ГлавноеАналитикаТри летчика ВКС, воевавших в Сирии, погибли на домашнем аэродроме

Три летчика ВКС, воевавших в Сирии, погибли на домашнем аэродроме

Опубликовано

Гибель трёх членов экипажа дальнего сверхзвукового ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М3, произошедшая 23 марта на аэродроме под Калугой, выглядит не только неожиданно, но и несколько странно. Минобороны, заметим, весьма оперативно, сделало заявление, что «в ходе плановой подготовки на земле к полёту произошло нештатное срабатывание системы катапультирования». При этом прозвучала и версия, что нештатная ситуация возникла уже при взлёте — при разгоне или отрыве самолёта от земли, но её впоследствии исключили.

Что же могло произойти на военном аэродроме «Шайковка» в Калужской области, где базируется 52-й гвардейский тяжелый бомбардировочный полк, в состав которого входят самолёты Ту-95МС и Ту-22М3?

Новости партнеров

Известно, что накануне, 20 марта, самолёты этого полка приняли участие в учениях стратегической авиации. Возможно, что именно недавний пролёт «Белых медведей» над Тихим океаном, который так возмутил японцев, был осуществлён Ту-95МС этой авиационной части. Не в этом суть, у «стратегов» проходили учения и, скорее всего, утренний вылет Ту-22М3 проходил в рамках этих манёвров. На борту самолёта находился и командир полка полковник Белослюдцев (в качестве инструктора), что подтверждает важность этого вылета и особенностью выполнения поставленной задачи.

Если рассматривать первую версию — непроизвольное катапультирование ещё до взлёта, то она имеет место быть. На самолётах Ту-22М3 есть кнопка принудительного катапультирования, с помощью которой командир экипажа может принудительно, в экстренной ситуации, отправить всех за борт — выстрелить сразу четыре катапультных кресла. Есть у каждого члена экипажа и своя индивидуальная «кнопка», чтобы покинуть самолёт. В данной ситуации, судя по всему, решение на катапультирование -по ситуации, или по ошибке — принял именно командир. Пиропатроны вышибли все четыре кресла членов экипажа. В итоге трое лётчиков погибли, а вот один в такой ситуации умудрился уцелеть и выжить.

Предположим, что командир экипажа случайно нажимает кнопку. Это не комполка Белослюдцев, который летит в качестве инспектора и, скорее всего, занимает кресло правого пилота — помощника командира. Экипаж готовится к взлёту, то есть турбины уже запущены и лётчики к тому времени должны надеть защитные шлемофоны и пристегнуть ремни. Если они этого не сделали — это достаточно грубое нарушение, которое не могли допустить ни комполка и не менее опытный командир воздушного судна (должность подразумевает серьёзный налёт и, как минимум, звание «лётчик-снайпер»), да и остальные члены экипажа — штурман-навигатор и штурман-оператор далеко не новички в лётном деле. Они принимали участие и в операции ВКС в Сирии — опыт огромный.

Если произошло нечто подобное, то всё объяснимо. Тот, кто был пристёгнут, тот и уцелел, остальных выкинуло в воздух без парашютов, и шансов на спасение в такой ситуации у них действительно не было. Обратите внимание ещё на одну строку из официального сообщения Минобороны об этой трагедии: «Из-за недостаточной высоты для раскрытия парашютов три члена экипажа при приземлении получили травмы несовместимые с жизнью». То есть парашюты сработали, и все лётчики должны были выжить в случае катапультирования.

— Система катапультных кресел Ту-22М3 предусматривает обеспечение безопасности экипажа, даже при срабатывании на нулевой отметке, то есть с земли, — рассказывает военный авиационный эксперт Александр Дробышевский. — Подобные случаи были и ранее, уж не помню, точно ли с Ту-22, но из фронтового бомбардировщика Су-24, например, лётчики «самозапускались» с земли неоднократно, на этом самолёте конструкторам даже пришлось совершенствовать катапультное кресло, делать его более «умным». При этом даже при случайном катапультировании с земли пилоты оставались живы. Замечу, что эту нелюбимую лётчиками процедуру учебного катапультирования, им приходится проходить как в училищах, так уже во время службы в строевых полках истребительной авиации.

Сейчас выводы и заключения о трагедии на аэродроме «Шайковка», в которой погибли три лётчика стратегической авиации, никто делать не будет. Это прерогатива председателя комиссии по расследованию авиакатастрофы. Опечатаны «чёрные ящики», все записи переговоров изъяты, закрыт доступ и в пункт диспетчерского управления. Наверняка уже возбуждено уголовное дело и доступ к информации будет значительно ограничен. Поэтому любые версии — всего лишь домыслы и предположения. Подробности станут известны лишь после озвучивания доклада комиссии, и то, если это будет сочтено нужным по результатам расследования.

Не претендуя на осведомлённость и оперируя лишь имеющимися на сегодняшний момент фактами, можно предположить, что Ту-22М3 всё-таки успел пойти на взлёт и, возможно, даже успел оторваться от земли. А нештатная ситуация возникла уже на этом этапе полёта — при взлёте.

Новости партнеров

Что произошло в реальности — лишь из области предположений, но случилось что-то непредсказуемое, коль командир принял решение принудительно катапультировать всех членов экипажа. Возможно, что самолёт в тот момент уже не находился в горизонтальном положении и кресла ушли не вверх, а, допустим, в сторону и тогда парашюты могли раскрыться не у всех. Повторимся, это всего лишь предположения. Реальную ситуацию может рассказать лишь выживший лётчик — в первую очередь комиссии ВКС по расследованию авиакатастрофы.

Самолёты Ту-22 за историю своей эксплуатации разбивались неоднократно, последний случай произошел в конце января 2019 года под Оленегорском в Мурманской области. К слову, на аэродром дальней авиации «Оленья» ещё в 2005 году прилетал в кресле пилота президент России Владимир Путин, правда на самолёте Ту-160 «Белый лебедь» и у него всё прошло благополучно с полётом. А вот с Ту-22М3 были определенные странности — в информационном плане. Первые заявления Минобороны о том, что самолёт попал в «снежный заряд» и что на его борту отсутствовало вооружение, как выяснилось, не соответствуют действительности. Вероятно, что и в нынешней трагедии в Калужской области всплывут более точные подробности и причиной гибели пилотов окажется отнюдь не катапультные кресла.

Несколько слов о самом Ту. Этот дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, получивший кодификацию НАТО Backfire, известен еще по кинематографии. В американском фильме «Цена страха» (экранизация романа Тома Клэнси «Все страхи мира») есть сцена применения Ту-22М3 против авианосца США. В отечественном кино он отметился в забавной сцене в фильме «Особенности национальной охоты», запомнившейся еще фразой: «Жить захочешь — еще не так раскорячишься».

Правда, на взлете вместо Ту-22М3 был показан Су-24М, а на рулении — Ту-22М2. Американцы были точнее — одним из предназначений этого «бомбера» является как раз уничтожение крупных кораблей противника. Не случайно его называют «грозой авианосцев».

Россия планирует до 2021−2021 года модернизировать около 30 Ту-22М3 до версии Ту-22М3М на Казанском заводе им. Горбунова (филиал ПАО «Туполев») и продлит ресурс планера до 40 календарных лет, а также выполнит комплекс работ по наступательным вооружениям этого самолета. Появление таких бомбардировщиков на вооружении российской армии способно кардинально изменить расстановку сил на театре военных действий.

И это еще один повод для беспокойства США, которые долгое время не проводили модернизацию в своей противоракетной обороне на флоте и теперь им достаточно сложно совершенствовать оборонительные системы. По крайней мере, сейчас американцы бессильны против воздействия Ту-22М3М с его новым вооружением.

svpressa.ru





10 км отступления: ВСУ, оставив Бердычи, откатываются на запад

Бетонные фортецiи украинской армии под Авдеевкой сыплются Российское наступление в апреле добилось наибольших успехов на трех тактических направлениях: Авдеевско-Покровском, Часово-Ярском и Кременском. Такой вывод делают...

Ростислав Ищенко. Удивлённые революционеры

В советской школе учили, что революция — исключительно прогрессивное явление, поэтому многие современные обыватели в тех странах постсоветского пространства, где об образовании и науке...

Россия начала на Украине операцию «Рельсовая война»

Наши «Искандеры» стали разрушать жовто-блакитную «железку» и жечь электровозы Оперативно-тактической авиацией, ракетными войсками и артиллерией поражен эшелон с западным вооружением, военной техникой и личный состав...

Читайте также

Что мешает переговорам России и Запада по китайскому сценарию

Западный мир готов принять Пекин за равного, но только не Москву Пекин выступает за созыв...

Захар Прилепин. Некоторые страшно важные вопросы, которые могут стать просто страшными

Итак, с этой недели. 1. НАТО считает законными удары Украины по военным целям в глубине...

США тайно передали Украине более ста ракет ATACMS повышенной дальности

США передали Украине более ста оперативно-тактических ракет ATACMS повышенной дальности, сообщила американская газета The...