ГлавноеАналитикаЧем закончился первый раунд переговоров России и США

Чем закончился первый раунд переговоров России и США

Опубликовано

Намеченные на 10 января российско-американские дискуссии прошли так, как и ожидали эксперты. Москва и Вашингтон встали на скользкую дорожку, которая окажется либо длинной и успешной, либо короткой и провальной.

Диалог, а не два монолога

Новости партнеров

Почти 7,5 часов. Ровно столько продолжались российско-американские консультации по вопросам безопасности в Женеве. Делегацию Вашингтона возглавляла замгоссекретаря США Венди Шерман, российскую — замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков.

Отношение сторон к дискуссии проявилось еще на церемониальном рукопожатии под камеры. «Редкое фото, на котором российский представитель улыбается, а американский — нет», — прокомментировал снимок известный российский американист Максим Сучков.

Собственно, американцам не с чего было улыбаться. В Женеву они приехали не от большой любви к России, а по причине большой нужды выработать с ней modus vivendi. Неуправляемая конфронтация, запущенная по причине предыдущих отказов Соединенных Штатов выработать правила игры, привела стороны к риску полноценного военного столкновения из-за Украины. Кроме того, конфронтация с Россией стала для США чересчур затратной — на нее требовалось множество ресурсов, тогда как дивидентов с этих инвестиций Америка уже практически не получала. В основном лишь убытки из-за все более и более жесткого поведения Москвы (а куда деваться, если оппонент не готов к компромиссам), а также укрепления российско-китайских связей.

Именно поэтому администрация Байдена была вынуждена переступить через свою гордость, принять российский перечень претензий и начать его серьезно обсуждать. «Что бы ни оставалось за кадром, это был диалог, а не два монолога. И впервые за три «послевоенных» десятилетия Россия в переговорном формате абсолютно на равных и абсолютно предметно изложила американцам и свои критические озабоченности, и пути их радикального устранения, — заявил сенатор Константин Косачев. — Американцы три последних десятилетия выстраивали мир под себя и таким образом, чтобы на равных с ними не мог (не смел) разговаривать никто — ни союзники, ни оппоненты, ни противники. Любые такие попытки американцы купировали в зародыше, прерывая разговор на первой фразе, если он был им некомфортен, и навязывая затем свою позицию всеми праведными и неправедными средствами. Сейчас американцам пришлось слушать. Потому что на этот раз Россия жестко обозначила своё намерение прервать любой иной разговор, кроме содержательного и предметного». Имея в виду, по всей видимости, слова Владимира Путина о том, что Москва не позволит «заболтать» серьезные проблемы.

И, судя по выступлениям дипломатов после окончания переговорного процесса, забалтывания не состоялось. «У нас сложилось впечатление, что американская сторона очень серьезно подошла к российским предложениям, провела их углубленную проработку, — заявил Сергей Рябков. Разговор был сложным, долгим, очень профессиональным, глубоким, конкретным. Без попыток что-то приукрасить, обойти острые углы». «У нас прошли серьезные, прямые, откровенные дискуссии в деловом ключе, — заявила заместитель госсекретаря США Венди Шерман. — И нам предстоит пройти еще очень большой путь».

Формальности тоже нужны

При этом ни Рябков, ни Шерман даже приблизительно не обозначили те компромиссы, к которым они пришли за эти 7,5 часов разговора. И у этой скромности есть несколько объяснений. Первое — никаких компромиссов не было достигнуто. Все эти 7,5 часов стороны обозначали позиции и красные линии по ключевым проблемам российско-американских отношений — а их за много лет конфронтации накопилось достаточно. «Ни уступок — ни прорывов», — как верно охарактеризовал этот раунд переговоров французский телеканал France 24. Компромиссы могут возникать только на середине того самого «длинного пути», о котором сказала Венди Шерман. И до этой середины еще нужно дойти, причем дойти вместе.

Новости партнеров

Второе объяснение в том, что Москва и Вашингтон беседовали о конкретных моментах, касающихся Украины, НАТО и вопросов европейской безопасности, однако договорились не открывать эти вопросы широкой публике. Хотя бы для того, чтобы не поднимать волну истерии в Киеве и в восточноевропейских столицах, которые будут возмущены тем, что о них договариваются без их участия (именно поэтому Вашингтон, не доверяя Москве, еще до переговоров попросил партнеров не верить каким-то деталям, которые Сергей Рябков может раскрыть на пресс-конференции — и, как выходит, не верил напрасно). Соединенные Штаты пытаются соблюсти политес и исполнить публичное данное ими обязательство о том, что все договоренности с Россией по Европе будут сначала согласованы с Европой.

Москва, собственно, не возражает против такого подхода вашингтонских партнеров. «Я надеюсь, что за завтрашний день, когда делегация США проведет брифинг для союзников по Североатлантическому альянсу в Брюсселе и за послезавтрашний день, когда наша делегация там будет работать по этим же сюжетам, в общенатовском кругу сложится по крайней мере лучшее большее понимание того, что в тупик это все заводить нельзя и нужен прорыв, нужен реальный шаг навстречу России. Причем шаг именно натовский, а не шаг России навстречу НАТО с точки зрения модификации ее позиции по ключевым вопросам», — заявил Сергей Рябков.

Правда, вряд ли «послезавтрашний день» пройдет так же конструктивно, как нынешний. Там будет слишком много игроков, выступающих против российско-американской сделки, и каждый из них не преминет выступить с хамской речью в адрес Москвы. Кроме того, о каких-то сложных компромиссах в формате Россия-НАТО говорить не приходится — любые предварительные договоренности будут сразу же слиты в прессу кем-нибудь из восточноевропейских участников.

С другой стороны, послезавтрашний раунд не стоит воспринимать как какой-то конструктивный этап в российско-американских переговорах. Скорее это будет необходимая формальность, нужная Соединенным Штатам для сохранения своего реноме. После того, как она состоится (и если на ней Москва с Вашингтоном не разругаются из-за поведения европейских коллег), то Россия и США продолжат идти по длинному скользкому пути двусторонних переговоров по направлению к возможным уступкам и прорывам.

expert.ru



Пустышка в обмен на Украину: зачем Запад снова зовёт нас в G7

Большая семерка — политический труп. Россия отказалась участвовать в его реанимации Владимир Путин заявил, что России не нужно возвращение в G7, «большую семерку», которая в...

Курс России на Глобальный Юг закрепит атомная подводная лодка, переданная Индии

Нью-Дели рассчитается лекарствами, продуктами и трудовыми мигрантами Государственный визит Владимира Путина в Индию обещает открыть новую главу в двусторонних отношениях. Ведущие западные СМИ, в том...

Названа новая ужасающая теория приостановки полетов тысяч самолетов Airbus

В смертельно опасном инциденте с пассажирским самолетом обвинили космический луч Объяснение производителем пассажирских лайнеров Airbus недавнего внезапного неконтролируемого падения самолета JetBlue во время рейса, находится...

Читайте также

Мирного соглашения по Украине не будет. Что дальше

Европейцы и украинцы пытались представить переговоры американских представителей с президентом России провальными, так как...

Чтобы дать воду Донбассу, придется брать и Славянск, и левобережье Днепропетровской области

Станет ли поворот рек новой реальностью ближайшего времени и во что это обойдется Российская Академия...

Ростислав Ищенко. Новости глобальной торговли

Нефтяной танкер Virat дважды подвергался атакам безэкипажных катеров вблизи пролива Босфор. Один раз вместе...