ГлавноеАналитикаУдар по Крыму. Все возможные варианты

Удар по Крыму. Все возможные варианты

Опубликовано

Крымский полуостров считается самым защищённым регионом России: с 2016 года страна создавала в нём мощнейшую группировку и накачивала её самым совершенным оружием.

Оставление Россией огромного плацдарма на правом (западном) берегу Днепра, в том числе и русского города Херсона, породило опасения за судьбу Крыма. Сможет ли Россия защитить полуостров от нападения врага? Что будет, если ВСУ предпримут наступление на Перекоп? А как будет развиваться ситуация, если к их атаке присоединится НАТО?

Новости партнеров

Опасения эти отнюдь не беспочвенны. Для Киева захват Крыма – центральная пропагандистская и идеологическая тема, а для Запада – верный способ нанести России стратегическое и даже историческое поражение.

То есть военные, геополитические и пропагандистские основания для такой попытки у наших врагов есть. А вот возможности… Что ж, давайте разбираться.

Пейзаж театра боевых действий крупными мазками
Украинские «говорящие головы» постоянно педалируют тему грядущего наступления на Крым через Перекопский перешеек – восьмикилометровую полоску суши, отделяющую полуостров от материка.

Расстояние от ворот Крыма до левого, восточного берега Днепра – чуть больше 80 км. Не так уж много. Имеющиеся в распоряжении Киева ракеты для комплексов HIMARS позволяют им насквозь простреливать этот район, поражая штабы и склады на всю глубину тактической обороны наших войск. Когда Штаты поставят им ракеты ATACMS (или разрешат использовать уже поставленные), в зоне поражения окажется уже весь Крым, включая Севастополь и Феодосию.

При стрельбе ATACMS украинским (на самом деле, конечно же, американским) установкам даже не нужно будет пересекать Днепр. Дальность ракет позволяет бить по главной базе Черноморского флота, аэродромам и позициям комплексов ПВО прямо из Херсона.

Впрочем, это ракеты. Притом самые продвинутые из тех, что имеются у США в товарных количествах. Всем остальным войскам, которые Киев решит послать в наступление, пересекать Днепр всё же придётся. Мы уже отмечали, что у украинцев есть универсальная отмычка, которая при большом желании позволит им вскрыть линию обороны по берегу Днепра: подрыв дамбы Каховской ГЭС.

Впрочем, пересечь реку не так сложно, как снабжать войска, её перешедшие. Наши военные при отступлении взорвали Антоновский мост и все другие мосты. Подрыв дамбы уничтожит единственную оставшуюся дорогу с одного берега на другой. Так что со снабжением войск у ВСУ возникнут проблемы, не говоря уже о том, что их десантные силы окажутся под массированными ударами нашей артиллерии и в уязвимом положении для танковых контрударов. Так что такую попытку «возвращения» Крыма можно только приветствовать: хороший украинский военный – это мёртвый военный.

Новости партнеров

Если смотреть на ситуацию с учётом логистики, то для ВСУ единственный вариант организовать наступление на Крым начинается с Запорожья, включает захват Энергодара со стоящей на его окраине Запорожской АЭС, и Мелитополя, где пересекаются автотрассы E105 и М14. После этого нужно обеспечить прикрытие своего левого фланга от ударов со стороны Бердянска, и только после этого выходить к Перекопу, имея нормальную коммуникационную линию в тылу.

План, безусловно, сладкий, как мрии западенского хлопца о смачном куске сала с цибулей. Однако это – всего лишь мрии. По сути, такой сценарий подразумевает полный разгром Вооружённых сил России. С учётом того, что в стране прошла первая волна мобилизации, на горизонте маячит вторая, а промышленность не то чтобы семимильными, но довольно бодрыми шагами переводится на военные рельсы, ВСУ в будущем ничего хорошего не ждёт.

К слову, это оценка не патриота России, которому любовь к отечеству застилает глаза, а мнение председателя комитета начальников штабов армии США генерала Марка Милли. Не далее как 17 ноября он отмечал, что украинской армии, скорее всего, не удастся выбить русских с занятых территорий.

Как насчёт десанта?

Теперь попробуем рассмотреть ситуацию с другой стороны – со стороны моря. Тут вариантов тоже немного, и определяются они ответом на вопрос: участвует ли в нападении на полуостров Турция или нет. Дело в том, что в настоящий момент это единственная страна НАТО, которая, с одной стороны, имеет достаточно многочисленную армию, а с другой – достаточно терпимое к военным потерям население, чтобы иметь шансы на успех.

Участие Турции в нападении на Крым – крайне маловероятный вариант, в первую очередь потому, что турецкая экономика не первый год балансирует на грани краха, от которого в значительной степени её спасает экономическое сотрудничество с Россией. Кроме того, Турция в текущих условиях не сможет присоединить Крым к себе, а у Анкары множество территориальных споров, в том числе и с союзниками по НАТО, а также геополитических проектов, которые требуют сил и средств.

Если Турция не участвует в нападении, то у НАТО отсутствуют даже теоретические шансы на захват полуострова. Просто потому, что идти в наступление будет некому: ни одна европейская армия не имеет достаточной численности, чтобы продолжить наступление после понесённых потерь. А они будут огромны. Американцы тоже вряд ли согласятся на массовый забой кораблей и морской пехоты в одном из небольших морей Евразии.

Основная угроза вражескому флоту исходит от дислоцированных в Крыму береговых ракетных комплексов «Бастион», стреляющих противокорабельными ракетами «Оникс» и гиперзвуковыми «Цирконами».

Новости партнеров

Дальность «Ониксов» первого поколения составляет 300 км, модифицированной версии «Оникс-М» – 800 км. «Цирконы» способны расправляться с целями на дистанции до 1000 км. С учётом того, что расстояние от Севастополя до выхода в Босфор – около 520 км, можно сказать, что «Бастионы» простреливают Чёрное море насквозь. Кроме того, по противнику в его акватории спокойно дотягивается Каспийская флотилия, вооружённая крылатыми ракетами «Калибр». Расстояние от Каспия до того же Босфора – чуть больше 1700 км.

Однако и тут есть нюанс. Точнее, целая куча нюансов, но мы выделим главный: стрелять далеко за горизонт умеем не только мы. Например, каждый американский эсминец класса «Арли Бёрк» может нести до 96 ракет «Томагавк» (обычно 56). В применяемых сейчас модификациях эти ракеты имеют дальность около 1500 км, что позволяет кораблям-носителям бить по объектам в Крыму, даже близко не подходя к Дарданеллам.

Боевой радиус палубной авиации американских авианосцев составляет около 800 км. К этому расстоянию нужно прибавить боевой радиус тех ракет, которые самолёты будут применять: 280 км – для противокорабельных «Гарпунов», 30 км – для AGM-65 Maverick класса «воздух–поверхность», и 150 км – для противорадиолокационных AGM-88 HARM.

Иными словами, при имеющихся у сторон вооружениях сражение за Крым неизбежно превратится в ракетную перестрелку с дальних дистанций. И в этих условиях даже не будет важно, станет ли Турция соблюдать Конвенцию Монтрё, которая ограничивает тоннаж военных нечерноморских судов в Чёрном море 45 тысячами тонн, а продолжительность вояжа – 21 днём. Всё, что приплывёт в этот, весьма небольшой по современным меркам, водоём, будет уничтожено.

Непотопляемый авианосец Родины

С другой стороны, Крым не просто так называют непотопляемым авианосцем. Полуостров достаточно велик, чтобы размещённые на нём войска могли маневрировать, уходя от ударов противника.

Россия начала создавать в регионе самодостаточную межвидовую группировку войск в 2016 году. К началу СВО она включала в себя Черноморский флот, 22-й армейский корпус, дивизию ВКС и дивизию ПВО.

Костяк корпуса составляют 126-я бригада береговой обороны, 127-я разведывательная бригада, 8-й артиллерийский полк и 1096-й отдельный полк ПВО. В сухопутном сражении помощь им может оказать 810-я гвардейская бригада морской пехоты и 382-й батальон морской пехоты. В каком состоянии находятся эти части сейчас, сказать сложно. Крымские подразделения активнейшим образом участвуют в СВО с первых дней операции: 810-я бригада вместе с войсками ДНР штурмовала Мариуполь, разведчики участвовали в освобождении Херсона и едва не взяли Николаев.

В последующих многомесячных боях подразделения, скорее всего, понесли ощутимые потери, и теперь нуждаются в доукомплектовании. Однако в случае нападения на Крым именно эти части станут ядром той силы, которая будет крушить врага в сражении на берегу.

За удары по кораблям противника отвечает 15-я отдельная бригада береговой обороны, вооружённая ракетными комплексами «Бал» (дальность поражения целей – до 120 км) и «Бастион» (способны топить врага на расстоянии до 300 км). Поможет бригаде в этом деле 854-й береговой ракетный полк, вооружённый старыми, но всё ещё вполне эффективными комплексами «Рубеж».

Авиация в Крыму представлена 31-й дивизией ПВО, дислоцированной в Севастополе и Феодосии, и 27-й смешанной авиадивизией, имеющей базы в Бельбеке, Гвардейском и Джанкое. Эти соединения имеют на вооружении истребители, бомбардировщики и вертолёты. Однако, учитывая, что из-за оставления Херсона крымские аэродромы оказываются в зоне поражения ATACMS, не исключено, что авиация будет передислоцирована на аэродромы других регионов.

«Нет, сказать, что Крым имеет достаточную площадь для авиационного манёвра, конечно, нельзя. Но имейте в виду: это непотопляемый авианосец на Чёрном море, потому что между Азовским и Чёрным морем это связующее звено, которое очень важно в оперативно-стратегическом плане», – пояснил заслуженный лётчик России, генерал-майор в отставке Владимир Попов.

Поэтому авиация будет выводиться на аэродромы в другие регионы: Краснодарского Края, Ставрополья, Ростовской и Воронежской областей, полагает эксперт. Также Попов подчеркнул, что в настоящее время военные используют не все аэродромы, которые имеются в самом Крыму.

«Они не все работают на сегодняшний день, там потенциал-то есть. А ещё не забывайте про ударный компонент ракетного морского базирования: он сыграет свою роль в дополнение к авиации», – уверен генерал-майор.

Что качается Черноморского флота, то понесённые потери его, конечно, ослабили. Потерян флагманский корабль – ракетный крейсер «Москва», который как раз мог сыграть большую роль и в борьбе с вражескими кораблями, и в обеспечении ПВО. В настоящее время ядро флота составляет 30-я дивизия надводных кораблей, в составе которой – три фрегата адмиральской серии: «Адмирал Григорович», «Адмирал Макаров» и «Адмирал Эссен». Также флот располагает большим числом малых ракетных кораблей и ракетными катерами.

Однако в случае необходимости оборонять полуостров особое значение будет иметь 4-я бригада подводных лодок, имеющая семь дизель-электрических субмарин. В отличие от надводных кораблей, их невозможно засечь радарами. Для их обнаружения нужно отправлять противолодочные самолёты, но в условиях, когда обе стороны активно сбивают всё, что не даёт правильного отзыва, применение «Посейдонов» (P-8 Poseidon) выглядит очень сомнительным.

Вероятная перспектива

Крупное и успешное наступление украинской армии на Крым в обозримой перспективе – крайне маловероятное событие. Скорее всего, украинский режим ограничится заброской на левый берег Днепра диверсионно-разведывательных групп (ДРГ) и продолжит артиллерийскую войну, простреливая дороги, ведущие к Перекопу. К счастью, на полуостров можно попасть не только через перешеек, но и по трассе E105, которая проходит через острова на озере Сиваш и находится вне досягаемости для имеющихся в распоряжении Украины ракет.

В то же время, по мере передачи Киеву всё более и более дальнобойных американских систем интенсивность обстрелов по объектам в Крыму будет нарастать. Более того, украинские власти могут наладить производство дешёвых беспилотников, аналогичных нашим «Гераням»; в этом случае налёты на Крым станут по-настоящему массовыми.

Естественно, вся тяжесть отражения воздушного наступления ляжет на плечи наших ПВО, в первую очередь – расчётов «Панцирей» и «Торов». Сбивать баллистические ракеты придётся 31-й дивизии ПВО, которая ещё в 2018 году была перевооружена на самые совершенные зенитные комплексы России – С-400.

Тем не менее, какой бы совершенной ни была защита, в ней рано или поздно отыщется брешь. Поэтому единственный способ обеспечить безопасность Крыма (а также Белгорода, Курска и других русских городов) состоит в уничтожении украинской государственности и освобождении русского населения от украинского террора.

tsargrad.tv



Декабристы разбудили Чуйченко. Чиновники отыскали идейный фундамент для движения России вспять

«Звезда пленительного счастья» — правда, недоступная политическим мастодонтам Двухсотлетний юбилей восстания декабристов, который традиционно отметят в России 14 декабря, власти решили использовать для обоснования консервативного...

Купянский фокус Зеленского: российский дрон разоблачил киноподделку

У Зеленского подгорает. С одной стороны действующие явно по инициативе США антикоррупционные органы выложили новые порции компромата на ближайшие окружение. С другой стороны местные...

Лукашенко стал наказывать Литву за мелкие и крупные подлости

Все последние годы Литва постоянно шантажировала и грабила Белоруссию, но внезапно за последние недели ситуация перевернулась. Теперь дело обстоит так, что белорусский лидер Александр...

Читайте также

Силы ПВО за ночь уничтожили 141 украинский беспилотник

Вооруженные силы за ночь сбили 141 дрон ВСУ над Россией, сообщило Минобороны. "С 23:00 до...

Энергетика Украины: на пороге системного коллапса

Украинская энергосистема балансирует на грани необратимого сбоя. После серии масштабных атак российскими дронами и...

Польский генерал хочет «сжечь Калининград» по личным причинам

Очередное крайне агрессивное заявление в адрес России прозвучало из Польши. На этот раз отличился...