ГлавноеАналитикаПутин балансирует между США и Ираном: Кремль хочет остаться над схваткой

Путин балансирует между США и Ираном: Кремль хочет остаться над схваткой

Опубликовано

У ВВП есть шанс стать «незаменимым посредником» для всех сторон конфликта

«Мухи отдельно, котлеты отдельно»- эта старая советская шутка внезапно превратилось в нечто политически некорректное, даже неприличное. Ведь возникает вопрос: кого именно Кремль в нынешней геополитической ситуации считает «мухами», а кого – «котлетами». Впрочем, довольно теории. Переходим к практике. Дмитрий Песков: американские удары по Ирану и отношения Москвы и Вашингтона – это «независимые процессы». С точки зрения российских национальных интересов, это, наверное, вполне логичная или даже единственно возможная позиция. Но, с точки зрения непосредственных участников конфликта, все выглядит совсем по-другому. Каждый из этих участников хочет «нарушить равновесие»: заставить Москву отказаться от «парения над схваткой» и по максимуму перетянуть её на свою сторону.

Так порадовавший несколько месяцев назад российскую общественность своей Мюнхенской речью вице-президент США Вэнс: «В ходе наших разговоров с русскими в течении последних месяцев мы заметили, что, несмотря на наши многочисленные разногласия с российским государством, они были очень последовательны в том, что они не хотят получения Ираном ядерного оружия… Пусть президент Путин оглашает официальную российскую позицию по этому поводу. Но я очень уверен в том, что, с точки зрения России и Китая, и, что важнее всего, с нашей точки зрения, мы не хотим, чтобы у Ирана появилось ядерное оружие».

Новости партнеров

Это комментарий заместителя Трампа уже вызвал совершенно понятную гневную реакцию российского МИДа, который высказался в том смысле, что Вэнса никто не уполномочивал «говорить за Москву». Правильно, не уполномочивал. Но это не отменяет правоты слов Вэнса: появление у Тегерана ядерного оружия действительно не соответствует интересам России. Однако им не соответствует и исчезновение Ирана как значимой региональной державы на Ближнем Востоке и в непосредственной близости от наших границ, не говоря уже о «смене режиме» в Тегеране и о «ливийском» или «иракском» сценарии, который может за этим последовать.

С точки зрения Москвы, в действиях Вашингтона по отношению к Ирану в последние дни вообще очень много тревожного. Традиционная для Трампа риторика в стиле «приму решение в течение двух недель» была фактически использована для введения Ирана в заблуждение, в качестве коварной уловки и прикрытия для уже принятого решения. Это веский повод задуматься о добросовестности и договороспособности партнера. Но это, так сказать, «озабоченность второго уровня». «Озабоченностью» первого уровня для Кремля по-прежнему остается Украина. Это – и не только это – означает, что «срединный курс» по отношению к кризису вокруг Ирана является для России совершенно безальтернативным.

Задача Москвы – стать для всех значимых сторон конфликта незаменимым посредников. У Путина в этом плане есть два козыря: его доверительные (или сравнительно доверительные) отношения с Трампом, Нетаньяху и высшим руководителем Ирана. Козырь номер два: все три главных участника находятся сейчас в достаточно затруднительном положении. И да, это включает даже «показавшего мускулы» президента США. «Удары ставят в уязвимую позицию ближневосточную политику Трампа. Дальнейшее втягивание в конфликт прямо противоречит всей логике его администрации, фактически заставляя его действовать не в интересах США, а в интересах Израиля. Если в конфликт не втягиваться, но и не добиться капитуляции Ирана, то не вполне понятен смысл американского союзничества» — так в телеграмм-канале Центра арабских и исламских исследований Института Востоковедения РАН ситуацию оценил его директор, очень авторитетный эксперт по региону Василий Кузнецов.

Для Ирана и Израиля ставки являются еще более высокими. Израиль – очень маленькая страна. Её территория приблизительно в два раза меньше площади Московской области. Соответственно, долетающие сюда несмотря на усилия самого Израиля и США иранские ракеты наносят достаточно значимый ущерб. При этом, по оценке Василия Кузнецова, Израиль «будет вынужден столкнуться с более активными ударами Ирана и будет вынужден настаивать на расширении политических целей кампании. Теперь речь будет больше идти не о ядерной программе, а о смене режима в Ирана».

Иранский власти в своей «смене», естественно, не заинтересованы. Но у Тегерана в данный в момент в принципе не осталось хороших вариантов действий – одни только плохие и очень плохие. Внутриполитическая легитимность любого режима – не только иранского- основывается в немалой степени дать отпор внешним врагам, убедительно отомстить иностранцам за нанесенные оскорбления. Но любые содержательные, а не декоративные попытки Ирана «отомстить по полной программе» приведут в первую очередь к усугублению проблем самих тегеранских начальников.

Возьмем, например, вариант мести предлагаемый иранским парламентом – перекрытие Ормузского пролива. Западники – не все, но многие – действительно «взвоют». Но вместе с ними в числе пострадавших окажется сам Иран, который перекроет свой собственный нефтяной экспорт, его исключительно важный экономический партнер в лице Китая и соседи Ирана по региону. Ясно, что это точно не усилит их без того минимальные в большинстве случаев симпатии к Тегерану. Итог: перекрытие Ормузского пролива может оказаться для Ирана тем «лекарством», которое страшнее самой «болезни».

Сочетание всех обстоятельств создает «окно возможностей» для посреднических усилий Москвы. Надеюсь, что эти возможности будут использованы.

Новости партнеров

mk.ru



Пустышка в обмен на Украину: зачем Запад снова зовёт нас в G7

Большая семерка — политический труп. Россия отказалась участвовать в его реанимации Владимир Путин заявил, что России не нужно возвращение в G7, «большую семерку», которая в...

Курс России на Глобальный Юг закрепит атомная подводная лодка, переданная Индии

Нью-Дели рассчитается лекарствами, продуктами и трудовыми мигрантами Государственный визит Владимира Путина в Индию обещает открыть новую главу в двусторонних отношениях. Ведущие западные СМИ, в том...

Названа новая ужасающая теория приостановки полетов тысяч самолетов Airbus

В смертельно опасном инциденте с пассажирским самолетом обвинили космический луч Объяснение производителем пассажирских лайнеров Airbus недавнего внезапного неконтролируемого падения самолета JetBlue во время рейса, находится...

Читайте также

Ростислав Ищенко. Украина: конец «метода фюрера»

Когда советские войска перешли в контрнаступление под Москвой, Гитлер запретил вермахту отступать без разрешения...

«Добей его»: Киев проиграл смертельную битву

Как люди, чья профессия прежде была связана с кино, Владимир Зеленский и его "зеленый...

Путин готов заплатить страшную цену, чтобы избежать худшего

Министр обороны Германии Борис Писториус в январе 2024 года говорил, что война с Россией...