ГлавноеАналитикаПочему для Путина Европа важнее США

Почему для Путина Европа важнее США

Опубликовано

АВТОР: Expert Online

Шестидесятилетний юбилей Карибского кризиса — повод не только для тревожных аналогий, но и для поиска ассоциаций второго плана. Страх ядерного Армагеддона в 1962-м не только заложил фундамент под стратегией сосуществования двух систем без перехода к крайним решениям, но и постепенно вывел отношения СССР с Европой на беспрецедентный уровень экономического сотрудничества.

Более того, недовольство европейцев ядерными амбициями и в целом «ястребиной» политикой Соединенных Штатов, фактически подставлявших Старый Свет под первый сокрушительный удар Москвы, привели к выходу Франции из НАТО в 1966 году и к теснейшим контактам генерала де Голля с Советами. А в 1969-м к Парижу присоединился Бонн во главе с новым лидером ФРГ Вилли Брандтом. Западная Европа вышла на серию политических и экономических договоров с Москвой, бриллиантом которой стала «сделка века»: «газ — трубы». Европейцы наплевали на запреты Вашингтона и наконец начали поставлять СССР трубы большого диаметра в обмен на газ с месторождений Западной Сибири.

Новости партнеров

Это сотрудничество заложило основу для десятилетий процветания европейской промышленности, выстроенной вокруг дешевых энергоносителей с востока. Советский Союз менее дальновидно распорядился полученными доходами, но в целом, кроме собственного руководства, предъявлять претензии некому.

Эта история могла продолжаться вечно и после обретения Россией статуса энергетической державы, и после нерационально объявленного Европой энергоперехода. Но Европа в начале XXI века вторично лишилась субъектности и ушла под плотный контроль Вашингтона. И лидеров калибра де Голля и Брандта евробюрократия больше не взращивает. Современные европейские чиновники воспитаны годами высокомерного и одновременно пугливого отношения к русским.

В сильном выступлении Владимира Путина на Валдайском форуме при желании можно увидеть предложение двигаться именно к разрядке, подобной той, шестидесятилетней давности, когда, казалось бы, непримиримые идеологические системы нашли способ мирного и эффективного сожительства на одной части света. Сегодня Путин говорит, что нас ждет «самое опасное, непредсказуемое и важное десятилетие со времен окончания Второй мировой войны», и в то же время, отвергая центральную роль неолиберального миропорядка, предлагает не борьбу с ним, а признание права всех мировых цивилизаций жить по своим законам. В выступлении Путина на форуме прямо прозвучало, что «только многополярный мир позволит вернуть Европе субъектность», а это значит, что все, кто пожелает, смогут вернуться к идее единой мирной Евразии.

Нетрудно понять, что в этой части обращается российский президент именно к европейцам. Ведь представить добровольный отказ американцев от собственной гегемонии при отсутствии объективной выгоды от торговли с Россией непросто. Но как далеко зашла Европа в отрицании России и подмене партнерской выгоды идеологической зашоренностью? Как велик страх перед Москвой, усиленно раскаченный американской пропагандой и дипломатией? Остались ли ум и силы восстанавливать подорванные цепочки взаимовыгодной кооперации?

Сегодня кажется, что все официальные сигналы из Европы направлены на тотальное разрушение пространства переговоров с Россией. И можно уже сбрасывать со счетов этого недоговороспособного, зависимого от воли Вашингтона партнера, ожидая лишь выхода на диалог с единственной субъектной сверхдержавой Запада и кардинально перестраивая цепочки поставок на восток и юг.

Но Владимир Путин из раза в раз показывает, что Европа остается для России потенциальным партнером. Не рвет энергоснабжение Старого Света. Предлагает сформировать альтернативные каналы через турецкий хаб, одновременно втягивая в процесс Турцию. Предлагает мирные переговоры. Отвечает на звонки из европейских столиц. Напоминает о тех самых уроках Карибского кризиса, подчеркивая аналогии: США, как и тогда, «в ускоренном порядке размещают в Европе модернизированные тактические ядерные бомбы».

Дело в том, что в большой геополитической игре союз России с Европой — шаг, принципиально решающий проблему доминирования США. Это союз, который только и позволит Европе сохранить свою индустриальную культуру и мощь и в новых условиях откроет для европейцев широкие рынка Юга. Для Соединенных Штатов же потеря влияния на Старый Свет будет означать фиаско идеи однополярного мироустройства. Во всех остальных частях мира давно готовы к падению гегемона и переходу к конструированию сложной многополярности.

Новости партнеров

expert.ru



«Добропольский прорыв 2.0»: ГрВ «Юг» ударила там, где атаки не ждали

На северном охвате Константиновки произошел обвал фронта ВСУ на глубину до 14 км В результате слаженных действий подразделений «Южной» группировки войск освобожден населенный пункт Безымянное...

«Величайший президент всех времен»: в Америке крепнет культ личности Трампа

Сейчас это выглядит как фарс, но чем дальше, тем комедия будет все менее забавной Институт мира США носит отныне имя Дональда Трампа. "Госдепартамент переименовал бывший...

Исход украинского конфликта решается прямо сейчас: Европе придется выбрать либо невозможное, либо невыносимое

Красть или не красть — вот в чем вопрос Красть или не красть, вот в чем вопрос — перед таким выбором в стиле Шекспира оказалась...

Читайте также

Валентин Катасонов: Россия взывает о помощи, но на форуме «Россия зовет!» эти взывания не слышны

Если промышленное производство падает, а финансисты процветают, значит в экономике творится что-то не то 2...

Гуляйполе: «Боевые буряты» предупредили гарнизон ВСУ — наш штурм вам шансов не оставит

Противнику, засевшему в столице Батьки Махно, предъявлен ультиматум — «сдавайтесь или будете уничтожены» Согласно оперативке...

Британия отвела Залужному роль обманщика России

Идея прекращения конфликта на Украине находит на Западе неожиданных сторонников. Отказ от «полной победы»...