ГлавноеАналитикаСирия в огне: итог первых четырех месяцев правления исламистов

Сирия в огне: итог первых четырех месяцев правления исламистов

Опубликовано

После четырех месяцев, прошедших с падения Сирийской арабской республики, и прихода к власти в Сирии разношерстных группировок исламских экстремистов во главе с признанной террористической и запрещенной в России «Хайят тахрир аш-Шам», в стране произошли кардинальные изменения. Изначально радужные картинки жизни «в свободной стране с демократическим строем и развитой рыночной экономикой» сменились суровой действительностью. На проверку король оказался голым, как в знаменитой сказке Ханса Кристиана Андерсена.

Полный развал государственного управления сопровождается массовой нищетой населения — 9 из 10 сирийцев, по данным ООН, голодают — и беспрерывными волнами насилия в отношении всех тех, кто не является «истинным правоверным мусульманином», то есть суннитом, стали повседневной реальностью современной Сирии.

Новости партнеров

Мировое сообщество не спешит вливать «миллионные инвестиции» в страну, которой управляют вчерашние полевые командиры террористических формирований, пусть и переодевшиеся в гражданские костюмы. Даже монархии Персидского залива, поддерживавшие сопротивление режиму Асада все годы гражданской войны, по факту ограничились словами поддержки территориальной целостности и независимости, при этом ни вложив ни доллара в реальную сирийскую экономику.

Ситуация в стране ухудшается с каждым днем, поскольку к власти в Дамаске пришли люди, которые хорошо научились воевать, но по своей природе не способны к управлению и не в состоянии обеспечить целостность государственного строя.
Медиа ресурсы боевиков и поддерживающих их стран Запада работают с повышенной эффективностью, рисуя радужные перспективы «свободной Сирии» и рассказывая о ее успехах в государственном строительстве. Ситуация «на земле» прямо противоположная.

Юг Сирии оказался под фактическим контролем Израиля, который прикрываясь желанием защитить друзов, захватывает все новые территории, и его армия уже находится в подбрюшье сирийской столицы. Примечательно последнее заявление министра обороны Израиля Исраэля Каца, сделанное им в пятницу, о том, «Аль-Джулани (Ахмед аш-Шараа) остался террористом -джихадистом даже несмотря на то, что снял джалабию (традиционное мужское мусульманское одеяние), надел пиджак и представил умеренную наружность». «Теперь же он снял маску, открыв свое истинное лицо: это террорист из «Аль-Каиды» (запрещенная в РФ террористическая организация), совершающий зверства против алавитского мирного населения», — заявил израильский министр.

На этом основании министр пообещал, что обеспечит юг Сирии «демилитаризованным и свободным от угроз», и защитит местное друзское население. «Любой, кто причинит им вред, столкнется с нашим ответом», — написал Кац на странице в X.

Сами друзы регулярно митингуют против новой сирийской власти. Мартовские события в районе Джараманы в пригороде Дамаска, где проживают не менее 3 млн друзов, христиан и шиитов, показали, что единство этого сообщества способно эффективно противостоять любому враждебному вмешательству. Друзам была предоставлена самая широкая автономия еще при режиме Асада. Самопровозглашенный президент попытался переломить эту ситуацию единственным доступным ему способом — вооруженным, но столкнувшись с яростным сопротивлением местных племен, выступивших единым фронтом от Эс-Сувейды и Дераа до Джараманы, отступил. На настоящий момент аш-Шараа добился только того, что некоторые друзские вожди открыто заявляют о своем желании полностью отделиться от центральной власти в Дамаске.

На севере Сирии ситуация не менее трагичная. Там идет война протурецких боевиков с курдскими племенами, которые частично контролируют провинции Алеппо, Дейр-эз-Зор, Эль-Хасаке и Ракка и отдельные приграничные с Турцией территории.
Пока международный террорист аль-Джулани, в одночасье превратившийся в президента аш-Шараа, ведет переговоры с курдами о разоружении и вливании их вооруженных формирований в ряды новой сирийской армии, подконтрольные ему боевики из расформированных его же указом «Хайят Тахрир аш-Шам» и протурецкой Сирийской национальной армии штурмуют при поддержке турецкой артиллерии и авиации позиции курдских Сирийских демократических сил на севере Сирии. Пока курдам удается сдерживать эти атаки и успешно контратаковать, нанося поражения отрядам боевиков на отдельных участках поля боя. Не имея за спиной Израиля, курды с оружием в руках отстаивают свою национальную идентичность по принципу «один за всех и все за одного». Курды прекрасно осознают, что вооруженное сопротивление осталось для них единственной возможностью для выживания, в противном случае они будут уничтожены физически, как это случилось с езидским меньшинством в окрестностях Камышлы, которое практически полностью вырезали суннитские боевики во времена гражданской войны.

На побережье, в провинциях Латакия и Тартус, где живет преимущественно алавитское население, ситуация развивается по наиболее трагическому сценарию. Десятки тысяч алавитов либо бежали в соседний Ливан и оттуда в Россию, либо ушли в тень. Несмотря на то, что численность алавитов никогда не превышала 10-15% от 23-милионного населения Сирии, именно они составляли правящую элиту режима Асада и из их рядов десятилетиями выходили министры и другие эффективные государственные управленцы, из них состояла верхушка армии.

Новости партнеров

После прихода к власти в Дамаске боевиков аш-Шараа алавиты предсказуемо оказались мишенью и главным объектом для мести. То есть, люди, являвшиеся по настоящему ценным ресурсом для любого государства, оказались объектами охоты, и вынуждены бежать и скрываться.

В стране остались лишь инертные граждане, но даже их исламисты за 4 месяца беспрерывного насилия, грабежей и мародерства довели, что называется, «до ручки». Четыре месяца эти люди, сдав оружие по требованию новых властей, демонстрировали покорность, позволяя себе лишь писать жалобы на действия боевиков в местные органы власти, которые из таких же боевиков и были созданы. Пока, наконец, 6 марта не появились первые сообщения о начавшемся восстании алавитов против режима в Дамаске сразу в нескольких прибрежных городах — Джабле, Латакии и Тартусе.

Начавшееся как мирные митинги против агрессии, это действо в считанные часы переросло в вооруженное сопротивление после того, как боевики открыли огонь по безоружным демонстрантам, посмевшим протестовать. В ответ поднялась волна народного гнева, и боевики подняли в небо вертолеты. Моментально в соцсетях и сообщениях протурецких каналов появились рассказы о том, что это «русская авиация наносит удары по неопознанным объектам» якобы для поддержки протестующих. Ничего общего с действительностью эта информация не имела, однако алавиты, привыкшие за долгие годы во всем полагаться на «старшего русского брата», приняли фейк «за чистую монету».

Уже к утру 7 марта выяснилось, что российские военные к боевым вертолетам в воздухе отношения не имеют, и люди стали собираться у ворот российской авиабазы «Хмеймим» с просьбой о защите. В основном это были женщины и дети, которые бежали от боевиков из окресных деревень.

Российское командование приняло решение впустить людей на закрытую территорию и поставить полевые кухни. По имеющимся данным, на территории авиабазы находятся несколько тысяч человек.

Наблюдатели тут же вспомнили трагические истории, связанные с выводом американских войск из Афганистана, и десятки тысяч людей, панически штурмовавших аэропорт в Кабуле в ужасе от прихода талибов.

Пока одни просились под защиту российских военных, бывшие солдаты Сирийской арабской армии оказывали боевикам достаточно успешно в первые часы вооруженное сопротивление. В это время из Хамы, Хомса, Алеппо и Дамаска прибывали бесконечные колонны т.н проправительственных сил на тяжелой бронетехнике и с марша вступали в бой.

В результате контроль над Латакией и Тартусом был правительственными силами быстро восстановлен, в настоящее время бои идут в Джабле и ее окрестностях в гористой местности, однако исход сражения предсказать несложно, слишком неравны силы сторон.

Новости партнеров

В ответ на восстание алавитов началось их массовое истребление без суда и следствия, казни и расправы на улицах, убийства целыми семьями. Сеть заполнили сотни видеороликов, снятых самими боевиками, где они гордо позируют на фоне гор трупов, унижают и оскорбляют беспомощных людей на камеру перед расстрелом, и обещают «полностью истребить всех алавитских свиней».

В настоящий момент ливанские СМИ сообщают о гибели минимум 4 тысяч мирных жителей в провинции Латакия, однако сами признают, что цифра может быть сильно занижена.

Эта бойня вызвала шок во всем цивилизованном мире. И не только в нем. Даже аш-Шараа был вынужден обратиться к боевикам с призывом прекратить убивать. Учиненные зверства заставили самопровозглашенного президента выступить в пятницу вечером со специальным обращением: «Напоминаю, что Всевышний приравнивает положение заключённого наравне с положением сироты и нуждающегося. Заключённого нельзя унижать или избивать, так как это противоречит не только велению Всевышнего, но и законам нашей страны».

Он привел цитату из Корана: «Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам несмотря на то, что она желанна и для них самих». (Сура 76, аят 8)

Аш-Шараа пригрозил, что все, «кто нападет на безоружных мирных жителей, будет привлечен к строгой ответственности». Однако эти призывы, судя по сообщениям с мест событий, остались неуслышанными. К геноциду алавитов причастны, в первую очередь, иностранные террористы из т.н «Исламской партии Туркестана» (признана террористической и запрещена в России), состоящей из уйгуров и граждан среднеазиатских республик, которые приехали в Сирию убивать.

Президент России Владимир Путин еще в 2015 году произнес пронзительную фразу, которая не теряет своей актуальности и сегодня: «Мы не можем быть сирийцами больше, чем сами сирийцы».

Несмотря на призывы солдат Асада присоединится к сопротивлению, большинство алавитского населения по-прежнему предпочитает укрываться в своих домах и ждать, пока кто-то не решит проблему за них. Они еще не осознают, что у них просто нет другого выбора как браться за оружие. В противном случае перед ними во весь рост стоит угроза полного физического истребления. «Горе побежденным!»

Карл фон Клаузевиц в своей основополагающей работе «О войне» определяет ее как «продолжение политики другими средствами». Однако менее известное предупреждение Клаузевица гласит: «Не делайте первый шаг, не подумав о том, каким может быть последний». Этот урок аш-Шараа и его сподвижники так и не усвоили от своих турецких наставников.

Автор — обозреватель Аналитического центра ТАСС

ТАСС



Юрий Баранчик. Что сказали на коллегии Минобороны и как это понимать

Начнем с того, что расширенная коллегия Минобороны в этом году прозвучала не как годовой отчёт ведомства, а как доктринальный документ военного времени. В публичной...

Херсон или Купянск — куда за врагом придет «черная смерть»

У российских морпехов появились танки, дальнобойные гаубицы и новые приоритеты Еще недавно группировка морской пехоты уничтожала вооруженные формирования Украины в Покровско-Мирноградской (Красноармейско-Димитровской) агломерации. Поставленные задачи...

«Навязывать волю, взламывать оборону, наращивать темпы»: Белоусов назвал задачи ВС РФ в 2026 году

Андрей Белоусов: «Обрушение обороны ВСУ неизбежно» Российские Вооруженные силы в 2025 году сумели нарастить темпы наступления на фронтах СВО благодаря мужественным и умелым действиям войск,...

Читайте также

Ядерный тупик: что нам гарантирует и что совершенно не гарантирует ядерное оружие

Россия может по праву гордиться своим ядерным арсеналом, куда сейчас может быть добавлена управляемая...

У России есть интеллектуальный ответ на бессрочную заморозку активов в ЕС

Евросовет ввел бессрочную заморозку российских суверенных активов, что позволяет Брюсселю не продлевать ее каждые...

Верховный суд признал Лурье собственницей квартиры, купленной у Долиной

Верховный суд отменил предыдущие решения по сделке купли-продажи квартиры Ларисы Долиной, признав право собственности...