ГлавноеАналитикаКонфликт не нашего калибра

Конфликт не нашего калибра

Опубликовано

Российская Средиземноморская эскадра бессильно наблюдает за действиями авианосцев НАТО

В восточном Средиземноморье просто рябит в глазах от флагов изготовившихся к бою эскадр кораблей НАТО. Что этой силище в районе на глазах разрастающегося палестино-израильского кризиса в состоянии противопоставить постоянное оперативное соединение ВМФ РФ, базирующееся в сирийском Тартусе? Рассуждать на эту тему без слез невозможно. Просто потому, что, по крайней мере, с 2015 года «они» никогда не были столь сильны в этих широтах. А мы — столь удручающе слабы.

Но — по порядку. Что прямо сейчас представляет собой на ближних и дальних подходах к Израилю и Сектору Газа крупнейшая за последние десятилетия в тамошних водах военно-морская группировка альянса?

Новости партнеров

Будьте любезны — пройдите к карте. Что видим на ней? Начнем с западной части этого стремительно «закипающего» моря.

По состоянию на 1 ноября только-только прошел пролив Гибралтар и быстро двигался к месту кризиса в сопровождении кораблей охранения британский авианосец R08 Queen Elizabeth с приблизительно 24 самолетами F-35 на борту. По плану Лондона, утверждает газета Times, развернуться в восточном Средиземноморье Queen Elizabeth должен совместно британским же авианосцем того же класса HMS Prince of Wales. Но последний пока не выбрался из собственной базы по причине затянувшегося ремонта.

Возле Кипра это внушительное подкрепление ожидает уже подошедшая в указанный район оперативная группа того же Королевского флота, состоящая из судна для приема раненых RFA Argus и вспомогательного десантного корабля-дока RFA Lyme Bay (L3007) с британской морской пехотой и спецназом.

От Гибралтара переводим взгляд на побережье Франции. Из Лионского залива к берегам Израиля и Сектора Газа движется универсальный десантный корабль ВМС этой страны Tonnerre (тип памятного многим, так и не полученного нами «Мистраля»). Париж утверждает, что в поход вертолетоносец отправился в варианте госпитального судна. Якобы исключительно чтобы лечить раненных палестинцев. На месте событий по расчетам будет к концу нынешней недели.

Но с раненными палестинцами, полагаю, это уж — как выйдет. А вообще-то вместимость грузовых отсеков «Тоннера» включает в себя два десантных катера, батальон танков «Леклерк» (31 единица) или 70 единиц другой, более легкой бронетехники. Экипаж корабля составляет 160 человек и 450 солдат и офицеров французской морской пехоты.

Западнее, возле итальянского острова Сардиния, на якорях отстаивается американская авианосная группа во главе с USS Dwight D. Eisenhower (CVN-69). В охранении этого плавучего «монстра» с ядерным реактором ракетный крейсер USS Philippine Sea (CG-58), эскадренные миноносцы USS Gravely (DDG-107) и USS Mason (DDG-87), а также фрегат Virginio Fasan (F 591).

Почти такой же штатовский атомный авианосец USS Gerald R. Ford с авиакрылом в девять десятков боевых самолетов ожидает своего часа западнее Кипра. Вокруг него — крейсер USS Normandy, эсминцы USS Thomas Hudner, USS Ramage (DDG-61), USS Carney (DDG-64) и USS Roosevelt (DDG-80).

Новости партнеров

А южнее названного острова сосредоточились боевые корабли морской оперативной группы НАТО во главе с фрегатами ВМС FGS Baden-Württemberg и HS Adrias (ВМС Германии и Греции соответственно). Рядом с ними германские же корветы Erfurt и Oldenburg, а также турецкий TCG Heybeliada.

Впрочем, в этом кратком обзоре ограничиваться лишь средиземноморской акваторией было бы военно-политически близоруко. Потому что совсем рядом, в Красном море, откуда до территории Израиля тоже рукой подать, явно с согласованными со средиземноморской группировкой целями расположились американский УДК USS Bataan (потенциально до 1700 морских пехотинцев) и корабли-доки класса «Сан-Антонио» USS Mesa Verde и USS Carter Hall (еще до 800 десантников на каждом).

Действиями всей этой армады, которая, по сведениям зарубежной прессы, значительно превосходит ту, что к началу 1991 года США и их союзники собирали возле Персидского залива для сокрушения саддамовского в ту пору Ирака, руководит штаб 6-го флота ВМС США с борта своего флагманского корабля USS Mount Whitney. Он пока стоит на якорях возле Кипра.

И еще. Вы заметили: здесь пока ни слова о присутствии вблизи ближневосточного побережья американских, британских и французских атомных подводных лодок? Но никто же не сомневается, что они там есть! Скрытно и в немалом числе.

1 ноября в прессе «засветилась» ПЛАРК ВМС США USS Florida. На которой теоретически может таиться просто гигантский арсенал высокоточных крылатых ракет большой дальности BGM-109 Tomahawks — до 154 единиц. По сведениям российского сайта «Вестник подводного флота», Florida только что явно с демонстративно-угрожающими целями всплыла и зашла в «греческо-натовскую базу» Суда на острове Крит. Но и оттуда ее «Томагавки» весь Ближний Восток в любую секунду в состоянии простреливать насквозь.

А что же всей этой серьезнейшей угрозе стратегического характера в Средиземном море способен противопоставить ВМФ России? Да если откровенно — почти ничего. Или — крайне мало. И то лишь при условии, если в тамошних глубинах тайно следят за действиями натовцев наши многоцелевые атомные подводные лодки Северного флота. Хотя бы в количестве двух-трех единиц.

А на то, что у нас на поверхности Средиземноморья осталось в составе постоянного оперативного соединения ВМФ РФ, базирующегося на сирийский порт Тартус, повторяю, без слез не взглянешь. Потому что флагманом остатков этой бывшей Средиземноморской эскадры нынче вынужденно стал крайне скромный для любых океанских плаваний корвет «Меркурий». Правда, с восьмеркой очень приличных крылатых ракет большой дальности «Калибр» в пусковых установках.

«Меркурий» — тот самый первый корвет проекта 20380, который только к маю 2023 года был достроен в Питере для Черноморского флота. Но так ни на день и не добрался пока до Севастополя по причине перекрытия Турцией проливов Босфора и Дарданелл для любых военных кораблей до окончания боевых действий на Украине.

Новости партнеров

Еще восемь «Калибров» в Сирии у нас способны стартовать из пусковых установок намного уступающего в размерах даже «Меркурию» черноморского малого ракетного корабля «Орехово-Зуево» (проект 21631 типа «Буян-М»). И на этом перечень ударных российских кораблей в Средиземном море, увы, завершен. Тоже базирующиеся с недавних пор на Тартус, но в принципе севастопольские корабль радиотехнической разведки «Кильдин» (проект 861М) и танкер «Ельня» сколько-нибудь серьезного оружия на борту не имеют.

Таким образом, на начало ноября 2023-го суммарный ракетный залп «Калибрами» нашего оперативного корабельного соединения в Средиземном море может составить не более 16 единиц. Что, если начистоту, в сложившихся геополитических обстоятельствах выглядит откровенно жалко. Да у НАТО одних только авианосцев, крейсеров и эсминцев в этих водах намного больше, чем у нас «Калибров» в пусковых установках!

Так что если российские корабли ныне и в состоянии представлять для противника хоть какую-то угрозу, то она, к несчастью для нас, давно уже становится исчезающе малой. Как и почему мы до такого докатились?

Вообще-то до середины прошлого месяца ударных кораблей в Тартусе у нас было в полтора раза больше. То есть — три. Боевые возможности обоих надводных «калиброносцев» хоть как-то дополняла дизель-электрическая подводная лодка ЧФ Б-265 «Краснодар» проекта 06363. Но она в Средиземном море несла службу беспрецедентно долго. Почти два года. И в самый неподходящий момент, когда кризис в Секторе Газа уже заполыхал, в совершеннейшем техническом изнеможении 14 октября была вынуждена через Гибралтар покинуть Средиземное море. Цель — долгий ремонт в Кронштадте, откладывать который, очевидно, уже просто опасно.

В сентябре минувшего года ровно тем же путем прошла из Сирии на Балтику и другая сильно поизносившаяся наша дизель-электрическая субмарина, входившая в состав оперативного соединения с самого начала спецоперации на Украине, — Б-261 «Новороссийск». Кронштадтские судоремонтники героическими усилиями сейчас пытаются вернуть ее в строй. Но ранее грядущей весны этого точно не получится. А значит, как минимум, до будущего лета в Средиземном море ни одной дизель-электрической подлодки у нас не окажется.

К этому следует добавить, что еще раньше, в апреле 2023-го, из Сирии на длительный ремонт в Балтийское море отправился и самый крупный в последние месяцы наш «калиброносец» в здешних водах — черноморский фрегат «Адмирал Григорович». Когда он вернется обратно в Тартус? На сей счет вряд ли имеют представление даже в Москве.

Естественный вопрос: а что, Главный штаб ВМФ РФ не знал о наступающей беде с техническим состоянием наших ударных кораблей в Тартусе? Знал, безусловно. Наверняка даже планировал ушедшим достойную замену. В виде куда более серьезного корабля — давно обещанного промышленностью к передаче в боевой состав ВМФ фрегата «Адмирал Головко» (проект 22350). Первого среди этой «адмиральской» серии, еще на заводе оснащенного пусковыми установками для запуска не только «Калибров», но и гиперзвуковых «Цирконов».

Сперва в январе 2023-го источник ТАСС, близкий к оборонно-промышленному комплексу, утверждал, что корабль передадут военным морякам в марте. Позднее представители «Северной верфи» уточнили, что фрегат планируют передать ВМФ России во втором квартале. Но нет в списках боевых кораблей флота «Адмирала Головко» и по сей день.

А те немногие корабли такого же или близкого к новому фрегату могущества, что входят в состав Северного и Балтийского флотов, по разным причинам к срочному походу в Средиземное море не готовы. Черноморский флот, как говорится, надолго «связан боем» с Украиной. Да и Босфор с Дарданеллами, как уже сказано, для него уже почти два года перекрыты турками.

Что остается? Тихоокеанский флот за тридевять земель от Ближнего Востока? Похоже, что только он. И вероятно, во Владивостоке уже давно получили команду в пожарном порядке готовить к плаванию хотя бы то немногое, что имеется у нас даже в тех далеких от Израиля и Сектора Газа краях.

Если вы следите за флотскими новостями, то могли заметить, что в первой декаде октября из Владивостока в дальний поход с необъявленными целями срочно отправился отряд в составе больших противолодочных кораблей проекта 1155 «Адмирал Трибуц» и «Адмирал Пантелеев» и морского танкера «Дубна».

На днях эти корабли с деловым визитом посетили индонезийский порт Танджунг Перак города Сурабая. А затем продолжили переход через Яванское море в северо-западном направлении. Куда? На этот счет можно строить только предположения. Но самое, как представляется, логичное из них — через Красное море и Суэцкий канал как раз в Средиземноморье. Где посреди плотного и почти вражеского окружения мы просто заждались хоть каких-нибудь новых Андреевских флагов.

Да, «Адмирал Трибуц» и «Адмирал Пантелеев» изначально предназначены для выполнения сугубо противолодочных задач. И по этой причине практически лишены ударных вооружений против надводного противника. Но ведь за неимением гербовой пишут на простой. Так?

svpressa.ru





Ростислав Ищенко. «Сопротивление» по-украински

Номинально Франция участвовала во Второй мировой войне почти год – с третьего сентября 1939 года по 22 июня 1940 года (затем воевала "Сражающаяся Франция"...

«Харьковский котел»: Зеленский постарается превратить город в Сталинград, но русские на штурм не пойдут

Frankfurter Rundschau: Наступление русских может начаться в случае прорыва украинской обороны под Купянском Российская армия значительно активизировала свои усилия по штурму Харькова, пишет немецкое издание...

Зачем Си Цзиньпин собрался в Сербию и Францию

К новой геополитической реальности: кто и как будет делить Европу и причем тут конфликт на Украине Не то чтобы дело двигалось к драке, но и...

Читайте также

Киев начал операцию «Победобесие». Кто цель

Чем хороши выходные? Тем, что именно в эти дни появляется возможность проверить некоторые свои...

Запорожская головоломка. Из-за битвы в Работино в Марфополе назревает очередное «Очеретино»

Украинские эксперты пишут, что на Ореховском направлении армия России сковала лучшие силы ВСУ Самые разные...

Ростислав Ищенко. Украинский сепаратизм как катализатор русского национализма

В последнее время в просвещённых кругах с тревогой заговорили о мигрантофобии. С моей точки...