ГлавноеАналитикаБеспилотники улетели на Украину

Беспилотники улетели на Украину

Опубликовано

Дефицит гражданских беспилотников, образовавшийся на российском рынке в силу их востребованности в ходе спецоперации на Украине, может быть ликвидирован промышленностью в считанные месяцы. Но для этого требуется поддержка от властей на законодательном уровне.

На российском рынке гражданских беспилотников сложилась непростая ситуация, связанная с дефицитом техники. Например, популярные в нашей стране китайские беспилотники серии DJI Mavic подорожали с февраля почти на треть. Найти их в продаже стало достаточно сложно, поставок практически нет. Аналогичным образом, если не хуже, обстоят дела с продукцией других зарубежных производителей. Фиксируются и перебои с комплектующими.

Новости партнеров

Однако положение далеко не безвыходное. Это подтверждают не только эксперты, но и представители отечественной промышленности, перед которой, как и во многих других отраслях, сейчас открываются новые возможности. Российские беспилотники могут заменить импортные уже в этом году.

Беспилотник как расходник

Глеб Бабинцев, генеральный директор Ассоциации «АЭРОНЕКСТ», объединяющей десятки ведущих государственных и коммерческих предприятий, подробно рассказал «Эксперту» о том, с какими проблемами в моменте столкнулась гражданская беспилотная авиация России, а также обозначил возможные пути их решения.

«Сейчас на рынке наблюдается дефицит любительских беспилотных летательных аппаратов иностранного производства, которые находятся в свободной продаже. Основная причина кроется в их активном использовании в ходе специальной военной операции на Украине. Их там используют все стороны конфликта. Китай в этой связи приостановил их поставки и в Россию, и на Украину. Предполагаю, что сделано это в целях сохранения нейтралитета. Однако именно это привело к дефициту в магазинах беспилотников и подорожанию того, что остается на складах. При проведении спецоперации имеет место очень высокий расход данных аппаратов. Буквально сотнями штук в сутки. Ведь это средство оперативной разведки — посмотреть за угол дома, за пригорок, за лесок», — заявил Глеб Бабинцев.

Справедливость данной точки зрения подтвердил командир одного из подразделений разведки ДНР Станислав Орлов с позывным «Испанец». «Этот вопрос сейчас стоит очень остро. По большому счету небольшие беспилотники являются расходником. Но ими в современных условиях должно снабжаться буквально каждое подразделение. Очень жаль, что многие высокопоставленные военачальники не понимали этого до начала спецоперации. Начать внедрять БПЛА следовало еще 8 лет назад, а 5 лет назад завершить этот процесс. Тогда бы сейчас было бы гораздо легче выполнять многие задачи по разведке и наблюдению», — рассказал он.

В тоже время дефицит беспилотников в магазинах не является проблемой для гражданского сегмента внутри России, указал Глеб Бабинцев. «На руках у населения техники достаточно. Все, кто использовал ее в полупрофессиональных целях, на данный момент оснащены ей и, так сказать, из рук не выпускают. Это фотографы, видеооператоры, журналисты и так далее. Для более профессиональных целей компании используют преимущественно аппараты, которые собираются в РФ. Здесь есть некоторые затруднения с комплектующими, но они не критичны. Индустрия уже находит решения. Не буду называть конкретные компании, так как многие из них стараются не говорить о себе в публичном инфополе. Некоторые даже закрыли свои сайты. Все это сделано для того, чтобы их персонально не отрезали от немногих функционирующих каналов поставки комплектующих», — заметил глава Ассоциации «АЭРОНЕКСТ».

«Феникс» облетает проблемы

Новости партнеров

Действительно, многие отечественные производители беспилотников не ответили на запросы «Эксперта» к моменту публикации материала. Однако есть и те, кто готов рассказывать о своих разработках. В группе компаний «Комплексные системы», выпускающей при участии аффилированной «БГ-Оптикс» предназначенные для охраны, наблюдения за удаленными объектами в видимом и инфракрасном диапазонах частот, доставки мелкогабаритных грузов, а также ретрансляции сигналов квадрокоптеры «Феникс», заверили, что их продукция сейчас востребована на гражданском рынке для профессионального применения, а актуальность ее — высока.

«Внутренний инвестиционный проект ООО «Комплексные Системы» по разработке и производству БПЛА изначально был ориентирован на максимальное использование отечественных теоретических разработок, оборудования и материалов. То есть, наша продукция, получившая на определенном этапе коммерческое наименование БПЛА «ФЕНИКС», лишь в самой малой степени оказалась затронута проблемами последних лет и месяцев в части логистики комплектующих. В рамках комплексных НИОКР технологические процессы, конструкторские решения и оригинальные программные продукты были разработаны либо внутри компании, либо в рамках кооперации с отечественными предприятиями. Аналогичным образом организовано и производство летательных аппаратов — от создания корпусных и аэродинамических элементов из композиционных материалов, изготовления электродвигателей с высочайшими показателями по весовой эффективности до сборки электронных и оптоэлектронных систем. Все это делается силами и средствами компании. Такой подход ожидаемо нашел поддержку у наших клиентов. Отечественный потребитель высокотехнологичных продуктов, каковыми являются и БПЛА, традиционно заинтересован в защите своих инвестиций. А эту защиту в максимальной степени могут дать только такие вертикально-интегрированные инженерные компании, как наша», — отметили в «Комплексных системах».

Между тем, в Ассоциации «АЭРОНЕКСТ» немало компаний, которые уже разработали и тестируют свои собственные БПЛА самого разного класса, подчеркнул Глеб Бабинцев. «Эта техника нужна и в гражданском, и в ином применении. Она очень хорошего качества, и не уступает зарубежным аналогам. Перспективы есть, и они очень хорошие. Ситуация работает на нас. Так, в России очень скоро будет запущено производство “мавикоподобных” машин. Уже через полгода мы увидим запуск в серию», — констатировал эксперт.

Дроны «зависают» на границе

Пока же приходится работать с тем, что есть. У оборота БПЛА иностранного производства есть еще один важный аспект, которые приходится брать в расчет при ввозе столь нужных нашим военным беспилотников с территории России в ДНР, ЛНР и освобожденные области Украины. Дело в том, что таможня не всегда дает на это добро. Многие аппараты буквально «зависают» на границе с формулировкой «для проведения экспертизы».

Ситуация неоднократно вызывала возмущение волонтеров, занимающихся такими поставками, и даже вызывала резонанс в публикациях военкоров. Однако для действий таможенников имеются веские основания.

«Это связно с тем, что беспилотники по сути являются очень хорошо оснащенными источниками сбора данных. Даже у небольшого БПЛА — весьма “сильная’ и “умная” начинка, способная собираемые данные передавать через интернет в автоматическом режиме. Куда, на какие сайты она направляет информацию — ключевой вопрос. Было установлено, что беспилотники иностранного производства не только потенциально могут, но и передают данные за рубеж. Провозящий через границу беспилотник гражданин, имея благие намерения, может не знать, какими способностями обладает его “игрушка”. Поэтому я считаю действующие на таможне ограничения обоснованными. Провозить можно только то, что прошло определенную проверку, которой занимаются соответствующие компетентные структуры», — заявил Глеб Бабинцев.

Беспилотники — это надолго

Новости партнеров

Несмотря на такие нюансы, в целом законодательная база в области гражданских беспилотников должна быть драйвером развития отрасли, а не сдерживающим фактором, полагают в «АЭРОНЕКСТ». «Законодательство не обязано быть либеральным. Оно обязано быть эффективным в достижении целей регулирования. Касаемо гражданских беспилотников, сегодня ни одна из целей в должной степени не достигнута. Если говорить про безопасность, то дистанционно идентифицировать летящий беспилотник по-прежнему невозможно. Прочитать учетный номер можно только на сбитом или упавшем БПЛА. Кроме того, на текущий момент ни один гражданский внешний пилот в России не прошел нормальное обучение даже на самом минимальном уровне. Минтранс без объяснения причин задерживает обсуждение типовой программы их подготовки, игнорирует предложения Ассоциации по внесению в законодательство точечных, однако крайне важных для запуска данной программы изменений», — посетовал Глеб Бабинцев.

«Вместе с тем, нужно упрощать процедуры, которые затрудняют применение беспилотников для обучения основам беспилотной авиации. Нужно пересмотреть всю монолитную процедуру сертификации в контексте возможности давать легальное разрешение на применение беспилотных воздушных судов в ограниченных условиях эксплуатации. У нас сегодня можно сертифицироваться или на все, или ни на что. Но существует очень много безрисковых сценариев применения беспилотников вдали от населённых пунктов на совершенно безлюдных территориях, в сегрегированном воздушном пространстве, на малой высоте. Если мы не будем там разрешать легально применять беспилотники, то не получим ни статистику отказов, ни статистику поломок. Мы не поймем, какие требования к летной годности необходимо сформировать для полноценной процедуры сертификации», — указал эксперт.

«Правительству надо начать уделять внимание развитию гражданской беспилотной индустрии. Идти не от запрета, а от развития. Не от боязни, что беспилотники могут быть применены в противоправных целях, а от понимания, что гражданская индустрия обеспечивает готовность и мобилизационный потенциал государства в целом. Сегодняшняя ситуация показывает, что гражданские изделия очень востребованы на Украине. Если бы наш гражданский рынок, которому почти 20 лет, привлекал должное внимание регулятора, а нормативная база формировалась ритмично и качественно, мы бы уже тысячными партиями выпускали оборудование, которое требуется для решения большого спектра задач. По уровню технологий мы способны обеспечить даже запросы армии. Нужно системно смотреть вперед потому, что потребность в беспилотниках — это на десятки лет», — заключил Глеб Бабинцев.

expert.ru





Разведка боем, или Когда закончится «война»

Когда-то очень давно я стал свидетелем монолога прапорщика, старшины роты, который отчитывал своих подчинённых за какой-то «косяк» по службе. В принципе, дело обычное. В...

Алексей Живов. Паспорта для русских

Опытным путем мы установили, что действующие правила приобретения гражданства позволяют приобретать его, соблюдая некий набор правил. Как и любую систему с правилами, эту можно взломать....

Александр Зимовский. Ловушка для хохлов

Все средства ведения войны Украиной сегодня находятся в США/НАТО. Единственное средство ведения войны, которое на сегодня осталось в распоряжении Киева — это рабсила, мобилизационный контингент,...

Читайте также

Ростислав Ищенко: Если ВСУ не свернут шею до конца года, России придется протиснуться через «Фермопилы»

Прибалтийские элиты понимают, что проигрыш Украины станет их личным проигрышем. Если западноевропейские элиты после...

Спецоперация меняет роль снайперов на поле боя

«Одна подготовленная группа снайперов может в короткий срок уничтожить десятки бойцов противника, сорвать его...

«Насмехается». СМИ раскрыли, какой сигнал Путин послал Западу

Российское руководство насмехается на Западом, организуя в Москве выставку трофейной техники НАТО с Украины,...