ГлавноеАналитикаМинус триллион: Европа тратит последнее на импортный газ

Минус триллион: Европа тратит последнее на импортный газ

Опубликовано

В ЕС пытаются смягчить удар энергетического кризиса. Аналитики подсчитали: газ, купленный вместо российского, уже обошелся в лишний триллион. Бюджет трещит по швам, долговая нагрузка превысила все допустимые уровни. И это только начало. Что будет с Европой — в нашем материале.

Трудная экономия

Новости партнеров

Сейчас в ЕС выкручиваются по-всякому: переходят на уголь, увеличивают импорт сжиженного газа (СПГ).

Планы амбициозные: сократить потребление российского топлива на 66%, а к 2027-му покончить с этим полностью. Речь в частности, об ускорении перевода на возобновляемые источники. Но зеленые планы пока особых надежд не внушают. У энергетических компаний нет достаточного опыта в строительстве ветряков, логистике, распределении и управлении мощностями.

Экономить получается с трудом. В Федеральном сетевом агентстве ФРГ признали: ни предприятиям, ни домохозяйствам это толком не удается.

«С поправкой на температуру потребление в 48-ю и 49-ю календарные недели было всего на 12 процентов ниже контрольного значения последних четырех лет и, таким образом, находится в критическом диапазоне», — отметил регулятор.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), годовой спрос на газ в Европе уменьшился на 50 миллиардов кубометров. Однако в 2023-м предсказывают дефицит — 27 миллиардов. И это вполне реалистичный сценарий: российские поставки прекратятся, а китайский импорт СПГ восстановится до уровня 2021 года.

Расчеты не оправдались

К зиме тем не менее подготовились, ПХГ заполнили почти на 90%. Нехватку трубопроводного импорта покрывали в основном за счет СПГ: в январе-октябре поставки выросли почти в 2,5 раза (с 44,5 до 107 миллиардов кубометров). Это удалось из-за падения потребления топлива в Азии в связи с ковидом.

Новости партнеров

Оценили и расходы на «газозамещение». Согласно плану, обнародованному еще в мае, отказ от голубого топлива и решение сопутствующих проблем должно было обойтись в 220 миллиардов долларов. Вышло побольше: вместе со всеми пакетами помощи, субсидиями и мерами по защите потребителей от ценовых скачков к концу ноября счет превысил 700 миллиардов.

По данным аналитиков Bloomberg, потери европейцев от газовых маневров и того масштабнее — почти триллион долларов. И это еще цветочки.

Борьба за танкеры

Россия уже не поможет Европе сформировать запасы, достаточные для прохождения следующей зимы.

«Усилится конкуренция за СПГ-танкеры», — предупреждает Bloomberg.

А там и так беда. Ставки фрахта взлетели: к середине октября, по сведениям Baltic Exchange, — до 450 тысяч долларов в сутки, в шесть раз больше, чем в январе. Доставка нефти с Ближнего Востока в Японию подорожала на 100 процентов.

Так, в конце октября Shell зафрахтовала танкер Yiannis для отправки в Европу по 400 тысяч долларов в сутки. GAIL India получила Schneeweisschen за 360 тысяч.

Азия просыпается

Новости партнеров

Европе остается лишь наращивать закупки дорогого СПГ. Но, отмечают экономисты, это будет все сложнее: Азия выходит из спячки. По подсчетам China National Offshore Oil, импорт сжиженного газа в КНР в 2023-м увеличится на семь процентов. Та же динамика в Японии, Пакистане и Индии. Чтобы конкурировать с азиатскими покупателями, Евросоюзу придется платить еще больше — и за газ, и за транспортировку.

Европейский аналитический центр Брейгеля утверждает, что «энергетический голод» растянется на годы и расходы взлетят. Деньги же брать особо неоткуда: госбюджеты ЕС истощены. А долговая нагрузка почти половины европейских стран превышает установленный в Евросоюзе лимит в 60%.

Эксперты считают, что ситуация может отчасти выровняться лишь в 2026-м, когда Катар и США увеличат производство СПГ. А до тех пор удел ЕС — гонка за пополнением запасов к каждой зиме.

Европейские фьючерсы на газ после пиковых июльских 345 евро за мегаватт в час опустились до 135. По оценкам Bloomberg Economics, если котировки снова поднимутся до 210, траты на голубое топливо достигнут пяти процентов ВВП.

Это создает риск того, что непродолжительная рецессия перейдет в глубокий экономический спад. И европейские правительства уже не смогут субсидировать как энергетические компании, так и население.

ria.ru



Пустышка в обмен на Украину: зачем Запад снова зовёт нас в G7

Большая семерка — политический труп. Россия отказалась участвовать в его реанимации Владимир Путин заявил, что России не нужно возвращение в G7, «большую семерку», которая в...

Курс России на Глобальный Юг закрепит атомная подводная лодка, переданная Индии

Нью-Дели рассчитается лекарствами, продуктами и трудовыми мигрантами Государственный визит Владимира Путина в Индию обещает открыть новую главу в двусторонних отношениях. Ведущие западные СМИ, в том...

Названа новая ужасающая теория приостановки полетов тысяч самолетов Airbus

В смертельно опасном инциденте с пассажирским самолетом обвинили космический луч Объяснение производителем пассажирских лайнеров Airbus недавнего внезапного неконтролируемого падения самолета JetBlue во время рейса, находится...

Читайте также

Зеленский объявил об отставке главы администрации президента Украины Ермака

Владимир Зеленский 28 ноября объявил об отставке главы офиса президента Андрея Ермака. «Руководитель офиса Андрей Ермак...

Англичанка нагадила в Черном море: кто помог Зеленскому атаковать танкеры

Лондон и Киев совершили акт морского пиратства, чтобы сорвать любые мирные соглашения Вечером 28 февраля...

Украинская молодежь отказалась воевать даже за большие деньги

Усилия украинских властей пополнить ряды ВСУ молодежью обернулись полным провалом. Те, кто все-таки решил...