ГлавноеАналитикаЛукашенко остается с Белоруссией

Лукашенко остается с Белоруссией

Опубликовано

Завершение третьей недели белорусских протестов совпало с днем рождения Александра Лукашенко. Главным подарком для президента стало то, что из противостояния с оппозицией он вышел победителем. Цена, заплаченная за эту победу, окажется выше той, на которую рассчитывал Батька, но Россию такое развитие событий полностью устраивает.

Очередной уикенд протестов в Белоруссии прошел по устоявшемуся уже сценарию: многотысячная толпа заполнила центр Минска и вплотную подошла к Дворцу президента, скандируя «Саша, выходи!». Единственным ноу-хау стали издевательского типа подарки (например, «гроб для диктатуры»), сгруженные у ворот: в тот же день президент Лукашенко отмечал свой 66-й день рождения.

Новости партнеров

К протестующим он так и не вышел, однако пресс-служба опубликовала якобы свежую фотографию главы государства на территории дворца и с автоматом в руках, как бы подчеркивая прежде уже сформулированное Лукашенко послание: стоять, мол, планирую до конца, при необходимости буду отстреливаться, так что живым не возьмете.

Примерно то же следовало из слов парламентера от власти – к собравшимся вышел помощник президента Белоруссии по общим вопросам Николай Латышенок, которого относят к числу «столпов режима» и ближайшему окружению Батьки. Перевыборов не будет, прямых переговоров между президентом и оппозицией – тоже, полиция в первые дни протестов могла перестараться, но действовала правильно: в общем, расходитесь по-хорошему и не нарушайте общественный порядок.

Тогда над Минском разверзлись хляби небесные – пошел дождь, и протестующие действительно стали расходиться, хотя в некоторых городах страны «праздник непослушания» продолжался до позднего вечера.

Но сколь бы большим не было количество тех, кто недоволен президентом и не верит в официальные итоги выборов (по версии оппозиции – это 80% населения, по версии Латышенка – не более 30%), окончание третьей недели протестов требует признать, что в целом эта схватка осталась за Лукашенко. Он сохранил за собой власть – а значит, победил, протестующие могут еще долго собираться под бело-красными стягами, но система выдержала давление с их стороны.

Пусть Белоруссия радикально изменилась, но ее по-прежнему возглавляет Александр Лукашенко и продолжит возглавлять в обозримом будущем.

Теперь уже можно точно сказать, в какой момент властям удалось переломить неблагоприятный для себя ход событий.

Всю первую неделю после выборов улица наступала, явочным порядком вернув стране свободу собраний и сделав приказ Лукашенко о силовом подавлении протестов неисполнимым. К воскресенью власти одной из областных столиц – Гродно – пообещали выполнить требования улицы и отпустили из изоляторов всех ранее задержанных оппозиционеров.

Новости партнеров

Такого же сценария ждали в Минске, где огромная толпа собралась у изолятора на Окрестина, ставшего для нее «символом репрессивного режима». Но именно там революция застопорилась: некие люди, называвшие себя волонтерами и родственниками задержанных, оцепили здание под тем предлогом, что чем активнее толпа будет требовать освобождения узников, тем сильнее их будут мучить.

С чего они это взяли, почему вели себя так и с чьей подачи, кто в конце концов все эти люди – вопросы интересные, но теперь уже малозначимые. Главное, что перед «волонтерами» толпа отступила, протест прервал свое победное шествие, восходящий тренд сменился нисходящим. Выстроенная Лукашенко система дрогнула как старый дуб, с нее даже слетело несколько веток в виде чиновников, силовиков, дипломатов и журналистов, уволившихся в знак поддержки оппозиции, однако устояла.

Власть по-прежнему на своем месте и полностью контролирует управленческий аппарат, а оппозиция – на своем, где ей не принадлежит ничего, кроме атмосферы на улицах.

Это классический шахматный пат в том смысле, что оппозиция просто двигает свою единственную фигуру – красно-белую толпу – туда-сюда по доске, но во всем остальном эту доску контролирует Лукашенко. Отсутствие формализированной виктории (очищения белорусских улиц от недовольных) раздражает его и нервирует, но не является критичным в плане дальнейшей работы, то есть управления Белоруссией как своим личным предприятием.

При этом президент не просто не собирается передавать кому-либо рычаги управления – ему попросту некому их передавать. У оппозиции нет ни дееспособного лидера, ни юридически оформленных оснований претендовать на власть, ни даже группы переговорщиков, признаваемых за таковую.

Остается, конечно, вопрос о том, как долго Лукашенко будет оставаться президентом, но в ближайшем будущем будет оставаться – это приходится признать вне зависимости от личного отношения к белорусскому Батьке и его арсеналу методов.

На прошедшей неделе Москва, до того избегавшая комментировать события в Белоруссии подробно, прервала молчание на самом высоком уровне – уровне главы государства. Слова, сказанные Владимиром Путиным о прошедших у соседей выборах и о возможной силовой помощи Минску для подавления экстремистов, сложно трактовать иначе, кроме как поддержку стороны Лукашенко или, по крайней мере, как категорическое неприятие того сценария, при котором власть переходит к оппозиционной улице.

В белорусской схватке Россия изначально ставила на победителя, теперь этот победитель определился. Сколь бы длинным ни был список претензий, выдвигаемых с российской стороны персонально к Лукашенко, он – та объективная реальность, с которой нам придется иметь дело в Белоруссии, то есть стране – стратегическом партнере, чье народное хозяйство остается критически важным звеном российской производственной цепочки.

Новости партнеров

Признавая это, стоит признать еще и то, что Москву сложившиеся расклады полностью устраивают.

Доверие к Лукашенко, как к партнеру, подорвано давно и, скорее всего, навсегда. Но теперь он руководит уже другой Белоруссией – не той, к которой привык. Отныне с него, как с политика, повышенный спрос, а его пространство для маневра, напротив, резко сузилось.

Во внешнеполитическом плане Батька буквально загнан в угол: Запад не будет давить на него сверх меры, но о былой поддержке и «многовекторности» остается только мечтать. Что же касается Украины, ссоры с которой Лукашенко боится более всего, до сих пор избегая прямых выпадов в сторону Киева, там решили заморозить любые официальные контакты с Минском.

vz.ru





На Западе фальсифицируют российско-китайские отношения

Как визит президента России Владимира Путина в Китай и его переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином воспринимаются на Западе? Вот образчик такого восприятия от...

Удары по Крыму: кто виноват и что делать

По итогам трехдневных непрерывных атак на Крым уже можно делать определенные выводы. По всей видимости, слова нового министра обороны «ошибаться можно, врать нельзя» до...

Дипломатическая игра нервов, или Кое-что о «мирных переговорах»

В последние сутки тема мирных переговоров с Украиной вновь оживилась. О ней заявили на Западе, её отметили в Китае, затронул этот вопрос в Харбине...

Читайте также

Германия подставляет Польшу и Румынию под российские ракеты

Российские войска начали активное продвижение в Харьковской области. США и Британия выразили серьезную обеспокоенность...

Почему Владимир Путин снова выбрал Михаила Мишустина

В том, что президент Путин поручит формирование нового правительства Михаилу Мишустину, не было ничего...

Financial Times про Белоусова: «Абсолютно не коррумпирован, лояльный трудоголик, технократ»

Financial Times пишет, что Андрей Белоусов «скроен из другой ткани» нежели Шойгу. «Он абсолютно не...