ГлавноеИнтервьюАлексей Чадаев: Это не "последний парад" России

Алексей Чадаев: Это не «последний парад» России

Опубликовано

Политолог, публицист, директор Аналитического центра «Московский регион» Алексей Чадаев дал интервью изданию «Ваши новости».

Для читателей, как пишут в «ВН», с этим именем еще не знакомых, будет приятным сюрпризом открыть нового эксперта, блогера и ученого, несомненными достоинствами которого являются не только максимально широкий взгляд на мировые политические процессы современности, но и легкий и оригинальный стиль подачи информации. Иначе говоря, Алексей Чадаев – редкий сплав фундаментального научного подхода и несомненного публицистического таланта.

Новости партнеров

– Сегодня многие эксперты, причем как либерально настроенные, так и «патриоты», потерянно повторяют, что «если Россия уступит украинскую схватку, то России не будет». Это уже такая мантра. Как вы считаете, такое утверждение – это риторический прием? Или реальный консенсус с обеих сторон – патриотов и либералов?

– По мне, это лажа, конечно. Россия и не такое переживала. В этом смысле люди таким образом пытаются устроить возгонку патриотической мобилизации. Мол «Наверх вы, товарищи! Все по местам! Последний парад наступает». Мотив как бы понятен. Но России тысяча лет, и в эту тысячу лет входит энное количество проигранных войн. В том числе жестоко проигранных, внутренних потрясений, распадов государства и так далее. Так что чего-то привычного нам в этом случае, наверно, не будет. Но Россия была, есть и будет.

– Да, когда Америка вела свои проигрышные войны, никто почему-то не говорил, что если Америка не выиграет, то ее не будет. Почему-то именно Россию всё время стараются «похоронить», даже патриоты.

– Это не похоронить. Люди таким образом понимают свою роль в той самой возгонке мобилизационного градуса. То есть «давайте сейчас соберемся, поднатужимся». Есть просто ощущение, что война вроде как вовсю идет, а мы всё еще не собрались и не поднатужились.

– Сейчас много говорят о том, почему не наступает «культурной мобилизации». То есть по тому, как бытийствует народ, иногда вообще не понятно, что где-то идут серьезные военные действия.

– Что такое «культурная мобилизация» – надо разбираться. Термин этот слишком расплывчатый и неточный. Культурная мобилизация – это мобилизация, которая прошла культурно? Очевидно, имеется в виду некий больший уровень патриотического воодушевления тыла, чем сейчас мы видим. Чтобы певцы писали песни, художники рисовали картины, граждане собирались на патриотические мероприятия и спектакли, больше собирали, чем сейчас собирают, на помощь фронту и нещадно клеймили, шеймили и хейтили разного рода врагов и пацифистов. Видимо, это понимается под культурной мобилизацией… И основная причина – что у нее очень мало лиц, у мобилизации вообще и у культурной в частности. Они все наперечет и все известны. А история-то в том, что каждая фигура и каждый персонаж работают со своей референтной группой, в остальные не проникает. Значит, мы видим «частичную культурную мобилизацию».

Это такой феномен, когда кто-то мобилизовался, а кто-то живет в режиме страуса. То есть «голову в песок, пытаюсь жить, как живу, хотя это уже и невозможно». Сейчас сетка коммуникативной реальности устроена так, что всё завязано на лица, а лиц мало.

Новости партнеров

– К слову, о терминологии. С 24 февраля появилось много новояза. Что-то из этого клише пропагандистские, что-то реально имеет смысл, может быть, и научный. Но вот мне запомнился такой термин – военно-гражданское общество. Подразумевается часть общества, которая как раз не прячет голову в песок – активисты, военкоры, добровольцы. Но складывается чувство, что власть их побаивается. Как будет встраиваться диалог власти и этого ВГО?

– Я не то чтобы согласен, что власти побаиваются, я вижу другое. У меня создается впечатление, что там риски воспринимаются так, что когда диванный патриот переходит из диванного состояния в деятельное, разнообразные салтыково-щедринские мерзости российской бюрократической действительности начинают казаться ему большим врагом, чем тот враг, который по ту сторону линию фронта. И он в своем патриотическом порыве начинает крушить, когда такой команды не было. Впрочем, надеюсь, что не начнет…

– В интервью каналу «День ТВ» вы рассказывали о коммерциализации нашей политики в 90-е. Сначала шла коммерциализация политики, потом пришел Владимир Путин и в начале 2000-х укоротил разгул больших частных денег. Эта система пришла в равновесие потом. Теперь в условиях западных санкций русские деньги оказались изолированы. А люди привыкли к яхтам и виллам в Европе. Как будет развиваться система ценностей этой всё еще в большой степени коммерциализированной политической элиты?

– В политической реальности процессы еще даже и не начинались. Для меня было большой загадкой, например, зачем в этом году вообще нужны были выборы. Но как бы положено же. Сделали выборы, выбрали всех, кого надо, отчитались, «Единая Россия» опять всех победила. И после этого, чтобы два раза не вставать, заодно вся политтехнологическая братия дружно отправилась еще и референдумы делать на освобожденных территориях сразу же. Ну а что, штабы уже разогретые, люди законтрактованные… Чего бы и нет?

– А чисто на бытовом уровне богатые люди как будут себя вести? Здесь начнут теперь дворцы строить?

– Так уже начали… В этом году поток капиталов развернулся в обратную сторону. Всё, что утекало, сейчас активно притекает. Денег в стране – как никогда. И видно уже, что люди и отпуска планируют проводить где-то здесь. Вкладываться пока еще не рискуют, держат деньги в сундуке. Но я думаю, это тоже временное явление. Деньги – они такие, имеют свойство усыхать, будучи в невложенном состоянии. Поэтому, думаю, как только чуть-чуть от стресса отойдут, многие начнут вкладываться.

– В вашей лекции о технологическом суверенитете я почувствовал амбивалентность. Не понял, о каких технологиях идет речь. О политтехнологиях или о высоких технологиях? Как соотносятся эти понятия? И как обеспечить этот суверенитет, как заимствовать их, если Запад усилит санкции?

– Во-первых, я их вообще не разделяю. Для меня и то, и то – технологии. Я, конечно, имел в виду больше технологии в традиционном смысле. И, кстати, политические технологии – это не какая-то буржуйская придумка. Там сам этот термин не особо развит. Там больше всякие Political strategist, Public relations. А сам термин «политические технологии» – это какая-то автохтонная, доморощенная придумка, местная. Я вспоминаю, как одна моя знакомая «выбирала» губернатора в одном крупном регионе. День был субботний. Она шла в здание губернской администрации. А там всё закрыто: выходные же. И тут охрана ее не пускает на входе, говорит:

Новости партнеров

– Вы куда?

– Мы вот технологи…

– Девочки, кухня сегодня закрыта.

То есть это русская такая придумка. И какое-то время в 90-е еще решали, так как был альтернативный термин Ефима Островского «гуманитарные технологии». Он был более широким, не относился только к политике в смысле выборов, но и вообще про то, как эффективно и технологично трудящимся по ушам ездить – широкий спектр вопросов. Но не особо прижилось, а узкая профессия такого выборного кондотьера состоялась. И эта кондотта по сей день существует как самостоятельный цех и периодически даже собирается на всякие свои сейшены и обсуждает свою жизнь. Но это чисто российский феномен.

– К слову, об истоках российской политологии. В России после 24 февраля остался один из родоначальников – Глеб Павловский. Он очень много говорит о том, что все сейчас занимаются не тем… А нужна России стратегия, которая понадобится уже после того, как закончатся военные действия. Причем у либералов должна быть своя стратегия, у патриотов – своя, у тех – своя, у этих – своя. А потом будем выбирать нужную папочку.

– Мне не очень нравится этот подход. Мне в нем слышится нежелание Глеба Олеговича вообще обсуждать войну. А дело в том, что все стратегии, о которых он говорит, очень сильно зависят от того, чем она в итоге закончится. А сейчас тот случай, когда как раз можно довольно сильно повлиять на то, чем она закончится. А он исходит из того, что она закончится чем-то не пойми чем, а от нас, простых смертных, это вообще никак не зависит.

Я даже не то что не хочу так думать, а просто знаю, что это не так.

Я согласен, что нужно строить послевоенные стратегии. Это тезис верный. Но то, как их строить и какие они будут, сильно зависит от того, чем закончится война.

– Мы говорим именно о политических стратегиях. То есть подразумевается, как я понимаю Глеба Олеговича, что эта система долго не продержится после того, как уйдет Владимир Путин.

– Ну это главный тезис вражеской оппозиции. Типа «Дед старый – что потом?» Это известно. Я с этого тезиса тоже всегда смеюсь. Потому что он выдает с головой их такую же патологическую путиноцентричность, как и у самых завзятых государственников-охранителей.

vnnews.ru





Разведка боем, или Когда закончится «война»

Когда-то очень давно я стал свидетелем монолога прапорщика, старшины роты, который отчитывал своих подчинённых за какой-то «косяк» по службе. В принципе, дело обычное. В...

Александр Зимовский. Ловушка для хохлов

Все средства ведения войны Украиной сегодня находятся в США/НАТО. Единственное средство ведения войны, которое на сегодня осталось в распоряжении Киева — это рабсила, мобилизационный контингент,...

Forbes: Последний шанс Сырского — срезать Очеретинский выступ и окружить 10 тыс. русских

Перед нашими наступающими войсками на авдеевском направлении больше не осталось подготовленных оборонительных линий ВСУ. Только голая степь до самого Криворожья На Западе давно уже окрестили...

Читайте также

Чем пахнут переговоры без победы

Стамбульские переговоры с Украиной вновь в информповестке - то Мединский, то Песков о них...

Как решить проблему бесконтрольной миграции

Президент между строк подтвердил, что называется, худшие опасения. В том плане, что проблему бесконтрольной...

Спецоперация меняет роль снайперов на поле боя

«Одна подготовленная группа снайперов может в короткий срок уничтожить десятки бойцов противника, сорвать его...