пожалуй, воздержусь от дальнейших предсказаний. Когда имеешь дело с такими мастерами неожиданных политических ходов, как Путин и Трамп, это, наверное, самая разумная стратегия.



