ГлавноеАналитикаЕвгений Сатановский. О жизни хорошей и разной

Евгений Сатановский. О жизни хорошей и разной

Опубликовано

Не было в истории нашей страны периода, когда её население — от богатейших и влиятельнейших из тех, кто ею руководит, до последних нищих, жило бы зажиточней и вольготнее, чем теперь.

Об этом часто пишут и говорят отечественные политологи и журналисты из тех, кто не относит себя к оппозиции, и они совершенно правы. С точки зрения материальной — точно. С точки зрения свободы перемещения по свету — тем более. Езжай куда хочешь, если тебя туда пускают, живи где хочешь сколько хочешь времени, занимайся там всем, чем тебе заблагорассудится и возвращайся или не возвращайся, в зависимости от того, как сложится твоё существование на новом месте. Хочешь взять второе гражданство? Да, на здоровье! Хоть двадцать второе. Многие и берут…

Новости партнеров

Свобода бизнеса абсолютная, как и вообще свобода занятий — хоть миллиарды заработай, никто слова не скажет, если, конечно, не наступишь на ногу кому-то достаточно серьёзному для того, чтобы взять тебя за жабры вместе со всеми твоими миллиардами. Но и здесь бывают варианты — по Ходорковскому понятно. Поскольку что-то из тех, кого за жабры по той или иной причине публично брали, в том числе более чем за дело, за последние три десятилетия мало кто не смог выкрутиться — по крайней мере, из знаковых, публичных фигур. Ну, кто — помимо того же Ходорковского или Навального (но там как раз понятно — борьба за власть вообще вещь жестокая, там и пристрелить запросто могут)? Разве что Улюкаев, Белых, Хорашавин или Арашуков. Да и то…

Свобода слова практически абсолютная. И тут речь не об анекдотах, за которые когда-то просто сажали, а вообще о чём угодно. Опять-таки, всё зависит от того, про кого или про что именно разглагольствовать, поскольку свобода открутить голову за это самое слово, высказанное в адрес особо обидчивого человека, имеющего, помимо тонкой нервной организации, те или иные инструменты воздействия на окружающих — законные или нет, другой вопрос, тоже абсолютна. Написал или сказал — прилететь может всё, что угодно, в особо крупных размерах, что есть, то есть. Но обижаться на распространённое в последнее время присвоение статуса «иноагента» (чистой воды калька с классической американской практики) более чем глупо, хотя и сам этот статус идиотский — какая-то обзывалка…

По сравнению с тем, что светило за те слова и действия, которые по нынешней нашей вегетарианской эпохе влечёт «иноагентство», в Советском Союзе — это детский лепет. Не столько защита власти и государственного строя от тех, кто его всерьёз подрывает, сколько символически обозначаемое намерение их защищать. Хотя, конечно, обидно — особенно для людей, привыкших за последние три десятка лет к полной анархии в этой области, не очень понимающих, как мир на самом деле устроен, в том числе на Западе, и понимать это категорически отказывающихся. Свобода вероисповедания? Тоже имеет место быть, вплоть до сектантов. Хотя тут есть нюансы, поскольку грызню конфессий между собой никто не отменял. Её вообще отменить нереально.

Много ещё о чём мог бы сказать автор, но нет и не было у него никакого желания писать панегирик времени, стране и её действующему начальству, а получается, как ни крути, именно он. Так что про всяческие прочие плюсы жизни в современной России, которых до черта и больше, он умолчит. А то самого от себя начнёт воротить, поскольку излишне оптимистично всё получается, сахарно до слипания ж-пы, хотя, говоря по чести, не было и нет у него такой задачи. Восхвалением начальства, переходящим в неуправляемый восторг перед тем, до чего жить под его руководством хорошо, должны другие люди заниматься, специально этому обученные и от щедрот этого самого начальства живущие.

А вот чего нет, так это ощущения стабильности, разумности и справедливости всего вокруг.

Ну — это тоже верно. Впрочем, его и в Российской империи или в СССР не было.

Народ у нас в стране очень уж скептический, сильно битый историей и оттого недоверчивый насчёт светлого будущего, которого не было, нет и не будет ни в какой стране, ни при каком государственном строе и ни в какую историческую эпоху, а его хочется, хоть тресни. И тут дело не в религии или идеологии, а в том, что тянет нашего человека на большое и чистое, хоть тресни, а в результате попыток его получить в реальной жизни получается очередное кровавое безобразие на десятилетия, таких масштабов, что полпланеты может перепахать и уконтропупить. Причём попытка исправить положение дел неизменно приводит к его ухудшению. Ну, никак у нас не получается исправить то, что в стране плохо, не угрохав попутно то, что в ней хорошо…

Новости партнеров

Автор — журналист, писатель, политолог, экономист, профессор-востоковед. Основатель и президент научного центра «Институт Ближнего Востока»

АРМАГЕДДОНЫЧ





«Все правильно сделал Путин»: Россия отобрала заводы у Bosch и Ariston. Кто на очереди?

Евросоюз бьется в истерике, а мы спокойно готовимся прибирать к рукам европейские банки Не успел Евросоюз пробухтеть, что «так не делают» по поводу выставки натовской...

Ростислав Ищенко. Активизация вымирания

Во время войны работают механизмы не только прямого, но и косвенного воздействия на противника. Прямые — потери на поле боя и сопутствующие, среди гражданских,...

Битва за Часов Яр: «Абрамсы» удрали в тыл, Зеленского и Ермака захисники ждут в...

«Херои» взбешены из-за лютой несправедливости и уверены, что американская военная помощь не затормозит наступления России Темпы российских наступательных операций в настоящее время выше на Авдеевском...

Читайте также

Как британская пресса высмеяла немецкого канцлера

Британская газета The Times поиздевалась над канцлером Германии Олафом Шольцев в связи с его...

Украина пересмотрела соблюдение конвенции по правам человека

Украина пересмотрела положения своего заявления об отступлении от обязательств в рамках Европейской конвенции по...

Ростислав Ищенко. «Сопротивление» по-украински

Номинально Франция участвовала во Второй мировой войне почти год – с третьего сентября 1939...