ГлавноеАналитика«Газпром» готов решать литиевую проблему

«Газпром» готов решать литиевую проблему

Опубликовано

Впадать в депрессию из-за проблем с поставками лития, продавать который России под давлением США отказались Чили и Аргентина, пока не стоит. У России есть около трех лет для того, чтобы закрыть литиевый вопрос и даже начать производить собственный электротранспорт с отечественными аккумуляторами.

Заместитель директора департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли РФ Владислав Демидов в ходе круглого стола в Совете Федерации заявил, что у России начались «гигантские» проблемы с литием из-за прекращения поставок из двух южноамериканских государств.

Новости партнеров

Реакция на эти слова в отраслевом сообществе последовала такая, что многим в пору было бы прописать литиевые препараты, которые в медицине применяются для лечения аффективных расстройств. В медиапространстве тоже начались, можно сказать, страсти по литию.

Между тем, помимо чилийских и аргентинских компаний, завязанных на американскую Tesla и потому вынужденных следовать в русле экономической политики Соединенных Штатов, надежным поставщиком лития для нашей станы является дружественная Боливия. Есть у нас и собственные месторождения данного щелочного металла, освоение которых уже начато.

Литиевые перспективы российских недр

Еще до начала украинского кризиса председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер и глава Минпромторга Денис Мантуров подписали соглашение о сотрудничестве, направленное на реализацию проекта по добыче и переработке пластовых рассолов (минерализованных подземных вод) Ковыктинского месторождения для получения соединений лития и других ценных компонентов.

«Работа идет в соответствии с подписанным в феврале 2022 года Минпромторгом России, “Газпромом” и Иркутской нефтяной компанией планом мероприятий (“дорожной картой”)», — уточнили в Управлении информации «Газпрома».

Напомним, что ООО «Иркутская нефтяная компания» появилась в ковыткинском проекте потому, что у нее есть компетенции по работе с литийсодержащими попутными водами Ярактинского месторождения.

Получать литий можно двумя способами. Более дорогим из них является добыча руды с последующим извлечением из нее литиевого карбоната. Выпаривание рассолов из подземных вод обходится добытчикам почти вдвое дешевле. Именно это и собираются делать на Ковытке. Источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что в промышленных масштабах ковыткинский, как и ярактинский, литий вполне может стать реальностью через два-три года. А небольшие пробные партии могут появиться и менее, чем через год.

Новости партнеров

Такое положение вещей подтверждает и доктор экономических наук, промышленный эксперт Леонид Хазанов. «Я думаю, что извлечение лития из пластовых вод Ковыткинского газоконденсатного месторождения увидим в лучшем случае года через два, потому что в рамках соглашения между “Газпромом” и Минпромторгом предусматривается проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. Хотя, возможно, какая-то технология уже есть, и ее немного “пообкатывали”», — заметил он.

Кстати, Россия, согласно некоторым оценкам, владеет в настоящий момент примерно 1 млн тонн лития. Помимо Восточной Сибири, еще одно значимое месторождение есть в Мурманской области (твердые минералы или сподумен). Всего на просторах нашей страны имеются 17 участков с залежами литиевого сырья. К слову, еще два находятся на территориях, взятых под контроль российскими войсками в ходе спецоперации на Украине. Таким образом, перспективы перестать от кого-либо зависеть в части лития у РФ есть неплохие. Но пока приходится импортировать данный вид сырья.

Без лития — затруднительно

В ближайшее время за поставки лития из Боливии, обладающей, по опубликованным в 2021 году данным геологической службы США, самыми большими запасами данного элемента в мире (21 млн тонн), можно не слишком волноваться. После триумфального возвращения к власти пророссийски ориентированных социалистов в результате выборов осенью 2020 года, политическая ситуация в стране стабилизировалась. Смены власти и внешнеполитического курса не предвидится.

Однако необходимо учитывать, что объемы добычи в этой стране пока ограничены по техническим причинам, обусловленным ее недавним выходом на рынок. Там производят всего около 2 тысяч тонн лития в год. Для сравнения — в Чили в последнее время добывается 25-26 тысяч тонн в год, а в Аргентине — 6,2 тысячи тонн. Наращивание Ла-Пасом производства хотя бы до 15 тысяч тонн, что уже анонсировалось властями, может стать неплохим «литиевым» драйвером для боливийской экономики. Россия вполне могла бы инвестировать в расширение данного производства.

Из неприсоединившихся к антироссийским санкциям стран литий есть также в Китае (5,1 млн тонн). Но власти КНР мудро предпочитают продавать за рубеж не литиевое сырье, которого им не хватает и самим, а готовые изделия, произведенные с его применением. Этот опыт в будущем не грех было бы и перенять.

Три года назад общие объемы закупок Россией щелочного металла составляли чуть более 60 тонн. Почти 90% было поставлено из Чили и Аргентины. В прошлом ковидном году границу РФ пересекло около 8 тысяч тонн. В позапрошлом на фоне пандемии коронавируса — 7,5 тысяч тонн. При этом необходимо различать поставки карбоната лития, о котором здесь речь, и металлического лития, производившиеся в последние годы в основном из Южной Кореи.

Цена лития на мировом рынке сейчас кусается. «В январе карбонат лития стоил более 48 тысяч долларов за тонну. По сравнению с январём 2021 года он подорожал на 430%», — отметил Леонид Хазанов.

Новости партнеров

Собственная добыча лития была свернута в нашей стране после распада СССР, технологии оказались утрачены. Впрочем, около 5 лет назад в эксплуатацию была введена экспериментальная установка по добыче из бедных руд. Помимо закупок в странах-экспортерах, литий можно получать и при переработке старых элементов питания.

В настоящее время у РФ имеется стратегический запас лития, ориентированный в основном на нужды госкорпорации «Росатом». Но его размеры являются гостайной. Тем более, что металл используется при изготовлении водородной бомбы.

Здесь стоит отметить, что литий наиболее востребован в нескольких областях народного хозяйства. Первая — конечно, ядерная энергетика. Здесь он используется при получении радиоактивного изотопа водорода тририя и для создания систем защиты реакторов. Вторая — электротранспорт и производство батарей. Именно в эту отрасль экономики уходит основная часть добываемого в мире сырья. Сделать аккумуляторы для хорошо знакомых москвичам электробусов без лития затруднительно. Как и аккумуляторы, к примеру, для смартфонов.

Кроме того, литий используется в металлургии и вышеупомянутой фармакологии. Но для двух последних секторов, если речь идет о нашей стране, он, все же, не столь критически значим, как для двух первых.

Литий-титанатный голод электробусов

Творцы западных санкций, безусловно, были бы счастливы увидеть, как с улиц Москвы пропадают оснащенные литий-титанатными аккумуляторами (вариант литий-ионных) электробусы КАМАЗ-6282 и ЛиАЗ-6274, ставшие в последние годы важным элементом столичного транспортного комплекса. Однако этого в ближайшие годы точно не произойдет.

«Все электробусы обслуживаются по контрактам жизненного цикла. Это означает, что в течение 15 лет ответственность за обслуживание, работоспособность и техническое состояние техники несет производитель. Согласно контракту, первая замена батарей предусмотрена через 7,5 лет с начала эксплуатации электробуса. Таким образом, регламентные работы по замене батарей на электробусах первой поставки состоятся не ранее, чем в 2025-2026 годах», — сообщили в пресс-службе ГУП «Мосгоротранс».

Стоит отметить, что указанные в заявлении московских транспортников сроки вполне коррелируют с теми, которые называются в контексте добычи литиевого сырья в родных сибирских пенатах. Таким образом, в наличии имеется достаточно большой временной люфт до потенциального начала коллапса московского электротранспорта. Для того, чтобы предупредить развитие ситуации в негативном ключе, все возможности есть. Нужно лишь их использовать, а не предаваться панике.

В крайнем случае, небольшой дефицит аккумуляторов, если он все-таки начнет возникать, транспортники смогут купировать закупками в Китае. Там же можно будет экстренно докупить и непосредственно электрические автобусы. Например, марки Yutong, уже знакомой москвичам, но уступившей несколько лет назад дорогу российским машинам. Вопрос лишь в стоимости. Захотят ли китайцы проводить умеренную ценовую политику, чтобы захватить рынок, или поднимут цену под небеса в силу рыночной конъюнктуры, предсказать сложно.

Что касается прочего отечественного электрического автотранспорта, то он у нас сейчас производится в лучшем случае мелкосерийно.

Русская аккумуляторная индустрия

Однако, если мы не хотим остаться на мировой технологической обочине, перед российской экономикой в полный рост встает задача организовать производство линейки литий-ионных аккумуляторов и собственный электрический автопром. Площадки, на которых возможно развернуть аккумуляторные производства, есть в Красноярске и Туле. А вот завод «Лиотех», уже производивший литий-ионные аккумуляторы в Новосибирске, в настоящий момент находится под процедурой банкротства.

«Процедура была недавно возобновлена из-за долгов предприятия на 10 млрд рублей. К сожалению, это единственный в России завод, который может делать литий-ионные аккумуляторы самого разного назначения. Если создавать новое производство, то делать это надо на каком-либо аккумуляторном предприятии. С нуля на это уйдет года полтора», — считает Леонид Хазанов.

Осложняет задачу тот факт, что в РФ нет собственного масштабного производства электромобилей, хотя есть государственная программа по развитию электротранспорта. Соответственно, спрос на продукцию любого аккумуляторного завода будет ограничен, что повышает риски банкротства по схеме «Лиотеха». «Если делать — то в связке. Пока проекты по созданию электромобилей не сдвинутся с мертвой точки, то создавать крупное аккумуляторное производство бессмысленно», — резюмировал Хазанов.

Можно добавить, что ранее озвучивались планы построить к 2026 году для Росатома в Калинградской области завод, производящий литий-ионные ячейки и системы накопления энергии. Как изменился и изменился ли статус данного проекта в свет текущих санкционных событий, пока не объявлялось.

Остается ждать хороших литиевых новостей от «Газпрома» и его партнеров. Ведь дать импульс к развитию русской аккумуляторной индустрии, создав сырьевую базу, могут, похоже, только они.

expert.ru





Ростислав Ищенко. «Сопротивление» по-украински

Номинально Франция участвовала во Второй мировой войне почти год – с третьего сентября 1939 года по 22 июня 1940 года (затем воевала "Сражающаяся Франция"...

«Харьковский котел»: Зеленский постарается превратить город в Сталинград, но русские на штурм не пойдут

Frankfurter Rundschau: Наступление русских может начаться в случае прорыва украинской обороны под Купянском Российская армия значительно активизировала свои усилия по штурму Харькова, пишет немецкое издание...

Зачем Си Цзиньпин собрался в Сербию и Францию

К новой геополитической реальности: кто и как будет делить Европу и причем тут конфликт на Украине Не то чтобы дело двигалось к драке, но и...

Читайте также

Запад нашел слабую точку России

Специальная военная операция идет своим чередом, фронт неспешно, но неуклонно ползет все дальше на...

«Насмехается». СМИ раскрыли, какой сигнал Путин послал Западу

Российское руководство насмехается на Западом, организуя в Москве выставку трофейной техники НАТО с Украины,...

Замминистра обороны попал на фронт борьбы с коррупцией

«Сколь веревочке не виться», – такими словами отреагировали эксперты на арест обвиняемого во взятке...