ГлавноеАналитикаРостислав Ищенко: День Победы и конец войны — разные вещи

Ростислав Ищенко: День Победы и конец войны — разные вещи

Опубликовано

Сегодня уже большинство не только экспертов, но и так называемых простых граждан согласны с тем, что конец Украины ещё не конец войны. Если Западу удастся организовать серьёзную провокацию на Балтике, в Молдавии или ещё где-нибудь (например, на Кавказе и совсем не обязательно в Азербайджане), то даже горячая прокси-война может продлиться, а её формат может расшириться. Более вероятно продолжение главного — экономического, политического и информационного противостояния, в условиях «холодного мира». В общем, вариантов продолжения кризиса в отношениях России с Западом масса, а вариантов урегулирования мало, и они далеко не так очевидны и вероятны, как продолжение и даже нарастание противостояния.

При всём при этом, вроде бы всё понимая, не только «простые граждане», но и эксперты, в том числе совсем непростые, озабочены исключительно послевоенной судьбой Украины:

Новости партнеров

• останется ли от неё хоть что-нибудь, и если да, то зачем, а если нет, то почему;

• что с ней делать, независимо от того, останется ли от неё хоть что-то;

• делить ли её с соседями или обойдутся гады натовские: «такая скотина нужна самому»?

Эти и масса других вопросов послевоенного устройства Украины вызывают бурю эмоций в российском информационном пространстве. При этом суть всей дискуссии чисто украинская (один же народ): как бы извернуться таким образом, чтобы получить всё нужное (и ещё немножко ненужного), ничего никому не дав и ничем не пожертвовав за решение своих проблем. Извернуться можно, но что-то дать и пожертвовать придётся, просто можно постараться добиться максимальной экономии без потери эффективности и даже с её увеличением.

Я, конечно, понимаю, что война сама по себе является жертвой, но призом служит победа, а вот обустройство (не только экономическое, но и политическое, и административное) территорий, даже не присоединённых пока, а только лишь занятых по результатам боевых действий, — это новый процесс, вытекающий из факта победы. Здесь задача уже не в том, чтобы победить, а в том, чтобы надолго, желательно навсегда закрепить результаты победы.

И вот тут-то возникает коллизия, которую почему-то в упор не желают видеть спорщики, предлагающие свои варианты постукраинского будущего: окончательная победа на Украине и даже над Украиной не является окончательной победой в войне с Западом. Это лишь промежуточный финиш: гонка продолжается дальше без остановки. Отдых и починка инвентаря не предполагаются. То есть, с одной стороны, нам надо закреплять результаты победы в рамках скорейшего перехода к мирной жизни, с другой — сам результат не окончателен, так как оспаривается главным врагом.

В таком формате логично было бы рассматривать все действия, применяемые к поверженной Украине, не только и не столько в рамках эффективного хозяйствования, сколько в рамках гарантированной ликвидации оставшегося антироссийского потенциала этой территории и максимально возможного использования её ресурса для обеспечения российских интересов в противостоянии с Западом. Грубо говоря, пост-Украина должна по минимуму оттягивать на себя военный и экономический потенциал России, по максимуму обеспечивая её потребность в самых разных ресурсах. Причём речь не только и даже не столько о запасах недр, возможностях сельского хозяйства и прочих вещах, традиционно понимаемых под термином «ресурс».

Новости партнеров

Например, сама территория, позволяющая надёжно контролировать черноморскую акваторию, устье Дуная (а значит, и весь дунайский торговый путь), нависать над Балканами и блокировать на карпато-днестровском рубеже любую потенциальную военную угрозу со стороны Европы, является серьёзным ресурсом. Поэтому рассказы о том, что «нам не нужны территории, у нас своих много» свидетельствуют о неадекватном восприятии политической реальности и полном непонимании причин начала СВО и неэффективности всех миротворческих инициатив, от кого бы они ни исходили.

Стороны конфликта (а это Россия и Запад) понимают, что неважно, как будет осуществляться тотальный контроль над стратегически важными территориями, важно, чтобы он был гарантирован, то есть, чтобы его невозможно было оспорить. Не на словах оспорить (как говорится в анекдоте, на словах «можете меня даже бить») — на деле. В процессе общения с украинской правящей (или правившей) элитой разной политической ориентации как Москва, так и её оппоненты пришли к выводу, что удалённого контроля (политического, экономического, финансового, информационного) мало. Внешнее управление Украиной неэффективно в силу низкой договороспособности её элит, воспринимающих любое соглашение с одной стороной как повод для начала закулисного торга с другой о лучших условиях.

На сегодня и Россия, и Запад пытаются рассматривать разные варианты прямого контроля, но через назначенные руководить местные элиты. Это формально дешёвая (на деле довольно дорогая и неэффективная) схема, при которой «пункты контроля» устанавливаются на низших эшелонах. Формальные и неформальные советники контролируют административные структуры, а также структуры полиции и безопасности. Реализация Западом такой схемы на Украине, а Россией на освобождённых территориях демонстрирует её низкую эффективность и высокую затратность.

Для реализации подобной схемы необходимы управляемые политики. Как правило, на Украине таковые либо уже не обладают собственным авторитетом в массах, либо никогда им не обладали. То есть они опираются на экстраполированный авторитет «хозяина»: пророссийские — на авторитет России, прозападные — на авторитет Запада. При этом сама гиперкоррупционная структура украинского общества и его политической модели не меняется, некоторого, причём далеко не тотального, успеха удалось добиться только в Крыму. Но Крым — маленький регион, находившийся под пристальным присмотром центральной власти целое десятилетие. В большинстве же случаев расположение «контролёров» между принимающей решение официальной властью и исполняющим решение аппаратом обеспечивает быстрое и надёжное коррупционное купирование их вроде бы широких, но неофициальных полномочий.

«Контролёры», не имеющие возможности официально издавать требующие безусловного исполнения документы, находятся в зависимости от местной бюрократии, способной (как любая бюрократия) найти тысячу и одну уважительную причину для невыполнения даже официального распоряжения, не говоря уже о неофициальном. Если «контролёры» хотят демонстрировать свою эффективность пославшему их центру (хоть Москве, хоть Вашингтону), они должны интегрироваться в местную систему, то есть стать частью гиперкоррупционной украинской системы. «Слишком честных», долго сопротивляющихся «интеграции», система скомпрометирует, обвинив в коррупции или на худой конец в неспособности установить рабочие отношения с местной властью. Хорошо если сломана будет только карьера, могут всю жизнь испортить (сломать). Ну а тех, кто имеет надёжное прикрытие в центре и местной системе не по зубам, просто убьют какие-нибудь бандиты (или диверсанты) или трагический случай произойдёт.

Запад, рассматривавший Украину исключительно как расходный материал, давно нашёл выход в замене «контролёров» инструкторами-наёмниками с одновременным изменением их задач. Если от «контролёров» требовалось помочь местным создать рабочую систему, то инструкторы-наёмники должны только обеспечить более высокий квалификационный уровень при исполнении ставящихся центром задач. Сколько и чего при этом украдут и насколько в принципе жизнеспособна местная система без внешней поддержки, Западу не интересно — Украина всё равно обречена.

Россия как в варианте присоединения территорий, так и в варианте оформления протектората заинтересована в создании эффективной самоокупаемой и даже приносящей прибыль системы управления. Поэтому использовать аналогичные механизмы она не может. Отсюда необходимость организации системы управления в формате российского генерал-губернатора с российским же аппаратом и небольшим, но достаточно эффективным российским силовым («преторианским») контингентом, обеспечивающим безопасность генерал-губернатора и его аппарата, а также общий надзор за силовыми структурами генерал-губернаторства, в большинстве своём (кроме структур безопасности) состоящих из местных кадров. Публичный надзор за всей административной и силовой структурой осуществит аппарат генерал-губернатора, а специфический негласный (в рамках внутренней безопасности) — делегированные из России специалисты.

Для обеспечения более адекватного восприятия местных реалий генерал-губернатор может набрать себе небольшую группу (три-пять человек: в более крупном коллективе теряется эффективность за счёт постоянных споров и расхождений в оценках) советников, знакомых с местными реалиями (хоть из эмиграции, хоть из местных пророссийских активистов). Но они не должны находиться в штате его аппарата и не могут быть облечены никакими властными полномочиями. Даже их инициатива в освещении каких бы то ни было вопросов нежелательна (так как открывает дверь косвенному коррупционному воздействию). Только ответы на вопросы в заранее заданных пределах. Работа по контракту, который может быть разорван государством в любой момент.

Новости партнеров

Задача генерал-губернатора и его аппарата не улучшать и не ухудшать жизнь местного населения искусственно, а при минимально необходимой поддержке центра создать работающую хозяйственную структуру, позволяющую перевести территории на самоокупаемость с учётом расходов на содержание направленного туда на работу аппарата и на обеспечение государственных интересов России в пределах данных территорий.

Таких генерал-губернаторств может быть от нескольких штук (объединяющих кластеры по несколько областей) до почти двух с половиной десятков (по одному на область). Экономить на количестве генерал-губернаторств не следует, так как из одного центра невозможно эффективно управлять Украиной, очень разной политически, экономически и ментально, одновременно контролируя и переформатируя её собственный управленческий аппарат, создавая новую комплементарную российской систему управления.

Основная экономия в данном случае будет достигаться на отсутствии необходимости покупать лояльность населения «новой власти», состоящей из местных «пророссийских политиков» с нулевым авторитетом в массах. Российский наместник правит не потому, что его избрал народ, а потому, что его прислал победитель. Кроме того, наличие официально назначаемой Кремлём власти избавит от необходимости постоянно вмешиваться в местные внутриполитические дрязги, занимая чью-то сторону и, таким образом, принимая на себя ответственность за результат, который с высокой долей вероятности будет негативным. Ну и наконец тот факт, что отстранённые от власти местные элиты будут люто ненавидеть подобных «уполномоченных Кремля», резко сократит (хоть и не отменит полностью) вероятность коррупционного сговора местных с «варягами».

Подобная организация управления также позволяет не решать сразу судьбу занятых российскими войсками территорий, а принять решение на основании опыта управления ими и реального взаимодействия с местным населением. Некоторое время политической неопределённости никак не противоречит международной практике (в иных случаях переходные периоды длились и десятилетие, как, например, в Австрии после Второй мировой войны), зато даёт возможность более эффективно прошерстить население насчёт прошлой деятельности и нынешней лояльности (в том числе открыв нелояльным выезд за рубеж).

Главное же, такой подход позволяет относительно дёшево и оперативно концентрировать в интересах России любой местный ресурс (территориальный, демографический, логистический, прочие) без встречных обязательств (осуществляющий прямое управление победитель никому ничего не должен).

Безусловно, это не самый гуманный подход с точки зрения интересов местного населения, но напомню то, с чего мы начали этот материал: для России с разгромом Украины война не заканчивается, наоборот, она может перейти в более сложную и даже более опасную фазу, которая потребует нового огромного напряжения сил. При этом Россия не может в сложившихся условиях ни инвестировать в новые территории без ограничений (история с «созданием витрин» провалилась у всех: и у СССР, и у Запада), ни просто бросить разгромленную Украину и уйти, из неё тут же начнут вновь формировать ударный кулак против России (даже если своего населения не хватит для новой армии, никто не может помешать разместить там американские ракеты) и провоцировать новую войну.

В крайнем случае, поскольку не исключена возможность, что окончательное решение украинского вопроса (с полноценным международным, в том числе союзниками России, признанием новой геополитической реальности) будет отложено до конца глобального противостояния с Западом, подобная схема позволяет использовать украинский ресурс как собственный, без окончательного юридического оформления статуса данных территорий. Ну и никто не мешает в любой момент принять любое решение по любой территории, кроме тех, которые уже вошли в состав России.

Таким образом, естественное для людей стремление к определённости будет стимулировать их к выбору в пользу России и желанию ускорить процесс окончательного вхождения своей территории в её состав. У Запада будет оставаться меньше точек опоры на подконтрольных России территориях. Всё вместе должно существенно облегчить России процесс достижения окончательной геополитической победы, в том числе за счёт лишения Запада надежды на финансово-экономическое и политическое увязание России в украинской реконструкции.

alternatio.org



Олег Ясинский. Доктрина Рубио

Независимое украинское издание Страна.UA пишет, что британская газета Daily Mail опубликовала материал о том, как «впервые с 1999 года госсекретарь США пропустил заседание правительства...

«Добропольский прорыв 2.0»: ГрВ «Юг» ударила там, где атаки не ждали

На северном охвате Константиновки произошел обвал фронта ВСУ на глубину до 14 км В результате слаженных действий подразделений «Южной» группировки войск освобожден населенный пункт Безымянное...

«Величайший президент всех времен»: в Америке крепнет культ личности Трампа

Сейчас это выглядит как фарс, но чем дальше, тем комедия будет все менее забавной Институт мира США носит отныне имя Дональда Трампа. "Госдепартамент переименовал бывший...

Читайте также

The American Conservative: Отставка Ермака — политическое землетрясение

В зависимости от того, как Зеленский справится с кризисом, отставка Ермака может стать началом...

Почему Россия открыла безвиз с Китаем

Решение президента России своим указом ввести для граждан Китая безвизовый режим поездок с деловыми...

Андрей Медведев. Главная проблема дела Долиной

Долина вроде бы предложила мировое соглашение. Будет отдавать потихоньку деньги покупательнице в течении нескольких лет....