ГлавноеАналитикаЧто ждет Украину после провала контрнаступления и саммита НАТО

Что ждет Украину после провала контрнаступления и саммита НАТО

Опубликовано

До саммита НАТО, который на Западе называют «историческим» остается ровно неделя. Что принесет саммит и что будет после него?

К середине лета стало очевидно, что украинский конфликт вновь подошёл к очередной развилке, которую он может преодолеть по завершению саммита НАТО, запланированного на 11 июля в Вильнюсе.

Новости партнеров

Киев требует представить ему если не членство в НАТО, то хотя бы юридически значимые гарантии, от Киева требуют продемонстрировать успехи на поле боя. Заодно мир пугают подрывом Запорожской АЭС, а в России к 1 июля должно было завершиться формирование резервной армии.

Самое время смоделировать возможные пути развития украинского конфликта на ближайшее время.

В конце августа исполнится полтора года с начала СВО, поэтому прежде чем моделировать будущее, нужно вспомнить цели сторон, а заодно понять, изменились ли они за это время.

Цели сторон спустя год после начала СВО

В публичной плоскости цели у всех сторон остались неизменными:

— Киев желает выйти на границы 2014 года, вернув контроль над всеми отпавшими территориями для их последующей силовой реинтеграции в состав нынешней — моноэтничной, моноязыковой, монорелигиозной и моноидеологичной — Украины.

— Запад — у ЕС нет самостоятельной внешней политики, и он подчинён США — декларирует борьбу до победы над Россией, под которой подразумевается восстановление территориальной целостности Украины состоянием на начало 2014 года с последующей выплатой Россией репараций Украине и компенсации Западу понесенных им расходов на поддержку Украины.

Новости партнеров

— Россия продолжает курс на демилитаризацию и денацификацию Украины.

Однако реальность внесла коррективы в первоначальные цели.

Очевидно, что Киев не может силой выйти на границы 2014 года — ВСУ не в состоянии нанести военное поражение ВС РФ. Но публично признать этот факт режим Зеленского не может так как это обернётся масштабным внутриполитическим кризисом с погружением общества в глубочайшую депрессию из-за осознания бесперспективности дальнейшего сопротивления и бессмысленности понесенных людских потерь.

Запад, делавший ставку на принуждение России к заключению невыгодного для нее мирного соглашения посредством нанесения военного поражения и санкционного давления, осознаёт неспособность принудить Россию — санкции неэффективны, а ВСУ неспособны наступать — а также подходит к осознанию исчерпания ресурсов для военной поддержки Украины.

В России явный кризис целеполагания при неизменной формуле из демилитаризации и денацификации, так как неясна конечная цель СВО. СВО планировалась как операция по силовому сопровождению государственного переворота в Киеве с последующим «откатом» Украины до состояния начала 2014 года с деидеологизацией внутренней политики (денацификация), сокращением ВС до размеров, не представляющих угрозу России, а также закреплением нейтрального и внеблокового статуса.

Уже к апрелю 2022 года стало понятно, что эти цели невыполнимы, и к середине лета СВО перешла в свою новую фазу с масштабными боями, мобилизацией военной промышленности, а к октябрю и частичной мобилизацией в ВС РФ. СВО из операции по силовому сопровождению госпереворота к середине осени превратилась в инструмент для истощения ВСУ и Украины, которых не удалось сокрушить ограниченными силами в период с марта по начало июля (освобождение Лисичанска как последнего крупного города, не считая Артёмовска).

Теперь целей могут быть две.

Цель-максимум — уничтожение государственности на территории Украины с превращением её в территорию, которая не угрожает России. О чём-то таком периодически размышляет зампредседателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев, когда сравнивает Украину с осиным гнездом, которое нужно уничтожить.

Новости партнеров

Цель-минимум — выход на административные границы новых территорий с созданием буферной зоны, достаточной для предотвращения артиллерийских обстрелов территории России.

Итак, с целями всё ясно, теперь нужно понять, есть ли у сторон ресурсы для их достижения.

Хотеть — не значит мочь

Очевидно, что выход на границы 2014 года для Украины с последующим принуждением России к их признанию, является недостижимой целью.

ВСУ за месяц не смогли взломать даже первую линию обороны ВС РФ на важнейшем для себя Запорожском направлении, заняв небольшие территории в предполье.

При этом нужно понимать, что за почти полтора года СВО ВС РФ уничтожили три версии ВСУ: первую с доставшимися от УССР вооружениями к середине лета 2022 года, вторую с советским вооружением из бывших стран СЭВ и вкраплением вооружений НАТО (артиллерия, ПТРК, ПЗРК и т. д) к началу весны 2023 года и теперь в запорожских степях гибнет уже третья итерация ВСУ. При этом каждая последующая версия ВСУ неизбежно оказывается слабее предыдущей.

Никаких предпосылок для дальнейшего успешного продвижения нет, так как у ВСУ масса проблем, среди которых:

— Дефицит личного состава, который не удаётся компенсировать даже за счёт самых жёстких методов принудительной мобилизации. Каждая последующая версия украинской бригады, восполненная мобилизованными, слабее и менее мотивирована по сравнению со своей предыдущей версией. Сама подготовка пехоты в учебных центрах стран НАТО скорее похожа на освоение денег, чем на реальную помощь, — инструкторы заведомо не обладают необходимыми знаниями и навыками, а время на подготовку крайне ограничено.

— Дефицит офицеров, который в принципе ничем нельзя компенсировать на уровне командиров взводов, рот и батальонов (а среди старших офицеров в звании майора, подполковника/полковника и подавно), а также экипажей боевой техники и операторов сложных машин советского производства, которые невозможно компенсировать за счёт наспех подготовленных экипажей натовской техники, не встраиваемых в ВСУ как систему.

— Острая нехватка всех видов техники от танков, БТР/БМП до инженерных машин, самоходной и буксируемой артиллерии и даже обычных грузовиков, незаменимых для снабжения. Поставки техники извне не позволяют компенсировать даже текущие потери, что оборачивается атаками на разношёрстных броневиках, заменой грузовиков микроавтобусами, использованием пикапов вместо артиллерийских тягачей и созданием разных бронированных кадавров (установка башен от БМД на шасси от БМП и т. д.).

— Недостаток боеприпасов к ствольной и реактивной артиллерии вне зависимости от калибра и страны-производителя. Ни США, ни ЕС не смогли перевести свою военную промышленность в мобилизационный режим и кратно увеличить производство снарядов.

— Катастрофическая нехватка систем ПВО для прикрытия уже не только городов, но и наступающих группировок, а также авиации всех видов. Компенсировать потери ЗРК нечем — всё, что Киеву могли передать, уже передали, остальное нужно изготавливать, а передача гомеопатических доз F-16 ничего в принципе изменить не может.

Проще говоря, через неделю-две — примерно к началу вильнюсского саммита НАТО — наступательный потенциал ВСУ будет исчерпан без достижения сколь-либо значимых результатов. И это является двойной угрозой для Киева.

Во-первых, он столкнётся с сокращением объёмов военной помощи — арсеналы пусты, запасы доступной к передаче техники исчерпаны, новые поставки будут осуществляться по мере производства техники, а объёмы новых вооружений будут гомеопатическими. Как следствие — новые наступления будут невозможны, а удерживать текущие позиции будет всё сложнее. Возрастёт угроза локального обрушения фронта из-за дефицита техники, людей и боеприпасов.

Во-вторых, в странах-донорах усилятся позиции противников Киева и сторонников замирения с Москвой в какой-либо форме (пусть и заморозки конфликта). Как следствие — потеря интереса к Украине и сокращение объёмов финансовой помощи, без которой невозможно удержание в стабильном состоянии как фронта, так и тыла. Плюс сокращение доходов украинской элиты, превратившей освоение внешнего финансирования в средство заработка и погубившей иные виды бизнеса, например транзит энергоносителей по своей территории или экспорт зерновых по морю.

Ни войны, ни мира

В Киеве не могут не осознавать этих угроз, поэтому превентивно пытаются снять их в приемлемой для себя форме.

Идеальный вариант для Украины — вступление стран НАТО в открытую войну с Россией, после чего в боевые действия будут участвовать даже не наёмники, а армии НАТО. Ни США, ни ЕС, ни страны Восточной Европы (Польша и Прибалтика) на это не согласны. Отчасти поэтому (но не только) Киев раскручивает тему экоцидов — уничтожение плотины Каховской ГЭС и возможного взрыва на ЗАЭС — пытаясь выставить Россию как страну-экотерориста, приглашая в Киев с визитом экоактивистов, включая Грету Тунберг. Фокус смещается с России как угрозы для Украины в Россию как угрозу не просто для Европы, но и для всего мира.

Приемлемый вариант для Украины — предоставление ей членства в НАТО здесь и сейчас или иных значимых гарантий безопасности, что в теории повысило бы для России риски от дальнейшего ведения боевых действий против киевского режима, который оказался бы под «зонтиком» НАТО. Но страны НАТО на это также не согласятся — слишком рискованно, а такое членство противоречит уставу организации, куда не берут страны с неразрешёнными территориальными конфликтами.

Но и перемирия между Киевом и Москвой не будет — оно противоречит интересам как России, так и США с Великобританией.

Перемирие возможно в двух случаях.

Первый — обе стороны истощены и осознали неспособность добиться своих целей военным путём, поэтому осмысленно и рационально принимают решение на время — порой на десятилетия, как две Кореи — прекратить боевые действия, зафиксировав линию фронта.

Второй — обе стороны желают взять паузу для восстановления собственной боеспособности и надеются в дальнейшем продолжить боевые действия.

Очевидно, что Россия далека от истощения. Во-первых, боеспособность ВС РФ — заметно пошатнувшаяся после весенне-летней кампании 2022 года — восстановлена за счёт мобилизации и набора добровольцев, переведенный в мобилизационный режим ВПК наладил серийное производство многих дефицитных видов вооружений.

Во-вторых, финансовое состояние России позволяет не только вести боевые действия, но и обеспечивать спокойствие в тылу.

В-третьих, власти, продвигая нарратив о недоговороспособности Запада, убедили общество в неприемлемости договорённостей с Западом (всё равно обманет), а Киев так и вообще стороной переговоров в Москве не считают. Плюс не секрет, что затишье на фронтах обернётся резкой активизацией террористической деятельности в тылу.

Не заинтересован в формализованном перемирии и Киев. Во-первых, любые договорённости с Москвой являются не просто предательством, но и законодательно запрещены.

Во-вторых, перемирие является угрозой для режима Зеленского, так как актуализирует дискуссию о цене войны, стимулирует атаки оппозиции на власть, а заодно дают повод для отмены военного положения, открывая дорогу к выборам. А выборы после перемирия равносильны утрате власти Зеленским и приведут к неспособности продолжать хищническую мобилизацию, так как власти придётся разрешить выезд мужчинам за пределы Украины, а заодно бьют по военкомовской мафии и всех связанных с ней лиц, лишая их возможности зарабатывать деньги.

США и Британии, но не только лишь им, перемирие также не по душе. Перемирие тождественно признанию неспособности победить Россию, то есть победить экзистенциальное зло, в которое Россию превратили СМИ и идеологи, пиарщики Запада за минувший год. Плюс вновь станет вопрос о цене поддержки Украины, а это угроза для многих политиков и чиновников. Кроме того, заставить Зеленского отменить режим военного положения не так уж просто — в Киеве осознают угрозы и будут сопротивляться давлению, сокращая издержки по мере перекрытия внешней помощи, а её полностью не прекратят — кому из демократов нужен ремейк бегства из Афганистана?

Тогда какой же выход из этой ситуации у сторон?

У России он, очевидно, один-единственный — не соглашаться на перемирия и мирные планы и продолжать боевые действия, благо уже подготовлена резервная армия, что даёт надежду на переход ВС РФ в наступление после полного завершения украинского контрнаступления. России необходимо освобождать территории и создавать буфер, который предотвращал бы обстрелы российской территории.

Подобная стратегия неизбежно приведёт к расширению зоны безвластия на территории бывшей Украины, поэтому необходимо принятие программы по переселению вглубь России лояльных России граждан с таких территорий в форме сертификата, который выдавался эвакуируемым из Херсона гражданами.

У Киева, на самом деле, манёвр тоже невелик, и его действия будут сводиться:

— к отказу от признания провальными итогов контрнаступления и превращение его в медийный продукт путём организации набегов на территорию России — за неимением возможности изменить положение на поле боя Киев будет создавать иллюзию (картинку) этих изменений, заодно раскачивая тему экоцидов, удерживая в тонусе свой электорат и граждан стран-доноров;

— продолжению хищнической мобилизации как единственного средства для удержания линии фронта — обмена человеческих жизней на время, на протяжении которого режим Зеленского сможет сохранять привычный образ жизни.

США и Братания такой подход поддержат, благо это позволит отсрочить момент признания неспособности победить Россию, да и поддержка Украины им обходится не так уж дорого, по крайней мере, денег на вялотекущую войну хватит.

Но такой подход всё равно является рискованным.

Россия не будет вечно сидеть в обороне. Сокращающиеся поставки вооружений повысят риски локального обвала фронта, а значит, увеличат шансы ВС РФ на успешное наступление, что ещё сильнее подорвёт боевой дух ВСУ.

Потеря малых городов и сёл для Киева угрозы не представляет — их много, не жалко, особенно если они достанутся России в состоянии руин. Но даже такие пусть и ограниченные наступления приведут к деморализации ВСУ и украинского общества. Сильным ударом для них может стать потеря крупных городов — взятие Харькова/Запорожья или возвращение Херсона. Но не факт, что ВС РФ смогут взять город-миллионник.

Насколько в таком режиме хватит запаса прочности ВСУ — неясно, в худшем для Киева случае они утратят способность держать фронт и отойдут на границы крупных городов и географических преград (реки, включая Днепр). Но полгода — год ВСУ наверняка продержатся, давая возможность Зеленскому снимать свой кровавый сериал с забрасыванием украинцев в горнило войны. Главной угрозой для Зеленского является смена администрации в Вашингтоне (не раньше декабря 2024 года) и возврат к власти Трампа. Он уж точно не будет ничем обязан Киеву и резко повысит шансы на заключение реального перемирия, условия которого удовлетворят Россию.

Автор — политэкономист, глава аналитического бюро проекта СОНАР-2050

ukraina.ru





Путин: Планов взять Харьков пока нет

Российские военные ежедневно добиваются успехов в Харьковской области, сообщил президент Владимир Путин. По его словам, российские военные продвигаются строго по плану, передает ТАСС. Глава государства отметил,...

«Просто немыслимо». НАТО впервые отступает от границ России

Грузии угрожают санкциями — вплоть до заморозки статуса кандидата в члены Евросоюза. Оказавшиеся под беспрецедентным давлением власти не исключают попытку государственного переворота, поддержанную из-за...

«Украли участок фронта». На Украине ищут виноватых в харьковской катастрофе

"На второй по величине город Украины наступает волна путинских войск", "То, что еще не так давно казалось немыслимым, происходит на наших глазах" — так...

Читайте также

Российские военные продвинулись вглубь обороны ВСУ в Харьковской области

Российские военные продвинулись вглубь обороны ВСУ в Харьковской области, сообщило Минобороны в сводке о...

Путин предложил назначить Белоусова министром обороны

Владимир Путин предложил назначить Андрея Белоусова министром обороны, сообщается в Telegram-канале Совета Федерации. "В Совет...

Ростислав Ищенко. Кризис идеологизма

Меня всегда удивляли идеологисты. Не те толпы маргиналов, которые орут в социальных сетях "дайте...