ГлавноеАналитикаКак сибирская нефть стала дороже эталона Brent

Как сибирская нефть стала дороже эталона Brent

Опубликовано

Стоимость российской нефти ВСТО, которая экспортируется в Китай, превысила стоимость Brent. Однако эта ситуация не является аномалией, потому что легкая нефть ВСТО должна стоить дороже мирового эталона Brent. Эта ситуация показывает, что стоимость российской нефти как раз приходит в норму. Более того, сорт ВСТО приобрел важнейшее политическое значение.

Нефть, перекачиваемая с Дальнего Востока страны, продается с редкой премией к мировому эталонному сорту Brent. По словам трейдеров, пожелавших остаться неназванными, российская нефть ВСТО, поступившая в Китай в октябре, торговалась с премией примерно в 50 центов за баррель к Brent на основе поставки, отмечает Bloomberg.

Новости партнеров

Это будет самый высокий показатель с тех пор, как западные страны установили потолок цены, по данным Kpler. В последний раз ВСТО стоила дороже Brent в ноябре 2022 года.

После ввода Западом санкций и потолка цены стоимость российской нефти снизилась. Это касалось как сорта Urals, так и дальневосточного сорта ВСТО.

Чем отличаются эти сорта российской нефти?

Сорт нефти ВСТО – это сибирская марка легкой низкосернистой нефти, в которой содержание серы не превышает 0,65%. Ее цена привязана к эмиратскому сорту нефти Dubai Crude. Российская нефть Urals – это среднесернистая марка нефти.

«Российские ВСТО и Urals не торгуются на мировой бирже, поэтому привязываются к другим сортам нефти, которые торгуются. Urals привязана к Brent, так как это оба среднесернистых сорта нефти. Urals – смесь легкой западносибирской малосернистой нефти и тяжелой высокосернистой нефти, прежде всего, с Поволжья. Благодаря их смешиванию получается средняя нефть. Именно эта смесь шла на Запад по нефтепроводу «Дружба», в Балтику и в Новороссийск. В последнее время Urals повышала количество серы и становилась более тяжелой», – рассказывает Игорь Юшков, ведущий эксперт Финансового университета при правительстве и Фонда национальной энергетической безопасности.

Нефть марки Brent изначально добывалась на месторождении в Северном море, которое истощилось и закрылось. Но название сорта сохранилось в качестве биржевой котировки.

«Сибирская нефть марки ВСТО – это другая категория нефти, она всегда была легче, а легкая нефть обычно стоит дороже, чем средняя и тем более тяжелая нефть. Поэтому когда ВСТО стоит дороже, чем Brent, – это как раз нормальная ситуация. В период перестроения нефтяного рынка скидка на ВСТО появилась, но она была небольшая и исчислялась, как правило, всего несколькими долларами,

Новости партнеров

даже по сравнению с ближневосточным сортом нефти, к которому она привязана. То есть такой большой скидки на ВСТО, как на Urals, не было. Поэтому сейчас стоимость ВСТО возвращается к нормальности после аномалии в виде более низкой цены», – говорит Игорь Юшков.

Скидка Urals к Brent к середине сентября тоже существенно сократилась с 30 долларов за баррель до менее 12 долларов за баррель, следует из данных Минфина РФ.

По мнению эксперта, нефть ВСТО стала стоить дешевле Brent с ноября 2022 года, скорее всего, из-за снижения спроса со стороны Китая из-за ковидных ограничений, которые были сняты только в начале этого года. И потом Китай очень долго раскачивался, но, наконец, наблюдается восстановление спроса. КНР является основным получателем этой российской марки нефти. ВСТО в объеме 30 млн тонн в год идет по ответвлению нефтепровода ВСТО до нефтеналивного порта Козьмино в заливе Находка Приморского края. Далее она перегружается на танкеры, большинство из которых идет в Китай.

«Российская ВСТО в свое время стала очень востребована в Китае именно на небольших НПЗ. Потому что ее легко перерабатывать, для этого не нужно покупать специальное технологичное оборудование, чтобы получать хороший выход светлых нефтепродуктов. Логистика по доставке этой нефти в Китай самая простая, а себестоимости доставки очень низкие. Кроме того, есть долгосрочные контракты с Роснефтью и Транснефтью, которые были подписаны еще до появления проекта ВСТО. На предоплату от этих контрактов и был построен сам газопровод, а потом его расширение в порт Кузьмино. ВСТО никогда не шла в Европу, ее целевым рынком сбыта всегда был Китай», – говорит эксперт ФНЭБ.

Теперь спрос со стороны Китая восстанавливается. Более того, на мировом рынке уже заговорили об угрозе дефицита дизельного топлива из-за простоя ряда нефтеперерабатывающих заводов. Это хорошее время для китайских НПЗ заполнить свои мощности под завязку и перепродать дефицитные нефтепродукты по высоким ценам.

Многие эксперты не исключают, что к концу 2023 года стоимость Brent может перешагнуть 100 долларов за баррель.

Цены продолжают сейчас расти благодаря слаженным действиям Саудовской Аравии и России по добровольному сокращению добычи и экспорта нефти. Соответственно, и стоимость ВСТО следом может вырасти. Впрочем, эксперт полагает, что долго нефть не продержится на уровне 100 долларов за баррель, потому что в игру снова вступят саудиты и россияне. «Я бы сделал ставку на то, что если цена закрепится в районе 100 долларов за баррель, то Россия и Саудовская Аравия начнут увеличивать добычу, то есть постепенно убирать свои добровольные сокращения добычи и экспорта. Потому что дорогая нефть убивает спрос, а сверхдорогая нефть даже производителю не нужна», – прогнозирует Юшков.

Поэтому опасаться, что китайские НПЗ станут меньше покупать ВСТО из-за ее высокой цены, не стоит. Тем более что нефтепродукты на мировом рынке тоже дорожают вслед за нефтью. А при необходимости стоимость ВСТО может быть немного скорректирована по отношению к другим сортам, чтобы сохранить спрос, полагает Юшков.

Новости партнеров

Наконец, российский сорт нефти ВСТО в последние годы получил серьезное политическое преимущество.

«Чем больше усиливается конкуренция между Китаем и США, чем больше напряженность в их отношениях, тем больше Китай задумывается о надежности поставок энергоресурсов.

Российская нефть идет по ВСТО напрямую в Китай, как и газ по газопроводу «Сила Сибири». Эти поставки надежны и их сложно перекрыть третьим лицам. Когда нефть идет в танкерах из Африки или СПГ – с Ближнего Востока в Китай, то танкерам надо преодолеть несколько проливов, здесь и существует много рисков для перекрытия этих поставок, если Вашингтон захочет устроить Китаю ресурсный голод. Поэтому поставки ВСТО для Китая приобретают еще более высокое значение сегодня», – заключает Игорь Юшков.

vz.ru



Линии раскола. Вероятное будущее Украины — махновщина

Накануне сегодняшнего саммита ЕС, на котором «лидерам Европы» предстоит решить вопрос финансирования киевского режима (читай — продолжения войны) на ближайшие пару лет, бывший главком...

Последний бой ВСУ? Зачем и кому нужен самоубийственный «наступ»

Зеленский приказал Сырскому и Драпатому взять Купянск до Нового года, даже если придется угробить здесь всю украинскую армию УкроСМИ уже празднуют «перемогу» в Купянске, якобы...

Запорожье или Херсон? Украина гадает, куда раньше зайдут россияне

Ошеломивший ВСУ прорыв к Лукьяновскому может быть подготовкой для форсирования Днепра Согласно кадрам с геолокацией, штурмовые подразделения ГрВ «Днепр» продвинулись на восток от Степногорской солнечной...

Читайте также

Ростислав Ищенко. Европейские гарантии безопасности, вербовка подростков

- Как обезопасить школы от нападений? - Где украинские спецслужбы вербуют российских подростков? - Действительно ли...

Верховный суд опубликовал полный текст определения по делу Долиной

Верховный суд опубликовал полный текст определения, вынесенного после рассмотрения жалобы Полины Лурье по сделке...

«Навязывать волю, взламывать оборону, наращивать темпы»: Белоусов назвал задачи ВС РФ в 2026 году

Андрей Белоусов: «Обрушение обороны ВСУ неизбежно» Российские Вооруженные силы в 2025 году сумели нарастить темпы...