ГлавноеАналитикаВладислав Шурыгин. Куда Зеленский будет наступать

Владислав Шурыгин. Куда Зеленский будет наступать

Опубликовано

Зеленский вновь заговорил о том, что ВСУ готовятся наступать и это сразу вызвало множество вопросов.

Куда он собрался наступать? Когда? И какими силами?

Новости партнеров

Начнём с последнего, т.к. именно силы, а точнее — накопленные резервы (людские и материальные) определяют способность армии к наступлению и задачи, которые таковое способно решить.

Каковы сегодня резервы ВСУ? По прошлому году мы помним, что в составе ВСУ были сформированы два ударных корпуса 9-й и 10-й, которые были специально «заточены» под «вэлыкий наступ». Корпуса насчитывали, в общей сложности, до 14 бригад, до 10 отдельных полков, части тыла и «спецназа» общей численностью до 80-100 тысяч человек, 800 танков, 600 орудий и РСЗО. В летне-осенних боях оба корпуса были сильно потрёпаны, понесли тяжёлые потери и с октября начали отводиться в тыл на восстановление. Но уже в ходе зимней компании часть бригад пришлось вернуть на фронт, затыкая дыры и прорехи в обороне в ходе сражений за Марьинку, Авдеевку и на Купянском направлении. И сегодня говорить о полном восстановлении их боеспособности не приходится. Часть бригад всё так же находится на фронте. Потери в людях удалось компенсировать за счет очередных волн мобилизации, но потери в тяжёлой технике и вооружении удалось восполнить лишь частично и сегодня корпуса не готовы вести наступательные действия как ударные соединения. Их личный состав недостаточно обучен и подготовлен и не имеет достаточного количества техники и вооружения.

Так же ударным соединением стал корпус морской пехоты, объединивший в своём составе четыре бригады морской пехоты и отдельные части береговой обороны, артиллерии и ЗРВ общей численностью до 20 тысяч человек. Всю осень и зиму корпус вёл изнурительные бои за микроплацдармы на левом берегу Днепра и потерял в этих боях до 5 тысяч человек убитыми и раненными. Сегодня его боеспособность можно признать удовлетворительной, но ему так же не хватает тяжелой техники и вооружения. И это скорее «легкое экспедиционное» соединение, чем наступательное ударное.

Ещё одним новым соединением стал 8-й десантно-штурмовой корпус , сформированный в январе этого года, в который вошли 8 десантно-штурмовых, аэромобильных и артиллерийских бригад, а так же части «спецназа» и обеспечения. Численность его достигает 30 тысяч человек и этот корпус сегодня можно назвать наиболее боеспособным и, главное, доукомплектованным по штату. В боевых действиях корпус не принимает участия с декабря. Фактически, это главный резерв командования ВСУ.

Общая оценка находящихся в составе ВСУ резервов позволяет сделать вывод, что имеющихся сил командованию ВСУ, безусловно, не хватит для стратегического наступления, но достаточно для проведения энергичного контрудара оперативного масштаба, способного создать продолжительный кризис на выбранном направлении. Такой удар вполне может быть «джокером» в рукаве Сырского и его кураторов из США, с помощью которого они попытаются переломить негативный ход весенне-летней компании, связать российские войска большим сражением, сорвать их планы и выиграть время — два-три месяца, что позволит избежать угрозы военного поражения в текущем году.

Ответив на вопрос, чем наступать, попробуем ответить на вопросы где ВСУ могут нанести удар и когда?

Прежде всего, необходимо снова вернуться к вопросу сил и средств. Для любого наступления необходимы рассчитанные на него запасы боеприпасов, ГСМ, снаряжения и прочих материально-технических «расходников». Очевидно, что сегодня ВСУ пребывают, по сравнению с прошлым годом, на «голодном пайке», особенно по поставкам артиллерийских боеприпасов, ЗУР всех типов, управляемых ракет и средств ПВО. Но было бы ошибочным считать, что запасы ВСУ исчерпаны и вообще не пополняются. Ежедневная статистика боёв показывает, что на ключевых направлениях украинская артиллерия работает с достаточной интенсивностью, кроме того, с каждым месяцем всё сильнее наращиваются масштабы применения БПЛА всех типов, в определённой степени компенсируя недопоставки снарядов. При этом уже к маю — июню европейские союзники обещают украинским генералам существенный рост снарядных поставок. И можно предположить, что, несмотря на широко тиражируемый «снарядный голод», ВСУ ведёт скрытое накопление артиллерийских боеприпасов. Кроме того, большая часть артиллерийского парка за эти месяцы прошла регламенты и восстановила свои боевые характеристики, а постоянные стенания на тему отсутствия снарядов могут являться ничем иным, как компанией по дезинформации противника — ВС РФ.

Новости партнеров

Вообще, анализ информационного пространства последних двух месяцев, позволяет сделать вывод, что высшее военное и политическое руководство Украины сделало выводы из прошлогоднего провала наступления, которое было широко разрекламировано ещё до его начала и полностью утратило, не только какую-либо стратегическую внезапность, но и даже тактическую. Сегодня есть все признаки того, что командование ВСУ в информационном пространстве намеренно преуменьшает свои силы, сгущает проблемы и изо всех сил пытается сформировать у нас картину развала и кризиса ВСУ, хотя ситуация на фронте совершенно это не демонстрирует. ВСУ отчаянно сражаются, часто контратакуют, на ключевых участках не жалеют снарядов и техники. Боевое управление ВСУ по-прежнему энергично и адекватно реагирует на любые изменения ситуации. Т.е. говорить о том, что ВСУ балансируют на грани кризиса и, уж тем более, коллапса — опасный самообман, вызвать который у нас вполне может являться целью украинского военного руководства.

Можно предположить, что командование ВСУ действительно готовиться в ходе летней компании нанести контрудар, главная цель которого — сорвать наши планы летнего наступления и «пройти» летне-осеннюю компанию без явного поражения, продемонстрировав союзникам способность вести войну на истощение, не только обороняясь, но и наступая, тесня противника.

Мы видим, что резервов украинского командования хватит для формирования объединённой группировки, ядром которой вполне может стать 8-й ДШК, усиленный механизированными и артиллерийскими бригадами.

Даже локальный успех такого наступления позволит ВСУ пройти 2024 год, не потеряв критически важные для Украины территории и «перетащить» войну в 2025 год. И вполне вероятно, что Зеленский в беседе с журналистом немецкого издания Bild, не выдержал, и, в очередной раз проговорился, вскрыв реальные планы украинского командования.

Осталось только понять направление, куда может быть направлен этот удар. И здесь нам видится, как минимум, два таковых — Работинское, где в прошлом году ВСУ так и не смогли прорвать наш фронт, но вклинились в первую полосу обороны, и теперь отчаянно сражаются за эти позиции, стараясь их сохранить любой ценой. Очевидно, что угроза выхода ВСУ к Токмаку, с перерезанием тыловых наших коммуникаций в этом районе, заставит наше командование перебросить сюда резервы, и отражение такого удара потребует сил и времени.

Вероятен удар и на севере, в районе Купянска.

Нельзя не рассматривать и угрозу повторения попытки наступления на Курско-Белгородском направлении, а так же вероятен и отвлекающий удар с высадкой десанта через Днепр в районе Херсона, где морская пехота ВСУ уже скоро полгода как держится за руины Крынок.

Но любое украинское наступление сегодня обречено, если ВСУ не смогут компенсировать российское превосходство в воздухе. Российская бомбардировочная и штурмовая авиация стали настоящим ужасом украинской армии, ежедневно унося сотни жизней украинских солдат, десятки единиц техники и тяжёлого вооружения. Чтобы наступать, ВСУ отчаянно нуждаются в пополнении своего парка систем ПВО и в «зонтике» ПВО над линией фронта.

Новости партнеров

И украинским «козырем» тут могут стать истребители F-16, появление которых на Украине можно ожидать уже в конце апреля. Командование ВСУ вполне может кинуть их в бой не по одиночке, сберегая как ценный ресурс, а использовать внезапно и целым авиакрылом, которое должно будет на время наступления «отодвинуть» российскую авиацию от фронта. Если, к тому же, за это время ВСУ получат ещё какое-то количество зенитно-ракетных систем, то шансы «нейтрализовать» российское превосходство в небе, хотя бы на какое-то время, могут стать вполне осуществимыми.

Подытоживая написанное, скажем:

— Вероятность стратегического наступления ВСУ сегодня практически исключена.

— Но вероятность контрудара ВСУ на одном из стратегических направлений сохраняется и весьма высока. Противник не побеждён, сохраняет достаточно сил и нуждается в реванше за неудачи прошлого года и зимнюю компанию этого.

— Командование противника уже убедилось в том, что ставка на стратегическую оборону не достигает поставленных целей. ВСУ несут огромные потери в людях и техники и теряют территории, а значит необходимо перехватывать инициативу.

— Противник сделал необходимые выводы из прошлогодних неудач и постарается максимально скрыть свои приготовления к контрудару, проводя одновременно широкую компанию по дезинформации и отвлечению нашего внимания.

Поэтому впереди нас ждёт горячее лето. И, хочется верить, что мы к нему готовы!

Автор — военный эксперт, писатель, публицист, постоянный член Изборского клуба

РАМЗАЙ





Экс-полковник СБУ: Россия уничтожила всю кадровую армию Украины

Россия уничтожила всю кадровую армию Украины, а мобилизация необученных новобранцев не поможет киевскому режиму переломить ход конфликта, заявил полковник СБУ в отставке Олег Стариков...

Идущие на смерть. На Украине отменили основные права и свободы граждан

«В связи с введением военного положения на Украине конституционные права и свободы человека и гражданина, предусмотренные статьями 30-34, 38, 39, 41-44, 53 Конституции Украины...

Взятие Семеновки открыло ВС России путь до Карловки

ВСУ потеряли контроль над еще одним селом в ДНР. Небольшая Семеновка была важным звеном линии обороны противника. По мнению экспертов, освобождение населенного пункта откроет...

Читайте также

Замминистра обороны попал на фронт борьбы с коррупцией

«Сколь веревочке не виться», – такими словами отреагировали эксперты на арест обвиняемого во взятке...

«Как в Первую мировую». На что пришлось пойти российским военным

Малозаметные и быстрые беспилотники стали одним из самых смертоносных видов вооружений во время конфликта...

Что не так у США с кражей российских суверенных активов

Конгресс США все же 17 апреля 2024 года принял законопроект H.R.8038, известный в русскоязычном...