ГлавноеПодробностиБАМ или пропал. Власти поищут виноватых в срыве сроков модернизации магистрали

БАМ или пропал. Власти поищут виноватых в срыве сроков модернизации магистрали

Опубликовано

Владимир Путин поручил правительству и ОАО РЖД определить ответственность должностных лиц за задержку работ по расширению БАМа и Транссиба. Счетная палата должна проверить надбавки к тарифу ОАО РЖД на предмет целевого характера их использования, а силовые ведомства и контрольные органы оценят законность расходования госсредств, выделенных на Восточный полигон. По мнению экспертов, начавшаяся кампания обойдется руководству самой монополии не так дорого, как могла бы: поиск виноватого поручили в том числе главе ОАО РЖД Олегу Белозерову, у которого есть шанс подчеркнуть вину тех, кто уже далек от проекта.

1 июля истекает срок, к которому правительство и ОАО РЖД в лице премьера Михаила Мишустина и гендиректора монополии Олега Белозерова должны рассмотреть вопрос «об ответственности должностных лиц, допустивших срыв сроков реализации планов-графиков мероприятий» по модернизации БАМа и Транссиба. Такой пункт содержится в закрытой части перечня поручений президента РФ от 5 июня по вопросам развития этой железнодорожной инфраструктуры, рассказали «Коммерсанту» источники, знакомые с полным текстом документа.

Новости партнеров

О каком срыве сроков идет речь, не уточняется. Формально показатели по провозной способности, соответствующей первому этапу развития Восточного полигона (144 млн тонн), достигнуты уже в 2020 году вместо 2021 года.

Вместе с тем задержки с вводом конкретных объектов нередки.

Так, Счетная палата в 2019 году заявляла, что, хотя по паспорту проекта в 2018 году должны были построить 11 разъездов и 78 км дополнительных путей, по итогам года был принят лишь один объект. В 2019 и 2020 годах инвестиции в стройку на Восточном полигоне были освоены не полностью из-за проблем с подрядчиками и кадрами.

Также, согласно поручению президента, до 15 апреля 2022 года Генпрокуратура, Следственный комитет, ФСБ, МВД, Федеральное казначейство, ФНС и ФАС должны провести проверку соблюдения законодательства при использовании государственных ресурсов, выделенных на развитие Восточного полигона. Первая очередь этого проекта оценивалась в 520,5 млрд руб., вторая — в 719,8 млрд руб. (может подорожать до 759,1 млрд руб.), обсуждается третья очередь. Финансируется Восточный полигон из инвестпрограммы ОАО РЖД и бюджета.

До 15 января Счетная палата должна провести контрольные мероприятия на предмет эффективности и результативности использования средств, привлеченных на расширение Восточного полигона за счет инвестиционной надбавки к тарифу на грузоперевозки, в том числе надбавки на капремонт.

В Счетной палате подтвердили, что такое поручение есть, и сейчас прорабатывается его включение в план работы.

Целевая надбавка на капремонт инфраструктуры в 2% была исходно введена в 2017 году на один год, и должна была исчезнуть из базы индексации с 2018 года. ОАО РЖД уговорило потребителей сохранить ее при одновременном обнулении экспортной надбавки в 8% с 2019 года. Однако экспортную надбавку на все грузы, кроме нефтепродуктов и алюминия, в итоге тоже сохранили, проиндексировав и порожний пробег полувагонов на 6%, а также ввели новую надбавку — в 1,44% (потом 1,5%) на компенсацию изменений налогового законодательства. Средства от надбавок должны были использоваться в том числе на строительство объектов комплексного плана модернизации инфраструктуры, к которым относится и развитие Восточного полигона.

Новости партнеров

В ОАО РЖД, Федеральном казначействе, ФАС от комментариев отказались, в правительстве и других перечисленных ведомствах не ответили на запрос «Коммерсанта». При этом источники издания в ряде адресатов подтвердили получение поручений.

Собеседник в отрасли говорит, что, если искать виноватого, в первую очередь следует винить ответственных за затягивание проектирования и неправильную организацию работ.
В частности, вместо того, чтобы первыми выполнять работы, которые принесут наибольший результат, стройку было решено вести сплошными блоками без оглядки на самые острые потребности грузоотправителей. Также источник говорит о вине генподрядчиков, а прежде всего ответственных за механизм их выбора. Субподрядчики, по мнению собеседника, ни в чем не виноваты, равно как не стоит возлагать ответственность и на строительный блок ОАО РЖД.

Если говорить в целом о позднем начале работы над расширением Восточного полигона, а не только с момента утверждения проекта, то на задержку косвенно повлияли сами чиновники, которые в начале десятилетия активно подвергали сомнению востребованность БАМа и Транссиба.

Поскольку одним из исполнителей поручения по определению виновных в срыве сроков строительства выступает глава ОАО РЖД Олег Белозеров, фокус ответственности будет скорее не на текущем менеджменте монополии, а на лицах, которые уже далеки от проекта, полагает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Если бы проверка была для ОАО РЖД внешней, то риски для руководства компании были бы выше, отмечает он. Эксперт полагает, что проблема с реализацией проекта, в частности, связана с установленными KPI для ОАО РЖД, когда вместо ввода объектов инфраструктуры целевым показателем установлен тоннаж провозимых грузов. В результате номинально цели достигнуты, но за счет технологических решений (например, обезличивания парка), в то время как ряд объектов не были построены и введены в срок.

kommersant.ru





На Западе решили взять с России репарации авансом

Обозреватель Reuters Хьюго Диксон похвастался, как он вместе с представителями американского истеблишмента придумал новый план финансирования Украины. Он называется «синдицированный репарационный кредит» и выглядит...

Ростислав Ищенко. Почему российских мобилизованных не отпускают по домам

Политолог, историк, публицист, обозреватель МИА "Россия сегодня Ростислав Ищенко прокомментировал необходимость ротации на фронте российских мобилизованных. Об этом пишет издание "Военное дело". «Все могут уходить в...

Олег Царев объяснил, как дроны ВСУ выбирают самую жирную цель на НПЗ

В конце недели ВСУ организовали массированный налет 66 беспилотников на объекты в Краснодарском крае. В том числе был атакован нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в Славянске-на-Кубани,...

Читайте также

Ростислав Ищенко. «Сопротивление» по-украински

Номинально Франция участвовала во Второй мировой войне почти год – с третьего сентября 1939...

Белоруссии предстоит своя СВО

Президент Белоруссии ярко выступил на Всебелорусском народном собрании. Можно даже сказать "зажег". Запомнились прекрасные...

В США заявили о готовности ввести санкции против Китая за помощь России

США готовы ввести ограничительные меры в отношении Китая, если страна не прекратит поставлять в...