ГлавноеАналитикаУкраинские диверсии заставят Дальнюю авиацию ВКС РФ решить давно назревшую проблему

Украинские диверсии заставят Дальнюю авиацию ВКС РФ решить давно назревшую проблему

Опубликовано

Находящиеся в строю Ту-95 МС модернизируют до уровня «супербомбардировщика»

Шок, чувство сильнейшего личного унижения. И всеобщее возмущение тем, что в условиях четвертый год продолжающихся боевых действий за Украину такое вообще оказалось возможным на территории России. В том числе — и в далекой Сибири, под Иркутском, в 4000 тысячах километров от линии фронта.

Вероятно, так или примерно так можно описать настроения подавляющего большинства наших соотечественников в минувшее воскресенье, 1 июня. Сразу после первых сообщений о внезапных, одновременных и достаточно результативных атаках вражескими дронами сразу пяти аэродромов стратегической авиации ВКС РФ в рамках тщательно подготовленной не только в Киеве операции «Паутина».

Новости партнеров

Вероятно, достаточно красноречиво на эту тему в тот же день высказался известный депутат Госдумы, а в недавнем прошлом — заместитель командующего войсками Южного военного округа генерал-лейтенант Андрей Гурулев: «Как возможно, что наши стратегические аэродромы не защищены даже от простейших дронов? Это же стратегическая авиация, ядерная триада. Это не просто самолёты — это носители Х-55 (стратегических авиационных крылатых ракет с дальностью полета до 2500 километров — Ред.). В каждом самолете — по 16 ракет. Один такой может половину США стереть с лица земли. И что? Где защита?».

Сейчас те сильнейшие, но справедливые эмоции, полагаю, малость улеглись почти у всех. Настало время тихой работы следователей, военных судов и прокуратуры. Еще — скрупулезного анализа: как подобное пресечь раз и навсегда? Как в кратчайшие сроки восстановить ущерб воздушной компоненте нашей ядерной «триады»? Наконец: скажутся ли результаты СБУшной «Паутины» на темпах и результатах битвы за Украину?

Чтобы заняться таким разбором, требуется главное: официальная информация о том, сколько и каких именно наших тяжелых бомбардировщиков диверсантам удалось вывести из строя. Возможно ли хотя бы часть из них вернуть в строй?

Ничем подобным с нами Министерство обороны РФ пока поделиться не пожелало. Ограничившись предельно туманным признанием от 1 июня: «На военных аэродромах в Ивановской, Рязанской и Амурской областях все атаки были отражены.

В Мурманской и Иркутской областях в результате запуска FPV-дронов с территории, находящейся в непосредственной близости от аэродромов, произошло возгорание нескольких единиц авиационной техники… Возгорания ликвидированы».

На самом деле такая скупость в информационном общении с собственным обществом выглядит почти необъяснимо и странно. Потому что нет сомнений, что, допустим, американцам если что и остается неясным в этой истории, то лишь незначительные детали. Об остальное они точно осведомлены.

Во-первых, проинформированы своей космической разведкой. Которая, вне всякого сомнения, после 1 июня глаз не спускает с атакованных наших аэродромов в Мурманской (Оленья), Иркутской (Белая), Ивановской (Иваново), Рязанской (Дягилево) и Амурской (Украинка) областях.

Новости партнеров

А, во-вторых, учитывая глобальную «деликатность» темы и законные опасения американцев, мы почти наверняка уже достаточно откровенно и полно ответили на первые официальные запросы Пентагона по поводу случившегося. Это тем более вероятно, если учесть достаточно тесные личные отношения американского и российского президентов.

Потому что — да, в феврале 2023 года Москва объявила о том, что приостанавливает свое участие в Договоре СНВ-3 с США, в котором стороны условились о взаимном и детальном контроле ядерных потенциалов друг друга.

Однако этот шаг означал, главным образом, отмену регулярного инспектирования соответствующих объектов друг друга. Но не формальное уточнение числа носителей оружия массового поражения, находящихся в строю. Потому что подобное слишком сильно подрывало бы хотя бы ту малую часть взаимного доверия, что еще сохраняется между Москвой и Вашингтоном.

Посему предлагаю исходить из того, что вокруг России все и всё про беду, постигшую ее стратегическую авиацию, в главном и основном уже знают. Кроме, как уже сказано, нас с вами.

Выходит, нам остается заняться догадками, основанными на неоспоримых фактах. А еще — внимательным чтением и просмотром зарубежных информационных источников. Допустим, американского специализированного интернет-журнала Military Watch.

Во вторник, 3 июня, это издание констатировало: «Спутниковые кадры подтвердили уничтожение нескольких российских стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-22М3».

Другой детализации от MWМ пока нет. Но ходят слухи, что в воскресенье действительно покорежены минимум четыре Ту-95МС. Три из которых, скорее всего, не подлежат восстановлению.

Судя по появившимся в Сети и никем пока в нашей стране не поставленными под сомнение иностранным спутниковым снимкам, от атак украинских дронов на аэродроме Белая загорелись и сильно пострадали еще и четыре дальних сверхзвуковых бомбардировщика Ту-22М3, больше известные на Западе как «Бэкфайеры».

Новости партнеров

Те самые «Бэкфайеры», что за годы участия в спецоперации не раз принимали участие в массированных ракетных ударах по Украине высокоточными крылатыми ракетами большой дальности Х-22 «Буря». Такие, по признанию Киева, из-за их огромной скорости на маршевом участке на траектории полета уничтожить почти невозможно. Даже имеющимися в распоряжении ВСУ ЗРК «Пэтриот» американского производства.

В декабре 2023 года это открыто признал официальный представитель ВВС Украины полковник Юрий Игнат. Который отметил, что «за последние (к тому времени — Ред.) 22 месяца российские войска выпустили около 300 ракет Х-22». Однако ПВО его страны не сумело перехватить ни одной.

Означает ли теперь достаточно успешный налет вражеских дронов на Белую и ущерб дислоцированным на нем 200-му и 444-му гвардейским тяжёлым бомбардировочным авиационным полкам (или одному из них), что после весьма вероятной гибели нескольких Ту-22М3 Украине хоть сколько-нибудь станет полегче? Абсолютно точно — нет.

И это с ходу признают американцы. Первая причина в том, что у нас в строю «Бэкфайеров» достаточно много. По данным The Military Balance, к началу 2024 года — не менее 57 единиц. А в каждом ракетном ударе по Украине (обычно одновременно с группой Ту-95МС) участвует до десятка.

В большем нет необходимости. Поскольку каждый такой самолет несет по три неотразимых для врага «Бури». Стало быть, на каждый Ту-22М3 — обычно приходится по три гарантированно пораженных цели на территории врага за каждый вылет. Видимо, больше пока и не требуется.

Вторая причина, которая заставляет если и огорчаться по поводу ЧП с «Бэкфайерами», то не слишком: по оценкам специалистов НАТО, «потери среди бомбардировщиков на авиабазе Белая остаются относительно легко восполнимыми». Поскольку у России на хранении находится еще более 50 таких дальних бомбардировщиков.

Введение хотя бы малой части из этого внушительного стратегического резерва в строй достаточно просто и быстро позволит ликвидировать брешь, возникшую в этом строю Дальней авиации ВКС РФ.

Впрочем, это и так уже делается. С 2018 года часть дальних бомбардировщиков на давно привычной платформе «Бэкфайера» на российских авиазаводах потихоньку модернизируется в куда более мощный вариант Ту-22М3М. Там много чего принципиально нового. Более мощные, чем сейчас двигатели НК-32−02. Новые крылья. На 80 процентов обновленная авионика и прицелы.

Как результат — на каждом таком Ту-22М3М станет возможным вместо Х-22 размещать сразу до четырех гиперзвуковых и тоже почти неотразимых ракет Х-47М2 «Кинжал».

Тогда к чему вообще украинцам была воскресная атака на Белую? Единственно возможный вариант: чтобы нанести России больше моральный и психологический урон. Показать, что даже огромность ее территории больше ни для кого и ни для чего не может служить гарантией безопасности от ударов со стороны Киева.

Характерная деталь. Рассуждая об этом, Military Watch в качестве возможной новой цели для похожего удара называет расположенный неподалеку (по сибирским, понятное дело, меркам) от Белой огромный Иркутский авиационный завод.

В цехах которого производится много чего. Включая сверхманевренные многоцелевые истребители Су-30СМ и учебно-боевые Як-130. На выходе оттуда же и серийные пассажирские МС-21.

Считаю, Москва просто обязана принять столь грозное предупреждение из-за океана к сведению. И предпринять все возможное, чтобы оно никем не было воплощено в жизнь. Не только в Иркутске. Но и скажем, и в Комсомольске-на-Амуре, где делают тоже сражающиеся за Украину истребители Су-35 и Су-57.

А что? Если вражеские фуры с замаскированными в кузовах дронами беспрепятсвенно докатили до берегов Байкала, то где гарантия, что при нынешней нашей расхлябанности они же не появятся и на Тихом океане?

Но — продолжим о брешах, пробитых 1 июня в строю нашей Дальней авиации.

Единственными действительно невосполнимыми потерями здесь, скорее всего, окажутся в неизвестном пока количестве сгоревшие Ту-95МС типа «Медведь». Это про такие говорил генерал Гурулев, когда в день украинской атаки утверждал, что «один такой может половину США стереть с лица земли». Поскольку, мол, под крыльями и фюзеляжем способен нести до 16 дальнобойных ядерных крылатых ракет типа Х-55.

Добавим: а может и доставить к цели на внешней подвеске до восьми тоже дальнобойных и высокоточных (но — в неядерном исполнении) Х-101.

И терять такие действительно непозволительно и крайне горько. Единственное, хотя и слабое утешение: значительная часть таких «стратегов» уже «добивает» свой технический ресурс. И неизбежно все равно вот-вот потребует замены.

И с точки зрения российских конструкторов достойная замена Ту-95МС уже практически готова. Остается на основе существующих, но неизбежно стареющих дозвуковых бомбардировщиков освоить их модернизацию в вариант Ту-95МСМ.

В начале 2024 года в «Ростехе» заявили, что такой разработан на основе изучения боевого опыта, полученного нашими ВКС в ходе боев на Украине.

В компании утверждают, что подготовленный для Ту-95МСМ самый мощный в мире серийный турбовинтовой двигатель НК-12МПМ и новые воздушные винты позволят удвоить боевую нагрузку на каждого обновленного таким образом «стратега».

Одновременно полученный в ходе СВО опыт подсказал, что чаще всего применяемые на Украине с «Медведей» крылатые ракеты Х-101 имеют даже слишком большую для операцию в этой стране дальность полета в 5500 километров.

Бить такой, допустим, по Лондону или Парижу, наверное, уместно. А по Киеву — как-то чересчур много чести. Исходя из этого готовится и модернизация Х-101.

Запасы топлива на ней, как утверждают, уменьшат. Что, естественно, сократит и дальнобойность. Зато увеличат вес и мощность боевого заряда. И это сразу добавит могущества и свирепости модернизированным «Медведям».

Наверное, эти процессы уже где-то идут. Но наверняка — ни шатко-ни валко. Поскольку по понятным причинам основное финансирование в последние годы направляется Министерством оборы РФ нашим силам общего назначения. Главным образом — Сухопутным войскам.

Не исключаю, что теперь, после понесенных в результате вражеской операции «Паутина» трагических потерь в Дальней авиации, процессы обновления и в российской стратегической авиации будут резко ускорены. Потому что худа без добра не бывает. И это правильно.

svpressa.ru



Как российские войска вбивают клин между Краматорском и Константиновкой

Угрозу ключевой трассе снабжения группировки противника в Константиновке удалось создать российским Вооруженным силам. Направление, долгое время выглядевшее замороженным, внезапно пришло в движение. О чем...

Михаил Делягин. Почему всё не так, или Россия в поисках нормальности

Почти каждый болезненно переживает всё более откровенную враждебность бюрократии, которую многие по советской инерции считают «своей». Безумный рост цен, под официальный бред о росте благосостояния,...

Место и роль Европы в новой Стратегии национальной безопасности США

О Европе в новой стратегии США сказано много, и это интересно проанализировать. 1. США не бросают Европу, но хотят сильную и самостоятельную Европу. Откуда такой...

Читайте также

«Стало еще хуже». Зеленский столкнулся с нерешаемыми проблемами

Глава киевского режима теряет контроль над ситуацией в стране. Попытки сгладить последствия "миндичгейта" остаются...

Конец Ермака. Кто станет новым «любимым партнером» Зеленского

Трамп лишает главу киевского режима последнего аргумента Глава офиса президента Украины Андрей Ермак уволен с...

Обновлённая Стратегия нацбезопасности США – ещё один шок для Запада

На сайте Белого дома появился концептуальный документ о приоритетах США на ближайшие годы. Документ...