ГлавноеАналитика"Конституционный блицкриг" провалился – что дальше?

«Конституционный блицкриг» провалился – что дальше?

Опубликовано

Данные очередного неприятного для Кремля социологического опроса появились накануне, на этот раз от правительственной Высшей школы экономики. Специалисты «вышки» узнавали мнение граждан насчет того, верят и боятся ли они пандемии коронавируса COVID-19. Оказалось, что треть граждан, судя по опросу, не считает угрозой новую инфекцию. О том, что опасность преувеличена, заявили 9,6% респондентов, еще 23,2% вообще сказали, что пандемии не существует, ее придумали заинтересованные лица.

И, вроде бы, это с Кремлем никак не связано – ну не верят и не верят, но с другой стороны, ведь официальная пропаганда только об этом и говорит. Если треть граждан не верит рупору власти в этом вопросе, значит, вероятно, не будет верить и в других. А это уже делает неочевидным удачное завершение не только истории с поправками в Конституцию, но и транзита политической системы в целом.

Новости партнеров

Ранее опубликованные данные от ВЦИОМ, «Левада-центра» и Фонда общественное мнение (ФОМ) по доверию президенту в той или иной формулировке давали понять, что действия властей в целом и президента в частности не очень устраивают граждан России. Про рекордное падение рейтинга Владимира Путина, выявленное ВЦИОМ, написали даже в Bloomberg, что сильно задело Кремль. Стало очевидно, что для Администрации президента это слишком болезненная тема в преддверии протягиваемых поправок и пресловутого транзита политсистемы. Но как теперь заставить народ солидаризироваться?

Впрочем, напрямую коррелировать рейтинги доверия к власти и веру в опасность вируса нельзя, уверен директор Центра политологических исследований при Финансовом университете Павел Салин. Он напоминает, что показатели в обоих случаях, скорее всего, завышены и в целом довольно комплиментарны, потому что все игроки на экспертном поле, кто считает себя системным и не хочет выходить за красные флажки (а ВЦИОМ и ВШЭ к ним, естественно, относятся), не могут просто так проводить опросы и публиковать объективные показатели. И чем неувереннее себя чувствует власть, чем дольше длится история с транзитом, тем меньше становится зона дозволенного.

Вероятно, именно поэтому по политическим телеграм-каналам вскользь прошла информация о якобы «слитых» результатах опроса ФСО, по которому уровень поддержки президента находится на уровне всего 7-15%. Конечно, это все на уровне слухов, но именно такие слухи и являются иллюстрацией к уровню недоверия официальной пропаганде.

В этом смысле рупор власти не просто не справился с поставленной задачей – напугать всех опасностью ковида и запереть дома – но и проиграл даже изначальные позиции, уверен политолог Илья Геращенков.

«Был момент, когда солидарность западных стран в борьбе с вирусом убила это чувство недоверия к нашей официальной пропаганде. Если бы только у нас этот вирус был, то с самого начала мало кто в него поверил, но поскольку есть примеры с Запада, то это как бы добавляло доверия. И если говорить о том, насколько пропаганда справилась или нет, то очевидно, что она не только не справилась, она провалила те результаты, которые у нее были в начале», – сказал политолог.

И тому есть несколько причин. Во-первых, под боком есть пример Белоруссии, которая и Пасху отмечает, и проводит парад в День Победы – и ничего. Конечно, наши соседи преимущественно сохранили советскую систему здравоохранения, о чем мы недавно писали, но пример есть, и на него часто оглядываются. Во-вторых, действия самих властей – отдать все на откуп регионам и отменить на пике заболеваемости обязательный федеральный «режим самоизоляции», после чего статистика, как по указке, покажет положительную динамику – и все это ради голосования по поправкам в Конституцию. Очевидно, что что-то тут не так то ли с вирусом, то ли со статистикой, поэтому недоверие к официальной пропаганде по ковиду – серьезный звоночек для Кремля.

«Ну а поскольку власть в принципе дистанцировалась и отдала всю полноту власти регионам в этом вопросе – да, можно констатировать, что регионы и власть в целом всю кампанию упустила», – говорит Илья Геращенков.

Новости партнеров

И дальше настроения будут только усугубляться. Если сейчас резко разморозить ситуацию – Кремль точно получит неконтролируемое протестное движение, потому что слишком много людей осталось без работы и средств к существованию. С другой стороны, если не «выпускать пар» сейчас, то он все равно будет набирать силу, напоминает Павел Салин.

«Что касается тенденций в общественном мнении, то здесь есть консенсус и среди экспертов, которые и считаются нелояльными к власти, и среди тех экспертов, которые власть обслуживают – ситуация в общественном мнении будет ухудшаться для власти и дальше. Этот тренд можно чуть-чуть подморозить, увести в сторону, но переломить его уже нельзя. Единственное, в чем заключается большой вопрос – а будет ли этот негатив в настроениях конвертироваться в активные действия? Ответ, который тоже дают эксперты и нелояльные власти, и близкие к власти – скорее, да, чем нет», – сказал политолог .

Но когда может произойти эта конвертация и в каких формах – это еще одна важная составляющая. Эксперт полагает, что это произойдет в самом раннем варианте – на рубеже лета-осени, либо уйдет глубже в осень, до зимы. Но многое будет зависеть от действий самой власти — как по выдаче социальных авансов, хотя это все менее и менее эффективно, так и по реализации стратегии по выдавливанию из населения ресурсов.

«Население это чувствует и реагирует негативно. Поэтому если эта стратеги продолжится и дальше, то и вероятность выхода недовольства в открытую сферу увеличивается», – уверен Салин.

Если прогнозы экспертного сообщества верны, то властные политтехнологи выбрали верное время для снятия ограничений и проведения так называемого плебисцита по поправкам в основной закон. Другой вопрос – как теперь убедить население прийти на участки и солидаризироваться с теми, кому треть граждан (по самым комплиментарным показателям) просто не верит? Тут под прицел попадает не только злополучный плебисцит, но и любые электоральные мероприятия, напоминает Илья Геращенков:

«Я считаю, что сейчас момент поправок упущен. Что замышлялось как «январский путинский блицкриг» с тем, чтобы помимо обнуления сроков создать «Путинскую Конституцию» – оно обернулось таким технологическим моментом, что фактически поправки уже одобрены, а теперь принять их или не принять уже тяжело. Поэтому все превратилось в такую акцию, что как-то их надо протащить. Поэтому призвать людей, чтобы они пришли, была большая явка и хороший процент «за», будет, конечно, тяжело. Тем более что с каждым днем протестные настроения ухудшаются, и надо же куда-то канализировать этот протест – любые электоральные акции, где ты можешь пойти и как-то выразить свою точку зрения (ближайшее – это голосование по Конституции), могут стать как раз этой вендеттой обиженного населения. И неважно на кого – на Путина, на Собянина и так далее».

nakanune.ru



Пустышка в обмен на Украину: зачем Запад снова зовёт нас в G7

Большая семерка — политический труп. Россия отказалась участвовать в его реанимации Владимир Путин заявил, что России не нужно возвращение в G7, «большую семерку», которая в...

Курс России на Глобальный Юг закрепит атомная подводная лодка, переданная Индии

Нью-Дели рассчитается лекарствами, продуктами и трудовыми мигрантами Государственный визит Владимира Путина в Индию обещает открыть новую главу в двусторонних отношениях. Ведущие западные СМИ, в том...

Названа новая ужасающая теория приостановки полетов тысяч самолетов Airbus

В смертельно опасном инциденте с пассажирским самолетом обвинили космический луч Объяснение производителем пассажирских лайнеров Airbus недавнего внезапного неконтролируемого падения самолета JetBlue во время рейса, находится...

Читайте также

До победы ещё далеко. Фронт противника трещит, но не рушится

Информационная атмосфера у нас, мягко говоря, специфическая, причем больше со знаком минус. У нас...

Пустышка в обмен на Украину: зачем Запад снова зовёт нас в G7

Большая семерка — политический труп. Россия отказалась участвовать в его реанимации Владимир Путин заявил, что...

Герман Садулаев: Российская элита — книжку написать не о ком

Внезапно и некстати подумал о том, в чём разница между коррупционером Тимуром Ивановым и...