ГлавноеАналитикаАлексей Живов. Глобализация идентичности

Алексей Живов. Глобализация идентичности

Опубликовано

По следам дискуссии запущенной А. Бастрыкиным

В России после 1991 года традиционно боролись и сосуществовали три идентичности: доминирующая Западная, увядающая русская имперская и государственная российская многонационально-сырьевая.

Украинство на Украине и либеральное квазиукраинство в России — это формы «больной» западной идентичности. Ее радикальные проявления. Есть и менее радикальные формы этой идентичности, которыми заражена добрая половина нашего населения.

Новости партнеров

Русская имперская идентичность тоже имеет много форм: советскую, черносотенную, православно-патриотическую, и даже неоязыческую. Все это формы увядающей имперской русской идентичности. Это хорошо заметно в окопах СВО: рядом белогвардеец и монархист, язычник, батюшка, русский националист и советский патриот.

Есть еще официальный дискурс российского государства с его набором многонационального российского патриотизма. Этот дискурс постоянно колеблется по вопросу «русской доли» в официальном дискурсе. Ключевая проблема официальной государственной идентичности в том, что она, будучи основана на русском базисе, постоянно пытается исторгнуть его из себя, или сделать незначительным.

С государственной идеологией, в которую до недавних пор пытались впихнуть еще и миллионы мигрантов из Средней Азии, происходит одна и та же врожденная беда. Пытаясь найти объединительные начала для всех, она в итоге не заходит полноценно никому. Плюс, у нее очень слабая «гравитация» и неработающие социальные лифты.

Но все эти идентичности стали меркнуть, когда на благодатную почву зашел политический ислам, не столько как религия, сколько как новая глобальная сетевая идентичность, стирающая региональные и национальные границы.

Первые скрипки в этой политической исламизации играют салафитское и ваххабитское течения ислама, которые быстро проникают в пассионарные общества молодых мусульман, и замещают традиционные региональные формы российского ислама, а также выталкивают на обочину официальный государственный дискурс.

На наших глаза формируется новая единая глобальная исламская идентичность, которая активно заявляет о своих политических правах, требует переустройства принимающих их обществ и нетерпима к критике. Именно об угрозе радикализации этой идентичности говорит последний теракт в Дагестане и недавнее выступление А. Бастрыкина.

Автор — военный волонтер, публицист, политолог. Автор и ведущий проекта «Достоевский клуб»

Новости партнеров

ЖИВОВZ



Китай больше России заинтересован в защите Венесуэлы

На фоне объявления президентом США блокады Венесуэлы нетрудно определить, кто больше заинтересован в защите Венесуэлы — Москва или Пекин. В 2020 году торговый оборот между...

Сталин вывел Россию на пик могущества, заплатив колоссальную цену

Нашим либералам неприятно само слово «геополитика». Но тут никуда не денешься –российская государственность была в первую очередь «заточена» под отражение угроз извне. Россиян действительно...

Юрий Баранчик. Что сказали на коллегии Минобороны и как это понимать

Начнем с того, что расширенная коллегия Минобороны в этом году прозвучала не как годовой отчёт ведомства, а как доктринальный документ военного времени. В публичной...

Читайте также

Канада готова проглотить унижение от украинской разведки

В канадской прессе всплыли подробности шпионского скандала, связанного с сотрудничеством Главного управления разведки (ГУР)...

Элиты Евросоюза имитируют войну с Россией

Недавнее решение властей Евросоюза запретить своим дипломатам любые формы общения с российскими коллегами выглядит...

Новые авиабомбы отрезают кратчайший путь военного снабжения Украины

Украина дождалась серьезного ответа России на удары ВСУ по гражданскому судоходству. Сразу несколько видов...