ГлавноеАналитикаНовая ответственность элиты — и не говорите потом, что вас не предупреждали

Новая ответственность элиты — и не говорите потом, что вас не предупреждали

Опубликовано

Где аресты? Этот вопрос уже год повторяют очень многие наши граждане. Имея в виду чиновников, военных и предпринимателей, ответственных за происходящее на фронте и в тылу — за неграмотные военные операции с серьезными потерями, бездумное нерассредоточение личного состава, нехватку тех или иных видов вооружения и так далее. Возмущение можно понять: военные действия вскрывают все проблемы, а их у нас (при всех усилиях по построению эффективного механизма управления) было немало. Не только проблем, но и родовых травм, свойственных всему постсоветскому социально-экономическому строю. И коррупция тут — одна из самых сильных болезней.

Нетерпимость к ней была и в мирное время — и последовательное ужесточение борьбы с казнокрадством можно было наблюдать все предыдущее десятилетие. Но в военное время коррупция становится в буквальном смысле изменой Родине — и то, что в юридическом плане она не приравнена к ней, ничего, на самом деле, не меняет. И общество, и высшая власть именно так и относятся к тем, кто в тяжелейшее время испытаний думает о том, как и где урвать из казны — в том числе и от денег, выделяемых на армию и обеспечение безопасности.

Новости партнеров

Поэтому новости последних дней об арестах в Москве и Брянске воспринимаются не как одноразовые акции, а как признаки уже набирающей обороты работы. В Москве два дня назад был арестован начальник отдела Морского управления Росгвардии Сергей Волков, а в среду стало известно, что СК обвиняет полковника в поставке неисправных комплексов «Орел-БПЛА» для охраны Крымского моста. При этом речь идет не просто о поставке неисправного вооружения — но еще и о его закупке по заведомо завышенным ценам.

В столице же взяли и двух заместителей губернатора Брянской области — Татьяну Кулешову и Елену Егорову. Здесь схема не была связана с военным временем, чиновницы в столице получили четыре миллиона рублей от дочки председателя региональной Общественной палаты. За что? Клубок может оказаться запутанным, ведь в тот же день уже в Брянске был арестован другой заместитель губернатора — Николай Симоненко. А он, в частности, курировал строительство «защитной линии» на границе с Украиной.

Нюансы тут, конечно, значимы, но еще важнее другое. В приграничной Брянской области чиновники хотели жить как раньше — не понимая, что наступают новые времена. В которые они не просто окажутся под пристальным контролем силовых структур (это было и раньше, но кумовство и местнические порядки зачастую не давали хода расследованию), но и будут получать по рукам в ускоренном режиме, не успев включить неофициальные механизмы чиновничьей защиты. Потому что военное время — не в Брянской области, а в стране в целом.

Это не новый 37-й год. Тогда суть была в том, что после первых репрессий против проигравших борьбу за власть соперников Сталина госсаппарат в припадке доносительства стал перемалывать сам себя (в итоге сменилось по несколько составов в руководствах регионов, в том числе и в управлениях НКВД). Маховик репрессий в буквальном смысле слова вышел из-под контроля не только силовиков, но и руководства страны, включая Сталина (хотя они и продолжали утверждать присылаемые им списки репрессируемых, но уже не могли не видеть абсурдности обвинений). Сейчас речь не о запугивании всех подряд и уж тем более не о борьбе с оппозицией или заговорщиками (реальными или мнимыми) — необходимо настроить всю номенклатуру (то есть управленческую элиту) на стандарты работы нового времени. Они очень просты — ответственность, честность, профессионализм, эффективность — и, по сути, не отличаются от тех, что были в мирное время.

Отличается только одно: степень ответственности номенклатуры за их соблюдение. Поэтому можно, конечно, называть постмодернизмом жест Дмитрия Медведева, зачитавшего руководству оборонки телеграмму Сталина, которую в сентябре 1941-го он отправил директорам военных заводов, — генсек просил честно и в срок выполнять заказы, угрожая в противном случае: «начну вас громить как преступников, пренебрегающих честью и интересами Родины». А можно понять и принять то, что через нынешние испытания пройдет только та часть элиты, которая отнесется ко всему (в том числе и к предупреждениям об ответственности) максимально серьезно.

ria.ru



Хотим сохранить страну — надо говорить о наших победах. Переговоры потом…

Как же иногда хочется, чтобы где-нибудь неподалеку стоял, как это было во время Великой Отечественной, столб с простым черным рупором, который бы в определенное...

Как морозы помогают России на СВО

Сильные морозы стали оказывать серьезное влияние на ход боевых действий в рамках спецоперации. Как именно это происходит и почему украинские формирования оказались наиболее уязвимы...

Итоги СВО-недели: паника в Николаеве и стратегический тупик Украины

Ключевой сигнал последних недель прозвучал не столько с линии соприкосновения, сколько из украинского тыла — через публичные признания истощения. Интервью губернатора Николаевской области Кима...

Читайте также

Изоляция района Днепропетровск-Запорожье на большую глубину

По "энергетическому перемирию" разобрались выше - подождем до 1-3 февраля. И как оказалось, оно...

Эдуард Биров: Файлы Эпштейна могут быть ловушкой

Пресловутые файлы Эпштейна могут быть ловушкой. На это указывает то, как их избирательно публикуют,...

Ростислав Ищенко. Материализация «жёлтой опасности»

Чтобы увидеть, как сбываются политические прогнозы надо жить долго. В 1918 году был издан...