ГлавноеАналитикаМеркель едет в Киев с заданием из Кремля

Меркель едет в Киев с заданием из Кремля

Опубликовано

Почему канцлер вряд ли сможет выполнить просьбу Путина

На прошедших в Москве переговорах президента РФ Владимира Путина с канцлером ФРГ Ангелой Меркель Украина, ожидаемо, вошла в широкий круг наиболее важных международных вопросов, которые стороны обсудили в ходе трехчасового общения в Большом Кремлевском дворце. Особую обеспокоенность у Москвы и Берлина вызывает рост напряженности на линии соприкосновения в Донбассе.

Как отметил в ходе совместной пресс-конференции по итогам встречи российский лидер, из-за действий властей Украины создается впечатление, что они приняли решение «в принципе отказаться от мирного разрешения ситуации».

Новости партнеров

Прежде всего Путина беспокоят обстрелы населенных пунктов Донбасса, которые «ведутся ежедневно». А также подготовленные Киевом законодательные акты, которые фактически означают его выход из Минских соглашений.

Речь, в частности, идет о законопроекте «Об основах государственной политики переходного периода», одобренном недавно правительством. Помимо того, что в документе предлагается закрепить на законодательном уровне за Российской Федерацией статуса «государства-агрессора», он еще предусматривает дискриминацию и репрессии против жителей Донецкой и Луганской народных республик. Отказывает им в предоставлении особого статуса, языковой автономии и специального режима трансграничного сотрудничества с регионами Российской Федерации, предусмотренного Минскими соглашениями.

Российский лидер надеется, тем не менее, что Меркель, которая «многое сделала для того, чтобы помочь в разрешении внутриукраинского кризиса, стояла у истоков «нормандского формата», в ходе своего визита в Киев 22 августа как-то сможет повлиять на украинскую сторону в плане выполнения всех ранее взятых на себя обязательств.

«Мы все вместе искали возможности вернуть мир на Донбасс. Добиться этого пока, к сожалению, не удалось», — признал Путин.

Замглавы администрации президента Дмитрий Козак, курирующий в Кремле украинское направление, по итогам визита Меркель дал свое объяснение, почему положить конец войне в Донбассе семь лет не удается.

По его словам, договоренности, заключенные в «нормандском формате», не выполняются из-за отсутствия должной квалификации у представителей Германии и Франции. Они, оказывается, еще в мае признались, что не могут определить стороны конфликта и перемирия, а также ответственных за выполнение Минских соглашений.

Козак полагает, что в ходе визита Меркель в Киев ситуация как-то прояснится. Но это зависит от той позиции, которую канцлер займет в переговорах с украинским президентом Зеленским. А уж как в Киеве отреагируют на предложения Меркель, предсказать, по его словам, трудно — «у них свои расклады».

Новости партнеров

«Расклад», судя по всему, у президента «незалежной» такой. Меркель он, конечно, примет со всеми почестями и даже вручит ей высшую награду страны — «Орден Свободы». Но прислушиваться, а тем более следовать советам уходящего канцлера явно не собирается.

Он уже дерзко дал понять в последнем интервью, что Германии придется делать выбор — Украина или Россия. Потому что, по его выражению, «усидеть на двух стульях невозможно», особенно, когда «расстояние между этими стульями ежедневно увеличивается».

— На самом деле, в просьбе Путина к Меркель больше определенной безысходности, — комментирует ситуацию директор Центра политического маркетинга, политолог Василий Стоякин. — Потому что у России сейчас крайне мало механизмов для того, чтобы каким-то образом повлиять на позицию Украины.

То есть все 30 лет до этого российское руководство исходило из самоценности взаимовыгодных экономических отношений. Из того, что постоянные человеческие и экономические контакты, поставки критически важного экспорта на Украину, они каким-то образом стабилизируют отношения между странами. Оказалось, нет. Оказалось, украинскому руководству абсолютно безразлично, что будет со страной, какие потери страна понесет — лишь бы сделать гадость России.

В этой ситуации, действительно, очень сложно найти какие-то методы воздействия на украинскую сторону, которая абсолютно нелогично и нерационально действует.

— Но Путин ведь прекрасно понимает, что мир в Донбассе зависит не столько от Меркель, сколько от США. Тем более что у канцлера это «прощальная гастроль»…

— Честно говоря, я тоже не уверен в том, что ее визит может закончиться каким-то позитивным исходом. Но просто потому, что буквально вчера появилось интервью Зеленского, где он прямым текстом говорит, что Меркель его не интересует. И он хотел бы, чтобы следующим канцлером Германии был представитель партии «зеленых».

Он просто не верит в то, что она может действовать в интересах обеих сторон — России и Украины, и быть при этом как бы нейтральной.

Новости партнеров

Опять же, если бы Меркель в принципе хотела и могла каким-то образом влиять на позицию Украины, это было бы сделано еще тогда, когда она не являлась уходящим канцлером.

Но и сказать, что она вообще ничего не делала, мне кажется нельзя. В рамках тех возможностей, которые у нее были, она все-таки что-то делала.

Понятно, что мы ожидали от нее большего. Но это наши проблемы, если мы слишком многого ожидаем от Запада, а вовсе не проблема Запада.

В данном случае, думаю, президент России исходит из того, что вода камень точит. То есть появление то там, то здесь каких-то западных политиков, которые, допустим, то посещают Крым без согласования с Киевом, то напоминают о необходимости выполнять минские соглашения, оно должно в конце концов дать какое-то действие.

Во всяком случае очевидно, что отношения между Украиной и Россией испорчены надолго. И немедленного эффекта никто уже, разумеется, не ждет.

По мнению эксперта Международного института гуманитарно-политических исследований Владимира Брутера, Меркель никак не сможет повлиять на Зеленского, поскольку тот не принимает решения:

— Если бы президент Украины принимал решения, то можно было бы с ним о чем-то говорить. Но эти решения принимаются в Вашингтоне, и канцлер германии здесь совершенно ни при чем. Она свой деструктивный путь прошла достаточно давно. Потом подписала Минские соглашения, и после Минских соглашений ее роль во всем этом стала не более чем церемониальная.

Меркель периодически выступает за созыв нормандского совещания. Последнее такое совещание состоялось примерно два года назад, и никаких результатов не дало. И дать не может.

Меркель к тому же уходит, и есть все основания полагать, что следующий канцлер не будет полностью копировать ее подход. Поэтому Киев, естественно, даже не собирается обсуждать эти вопросы.

— Получается, у Киева на данный момент развязаны руки? Украинские телеграм-каналы, например, пишут о том, как в Офисе Зеленского надеются, что после фиаско в Афганистане США захотят сделать «любимой женой» Украину.

— Эти мысли могут, конечно, блуждать в Офисе президента Украины. Но в Вашингтоне, куда Зеленский отправляется через неделю, ему быстро объяснят, что они не имеют под собой никакого основания, потому что в Киеве должны принимать только ту логику, которую им присылают из Вашингтона. А сами они ничего делать не должны.

И, я думаю, они ее в целом поймут, потому что целиком и полностью зависят от поддержки американцев не только политически, но и экономически. Выделение денег через МВФ, атака на «Северный поток-2» — все это идет только из Вашингтона. И Киев в этом плане абсолютно беспомощен.

Но определенную роль он в этом смысле играет. Киев постоянно пытается показывать свою важность и посылать в Вашингтон сигналы, что Вашингтон должен более плотно им заниматься. А Вашингтон эти сигналы видит и в принципе не против них, но все решения принимает он сам

— И что, вы считаете, надо делать? Минские соглашения еще актуальны?

— Путин, собственно, уже ответил, послав Меркель уговаривать Киев. Уговорит — что-то сдвинется. На самом деле совершенно понятно, что ни на что Меркель Киев не уговорит.

Ни для России, ни для США тема Украины не является приоритетной. Это как игра в покер на пять рублей. Проиграл — не жалко.

На самом деле Штаты приобрели Украину именно с этой задачей — делать России неприятно. И они это делают и будут делать дальше. Для России это неприятно, но не более того.

В принципе для России Украина — это не более чем фантомная боль.

Исход геополитических игр решается не в Киеве, это надо понимать. И у нас это прекрасно понимают, хотя, на мой взгляд, делают меньше, чем надо было бы. Но это другой вопрос.

А Киев здесь играет исключительно роль объекта, от которого, собственно, ничего не зависело и ничего уже зависеть не будет.

Что касается Минских соглашений, то они сыграли свою роль — остановили войну. И теперь в сущности никого больше не интересуют. Поэтому никакого урегулирования украинской тематики благодаря этим соглашениям не будет — это, собственно, даже в момент подписания было ясно.





Киев начал операцию «Победобесие». Кто цель

Чем хороши выходные? Тем, что именно в эти дни появляется возможность проверить некоторые свои выводы «в логове противника». Посмотреть на то, о чем говорят...

Владимир Зеленский: «осень» политического комедианта

США одобрили военную помощь Украине в размере 61 миллиарда долларов в расчёте, что всё можно купить, в том числе победу на поле боя. Хотя...

Abrams уехали с линии фронта за «мангалами»

ВСУ выводят американские танки Abrams с линии фронта. И Украина, и Штаты признают их неэффективность на поле боя: из 31 машины, поставленных США в...

Читайте также

Ростислав Ищенко: Когда Россия развяжет себе руки на Украине, то вернется в Закавказье на новых условиях

Наличие миротворцев в Закавказье, при том что Армения сделала ставку на Запад, на Европу,...

Как решить проблему бесконтрольной миграции

Президент между строк подтвердил, что называется, худшие опасения. В том плане, что проблему бесконтрольной...

Арест Тимура Иванова как сигнал вертикали: времени на раскачку нет, правила изменились

По внезапному аресту Тимура Иванова в интернете пошёл шквал выводов о том, что это...