ГлавноеАналитикаО чем спорили Соловьёв и Кедми на самом деле

О чем спорили Соловьёв и Кедми на самом деле

Опубликовано

Телеэфир В.Соловьёва, в котором он жёстко спорил на повышенных тонах с Я.Кедми о том, имеет ли ЦАХАЛ право убивать палестинских детей и женщин за то, что они оказались с ХАМАС на одной стороне конфликта с Израилем, показал коренные отличия моральных базовых систем израильского и российского общества. Речь не о ксенофобии, а о том, почему у некоторых народов допустимо глумиться над пленными и гражданским населением противника, а у некоторых – нет. Это очень серьёзный вопрос.

«Нас всех учили подлости, но почему ты оказался лучшим учеником?» — спрашивал один герой другого в пьесе, написанной одним советским евреем и экранизированной другим. Подлость нельзя оправдать тем, что в тот момент все так делали, что пропаганда лгала, а власть давила. У каждого есть возможность хотя бы не стрелять, если уж поставили в расстрельную команду и нет возможности отказаться. У Высоцкого, ещё одного советского полуеврея, есть такая песня: «Тот, который не стрелял». Всех учили подлости, но кто-то смог не оказаться лучшим учеником.

Новости партнеров

Любая война расчеловечивает людей и легко приучает к снятию табу на убийства. Но есть такие правительства, которые сдерживают в своём народе зверя. И есть такие, которые его культивируют. «Я освобождаю вас от химеры совести» – эти слова Гитлера сейчас полностью ложатся на то, что делают США, Британия, Украина, Германия, Франция, Израиль, российские либералы независимо от этнической принадлежности.

Суворов пролил моря крови врагов России. Его ненавидят и боятся в Европе и в Азии (до сих пор) те, кто испытал на себе его науку побеждать. Но Суворов требовал немедленно перестать видеть врага в раненом или пленном, и увидеть в нём страдающего человека. То, что всегда делали русские солдаты, от войн древности до СВО. Глумления над мёртвыми, пленными и гражданскими в русских армиях пресекались жестоко и крались, как и мародёрство, расстрелом перед строем, независимо от былых заслуг. Да и российское общество относилось к этому с отвращением.

Понятно, что на войне выживает тот, кто не мучается рефлексией и стреляет первым. Но оскотинивание солдата и его родственников в тылу – процесс опасный. С этой помощью нельзя решать проблемы накачки боевого духа. Не только с позиций морали, но и рациональности: армия, превратившаяся в карателей, насильников и грабителей, разлагается очень быстро и становится небоеспособной. Ненависть к врагу должна формироваться хирургически точно и никогда не переходить в государственную санкцию на убийство всех, с плясками на костях погибших и глумление над их мёртвыми.

Разница в поведении на войне русских и других народов, с которыми они сталкивались на поле боя, объясняется глубинными архетипами, формировавшимися из разных ценностных систем. Только русские не освобождают себя от химеры совести на войне. И цивилизованные европейцы, и ближне- и дальневосточные народы, как выяснилось, не имеют в себе иммунитета против этого. И при этом русских высокомерно считают варварами, а всех прочих – древними цивилизациями.

Соловьёв и Кедми – два русскоязычных еврея, оба они относятся к России комплиментарно, но в отношении палестинских арабов они оказались непримиримыми врагами. Именно из-за расхождений в вопросе коллективной ответственности. Влияние оказали две разных культурных традиции. Ветхозаветная и новозаветная.

И неважно, что Соловьёв атеист, а Кедми иудаист. Русская культура формирует любого, кто говорит и думает по-русски, в парадигме православной этики. Вне её пропадает всякая русскость, даже если остаётся русскоговорение. Это ещё Достоевский подметил: «русский – значит православный». То есть выросший в смысловом пространстве формулы «Бог есть любовь». Отказ от неё превращает в иностранца. Православная парадигма побеждает смерть, инославная подчиняется ей. Отсюда и разница в поведении на войне.

Спор Соловьёва и Кедми был именно об этом. О Совести. Вере. Любви. Справедливости. И Вечности. Есть с нами Бог, или мы его убили. В том числе, в себе, и все дозволено.

Новости партнеров

Автор — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»

t.me/barantchik



Трамп уже готов отдать России Донбасс — а вот «за Одессу» разговор еще впереди

Американские консерваторы смотрят на вещи куда прагматичнее европейцев, но от этого не легче Требования Европы по Украине и возможным путям мирного урегулирования конфликта не соответствуют...

Британцам объяснили, какие города будут стерты с лица земли Россией

Всю минувшую неделю Россия, не переставая, без устали атаковала Британию. Можно только посочувствовать рядовому потребителю тамошних новостей, который встает и ложится с новостями о...

Евгений Сатановский. Турецкие приключения российской нефти

Недавние украинские удары по танкерам с российской нефтью в территориальных водах Турции породили массу комментариев насчёт того, как же на них Турция отвечать будет?!...

Читайте также

Путин назвал консенсус по мирному плану непростой задачей

Добиться консенсуса по мирному плану урегулирования на Украине — непростая задача, заявил президент Владимир...

Алексей Волынец. Почему генералы НАТО не боятся Россию

О разнице нашего противника в минувшую Холодную войну и в нынешнюю, уже совсем не...

Место и роль Европы в новой Стратегии национальной безопасности США

О Европе в новой стратегии США сказано много, и это интересно проанализировать. 1. США не...