ГлавноеАналитикаСовсем не секретное оружие Путина: почему Запад испугался БРИКС

Совсем не секретное оружие Путина: почему Запад испугался БРИКС

Опубликовано

Россия — это тоже политическое оружие Глобального юга

«Большая семерка» опасается конкуренции со стороны «большой пятерки». Во вторник в Южной Африке стартует саммит блока БРИКС. А накануне этого события сразу несколько ведущих западных изданий типа The Financial Times отметились прогнозами с оттенком паники. Мол, смотрите, люди добрые и особенно недобрые! У блока G7 («Большая семерка», она же бывшая «Большая восьмерка») прямо на наших глазах возникает мощный конкурент.

Если ориентироваться на чисто формальные критерии, то у беспокойства Запада есть основания: страны БРИКС — это 40% мирового населения и четверть мировой экономики. Прибавьте сюда экономический и политический вес тех государств, которые стоят в очереди на право получения членства в БРИКС, и картина для Запада становится совсем грустной.

Новости партнеров

Но есть один нюанс, который почти полностью обнуляет эту грусть. G7 — это союз политических единомышленников, объединенных одними и теми же целями и одним и тем же мировоззрением. А вот про БРИКС — даже в его нынешнем неразбавленном виде — этого нельзя сказать даже при наличии очень большого желания сгладить углы.

Недавно у меня был шанс неформально пообщаться с одним видным общественным деятелем из Индии. И, боже мой, как же он крыл Китай! С каким красноречием и искренней убежденностью он рассказывал про дьявольское коварство Пекина и убеждал меня, что русские совершают огромную стратегическую ошибку, бездумно бросаясь в китайские объятия!

И такой взгляд на мир не был личной причудой моего собеседника. В основе отношений Индии и Китая лежат взаимное недоверие и острое соперничество. И так было все последние десятилетия.

Я до сих пор не могу понять, почему такой талантливый и умелый дипломат, как Евгений Примаков, выдвинул некогда идею создания геополитической оси Москва–Пекин–Дели. Возможно потому, что в российской столице — как в 90-е годы прошлого века, так и сейчас — очень бы этого хотели. Но хотелки, не подкрепленные возможностями своего осуществления, обречены так и остаться хотелками.

Что, кроме России, остается от БРИКС, если мы исключаем возможность полного политического взаимопонимания между двумя самыми весовыми в смысле размеров своего населения и своих экономик странами блока? Не очень много. Бразилия и Южная Африка — это страны, конечно, уважаемые и влиятельные, но вряд ли способные претендовать на глобальное лидерство в чем бы то ни было.

Конечно, в случае расширения БРИКС количество мощных мировых игроков внутри блока сильно увеличится. Например, попасть в «альтернативный мировой клуб» не прочь такие государства, как Иран, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и прочая и прочая.

Однако увеличение количества участников блока одновременно означает и увеличение количества конфликтов и противоречий между этими самыми участниками. БРИКС может столкнуться с угрозой своего превращения в некий эквивалент ООН — организации, которая, если совсем по-честному, воспринимается не столько как всемирный парламент, сколько как всемирная говорильня.

Новости партнеров

На чем же тогда основаны связанные с блоком БРИКС страхи коллективного Запада? В первую, во вторую, в третью, и в последнюю очередь — с общим изменением баланса сил в мире в пользу коллег нашей страны по БРИКС и других стран, которые хотели бы стать такими коллегами.

Еще несколько десятилетий назад расклад сил на планете был очень простым. Был богатый «первый мир» — тот самый коллективный Запад. Был «второй мир» — СССР, который ожесточенно конкурировал с первым, а потом вдруг решил сдаться ему на милость. И был «третий мир» — конгломерат бедных и не очень продвинутых во всех прочих отношениях стран, которые некогда играли на противоречиях между СССР и Западом, а после распада Советского Союза остались один на один с мировым гегемоном.

Сегодня эта модель мироустройства рушится на наших глазах. И дело здесь не только в том, что Россия решила «переиграть» свое геополитическое соревнование с Западом. Не весь третий мир перестал быть «третьим миром» — олицетворением неразвитости и отсталости. Некоторые страны (не будем указывать пальцем) словно застыли в этом состоянии.

Но другие составляющие элементы третьего мира, сделавшие резкий рывок вперед в экономическом плане, сегодня созрели для того, чтобы конвертировать это свое достижение еще и в политические дивиденды. И здесь и БРИКС, и российское решение начать СВО приходятся для этих стран как нельзя кстати.

Мы привыкли думать о Глобальном юге как о российском политическом ресурсе, помогающем Москве выстоять в ходе противостояния с Западом. Но еще более верным является и обратное утверждение: Россия после начала СВО — это очень ценный политический ресурс для Глобального юга.

И понять, в чем именно заключается эта ценность, проще всего, если вспомнить, что, например, в глазах Китая Россия всегда была и по-прежнему остается частью глобального Запада. Теперь, если продолжать смотреть на ситуацию с китайской точки зрения, глобальный Запад находится в состоянии раскола. И каждая из сторон этого раскола «ухаживает» за странами Глобального юга, пытаясь убедить его в правильности своей точки зрения.

Конечно, предыдущее предложение носит чересчур общий характер. Некоторые из стран Глобального юга убеждать не надо: им достаточно просто спустить указания (речь, естественно, идет об указаниях со стороны США). Но как спустить указания в страны даже не масштаба Китая и Индии, а, скажем, Саудовской Аравии или ОАЭ? Самоуважения и уверенности в своих силах у этих государств уже достаточно для того, чтобы требовать к себе совсем иного отношения.

И они его к себе требуют — в том числе с помощью попыток стать членами БРИКС. И не беда, что этот блок в организационном плане не представляет из себя единое целое. То, что объективно является слабостью БРИКС, одновременно создает вокруг него ауру привлекательности. И беспокойство западников эту ауру только усиливает.

Новости партнеров

Вступить в БРИКС — это значит ничего не потерять, не попасть в чью-либо зону монопольного влияния и при этом наглядно продемонстрировать свой статус независимого игрока, способного принимать самостоятельные решения.

Нет, зря я все-таки наезжал на The Financial Times! Британцы с их богатым колониальным опытом и хорошо развитыми политическими инстинктами явно почувствовали что-то важное. Сильно ли это «что-то важное» поможет России в ее противостоянии с Западом — вопрос, правда, совершенно другой.

mk.ru



Олег Ясинский. Доктрина Рубио

Независимое украинское издание Страна.UA пишет, что британская газета Daily Mail опубликовала материал о том, как «впервые с 1999 года госсекретарь США пропустил заседание правительства...

«Добропольский прорыв 2.0»: ГрВ «Юг» ударила там, где атаки не ждали

На северном охвате Константиновки произошел обвал фронта ВСУ на глубину до 14 км В результате слаженных действий подразделений «Южной» группировки войск освобожден населенный пункт Безымянное...

«Величайший президент всех времен»: в Америке крепнет культ личности Трампа

Сейчас это выглядит как фарс, но чем дальше, тем комедия будет все менее забавной Институт мира США носит отныне имя Дональда Трампа. "Госдепартамент переименовал бывший...

Читайте также

Трамп вам больше не «папочка»: Стуббу и Зеленскому осталось только обняться покрепче

США опубликовали революционную «Стратегию национальной безопасности 2025» «А еще Макрон называл тебя земляным червяком, »...

Место и роль Европы в новой Стратегии национальной безопасности США

О Европе в новой стратегии США сказано много, и это интересно проанализировать. 1. США не...

Трамп начал давить киевский режим вместе с Путиным: Европа на очереди

Россия и США решили договариваться через украинские и европейские головы Установленный Трампом срок для принятия...