ГлавноеАналитикаДело «Адмирала Кузнецова»: ВМФ России в шаге от катастрофы

Дело «Адмирала Кузнецова»: ВМФ России в шаге от катастрофы

Опубликовано

Тяжелый авианесущий крейсер могут пустить «под нож» и тогда палубной авиации придет конец

Лишь к пяти часам утра пятницы, 13 декабря, удалось ликвидировать открытое горение в первом отсеке восьмой палубы тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) «Адмирал Кузнецов», стоящего на ремонте у причала 35-го судоремонтного завода в поселке Роста под Мурманском. Таким образом, пожар внутри огромного корабля на площади приблизительно в 600 квадратных метров бушевал не менее 18 часов.

По сведениям СМИ, в борьбе с огнем погибли два корабельных офицера, один из которых — из службы живучести крейсера. 12 моряков пострадали, состояние одного из них оценивается как тяжелое. И теперь настало время поисков ответа на главный вопрос: что дальше делать с «Адмиралом Кузнецовым»?

Новости партнеров

Как представляется, нынешнее тяжелейшее ЧП существенно удорожит ремонт и модернизацию авианосца, на которые в 2018 году была запланирована и без того огромная сумма — 70 миллиардов рублей (более 1 миллиарда долларов). К этим деньгам Москве давно пришлось приплюсовать 70 миллионов рублей на устранение повреждений после падения на палубу огромного корабля портального крана. А затем — еще и 20 миллиардов рублей на переделку под размеры «Адмирала Кузнецова» в Заполярье двух сухих доков 82-го судоремонтного завода, из которых предстоит сделать один, но циклопических размеров.

На последние две траты стране пришлось пойти после того, как в конце 2018 года внезапно затонул крупнейший в России и принадлежавший «Роснефти» плавучий док ПД-50 — единственный, в котором на Севере можно было ремонтировать наш авианосец. Все вместе подсчитать — уже выходит порядка полутора миллиардов долларов на всю эту безрезультатную пока канитель, которая тянется более полутора лет.

В какую дополнительную «копеечку» влетит нынешний пожар на крейсере? Этого сегодня сказать не в состоянии никто. Прежде специалистам необходимо внимательно обследовать сгоревший энергоотсек. Хотя и без того ясно, что придется заново протягивать через весь крейсер километры электрических кабелей различного сечения и номенклатуры взамен сгоревших. Однако не факт, что таковые имеются на складах. Стало быть — их придется заново заказывать у промышленности.

Мало того. Совершенно точно придется сдвигать сильно «вправо» от 2022 года сроки окончания ремонта и модернизации корабля. Может — на год, но скорее — года на полтора-два. Это тоже серьезные финансы, поскольку Министерству обороны придется оплачивать дополнительную загрузку судоремонтных мощностей.

Словом, от одних только денежных проблем с «Кузей» — голова кругом. Поэтому ничего удивительного в том, что глава Минпромторга России Денис Мантуров после пожара внезапно заявил, что и его люди примут участие в расследовании трагедии. А ситуация с устранением последствий ЧП, мол, находится на личном контроле этого министра. С чего бы? Ну, Минобороны. Ну, главкомат ВМФ. Ну, прокуратура с ОСК. Эти — понятно. А для чего в комиссию включать представителей Минпромторга?

Рискну предположить, что ничего хорошего нашему единственному авианосцу столь беспрецедентное и решительное вмешательство совершенно гражданского ведомства не сулит. Диагноз от него, скорее всего, будет сугубо хирургический — резать! И поскорей! Дескать, лишь на запланированные на одну только «реанимацию» крейсера средства можно построить не менее пяти новейших фрегатов проекта 22350 типа «Адмирал Горшков» (исходя из оценок Центра анализа стратегий и технологий). Или 3−4 атомных подводных ракетных крейсера стратегического назначения проекта 955 «Борей» (по сведениям газеты «Коммерсант» — по 23,2 миллиарда рублей за каждую такую лодку). Что, бесспорно, правда.

Еще, безусловно, скажут нам сторонники подобной точки зрения, — рассчитанный всего на три десятилетия срок службы этого спущенного на воду в 1987 году авианосца и без того давно подошел к концу. Ну, насколько нынешний ремонт сможет продлить эту агонию? Лет на десять, не больше… И за эту отсрочку — полтора миллиарда «зеленых»?

Новости партнеров

Все так. Только вот в чем главное: ни в коем случае в ближайшие годы Россия не имеет права отказаться от даже столь неудачливого своего «Адмирала Кузнецова»! Двинувшись по столь привлекательной для арифмометров из Минпромторга дороге, мы совершенно точно потеряем с огромным трудом и с большой кровью созданную школу российской палубной авиации. А без нее много чего окажется для нашего флота невозможным. Обеспечивать в случае начала войны надежное развертывание в океане наших атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения — прежде всего.

Палубная авиация ВМФ РФ сегодня состоит, напомню, из двух отдельных истребительных авиаполков Северного флота — 279-го (на самолетах Су-25УТГ, Су-27УБ и Су-33) и воссозданного в декабре 2015 года 100-го авиаполка на истребителях МиГ-29К. Полноценно заниматься боевой подготовкой их летчики способны только при наличии способного выходить в море авианосца. Во время его ремонта хоть как-то поддерживать навыки взлета и посадки на палубу помогают тренажеры НИТКА в Крыму и в Ейске. Но — с большой долей условности. Настоящую работу в океане тренажеры заменить не в состоянии.

Но «Кузнецов» уже стоит в столь незадавшемся ремонте под Мурманском более полутора лет. И каковы в этих обстоятельствах итоги боевой учебы надолго «осиротевших» палубных летчиков Северного флота?

Послушаем мнение весьма осведомленных экспертов с большим военным опытом из Телеграм-канала «Взгляд человека в лампасах». Оно, высказанное всего месяц назад, таково: «Если пофантазировать, что необходимый для ремонта ТАВКР док уже имеется, крейсер будет мгновенно отремонтирован и прямо завтра отправлен в очередной поход к берегам Сирии — на авианосец можно было бы посадить 5 Су-33 и два Миг-29К. И не более того. По той простой причине, что на данный момент в двух полках имеется подготовленных ранее летчиков именно на такое количество машин. И то — подготовленных летать исключительно днем. Способных работать с палубы ночью нет вообще».

Вы только вдумайтесь: на всю России нынче и так осталось всего семь боевых летчиков, способных взлетать в палубы и садиться на нее! На целых два полка! А подниматься в воздух по ночам с авианосца даже и те разучились!

А теперь давайте вспомним «крайний» (пусть и не самый удачный поход «Кузи» к берегам Сирии) в ноябре 2016 — январе 2017 годов. Тогда, по сообщению командования российской группировки в этой стране, за два месяца боевых действий с борта авианосца летчики морской авиации России выполнили 420 боевых вылетов. Из них 117 — именно ночью.

Мне неизвестно, сколько пилотов-палубников тогда у нас было в Средиземном море. Но точно — существенно больше, чем семь. Иначе бы они столько не налетали. И точно многие из них умели в ту пору выполнять задачи в кромешной тьме. Всего за полтора года ремонта крейсера все эти навыки потеряны. Если авианосец спишут — навыки будут потеряны безвозвратно. А одновременно завершится и недолгая история палубной авиации ВМФ России. Тогда, если мы все же решим строить давно обещанный новый авианосец (типа «Шторм» или любой другой), все придется начинать сызнова. Снова гробить самолеты и летчиков, чтобы научиться тому, что давно умели.

Какой возможен выход? Давайте посмотрим на то, как в подобной ситуации поступили китайцы. У них с 2012 года в строю родной «брат-близнец» нашего «Кузи» — тоже конструктивно не слишком удачный авианосец «Ляонин» (достроенный на основе заблаговременно купленного у Украины за сущие копейки корпуса советского ТАВКР «Варяг»). Основные отличия «Ляонина» от «Кузнецова» лишь в наборе боевого и радиотехнического вооружения.

Новости партнеров

Так вот: вполне обоснованно боевой ресурс этого корабля Пекином тоже признан достаточно ограниченным. Но никто и не заикается об утилизации «Ляонина». Его превратили в «тренировочный авианосец», на котором будут готовить пилотов для строящихся в КНР и куда более могучих кораблей такого же класса.

Не поступить ли так же и нам с «Адмиралом Кузнецовым», превратив его в плавучую «парту» для палубной авиации России в ожидании счастливых времен, когда промышленность сумеет порадовать флот тем самым «Штормом» или чем-то и получше? Но для этого, конечно, надо прежде возвращать «Кузю» к жизни. Практически — любой ценой. Пусть даже и страшно дорогой. Все равно иное решение будущим поколениям наших граждан обойдется еще дороже.

Правда, тогда этой «учебной парте» нечего делать на Северном флоте. Там «Адмиралу Кузнецову» неуютно с самого начала. Природные условия базирования в Заполярье буквально уничтожают этот корабль. В тех суровых краях крайне сложно и энергозатратно обеспечивать хоть сколько-нибудь нормальный быт и службу на гигантском корабле высотой с 27-этажный дом и длиною в 300 с лишним метров. Семь его палуб, 3857 различных жилых и служебных помещений, четыре тысячи километров кабелей, 12 тысяч километров труб различного назначения требуют постоянного ухода. Но уход этот сложно обеспечить, когда зимой в каютах и кубриках температура воздуха в 15 градусов считается за счастье.

Сошлюсь на авторитетное мнение на этот счет бывшего начальника Главного штаба ВМФ адмирала Валентина Селиванова: «Вы не можете себе представить стоянку авианосца на Севере. Авианосец — это десятки тысяч тонн стали, сотни тысяч квадратных метров палуб, кают, ангаров, отсеков. Обогреть это всё своими силами в условиях северной зимы просто нереально! Там на четвертую-пятую палубу ступи — по колено воды из-за отпотевания. Он же весь замерзший… Не должен авианосец зимовать на Севере. Он там погибает».

Что остается? Остается Севастополь. Туда и стоило бы отправить наш «тренировочный» авианосец, если предварительно признать его именно таковым. Рядом оказались бы тренажеры НИТКА возле Нефедовки и около Ейска. Удобная бухта позволила бы надежно укрыть корабль от штормов. В недалекой от Севастополя Керчи на заводе «Залив» имеется огромный сухой док, позволяющий ставить в него корабли и суда водоизмещением до 70 тысяч тонн (полное водоизмещение российского авианосца 59 тысяч тонн).

Но главное — в Крыму не бывает полярной ночи. Когда по полгода вокруг — темень, хоть глаз выколи. В такую ни один летчик не решится впервые садиться на палубу.

Собственно, поэтому все шесть боевых служб «Адмирала Кузнецова» в Средиземном море пришлось исключительно на осенне-зимние месяцы. Только в южных краях в эту пору и можно надежно отрабатывать летные навыки с палубы.

Не препятствие для такого решения и известная конвенция Монтре, которая ограничивает проход авианосцев через пролив Босфор. «Кузнецов» не является авианосцем в традиционном значении этого слова — наличие на борту противокорабельных ракет «Гранит» позволяет ему выполнять более широкий круг задач. Собственно, почему он и назван ТАВКРом. И еще именно это обстоятельство позволило ему, построенному в городе Николаеве, пройти Босфором в Средиземное море в конце 1991 года. А затем уйти на Северный флот.

Теперь, полагаю, слишком многое за то, чтобы после ремонта ложиться на обратный курс. Если, конечно, министр Мантуров не помешает.

svpressa.ru





Наступление на Краматорск: Сырский надеется, что русских остановят «зубы дракона» и канал Часова Яра

Командование ВСУ рассчитывает, что российские штурмовые отряды увязнут в городских боях Именно российское наступление на Часов Яр, а не взятие Авдеевки, может стать важнейшим эпизодом...

ВСУ: «Сырский хитрый, он приготовил русским ловушку в Очеретино»

Как на самом деле развиваются события на севере Авдеевского участка фронта Согласно инсайдерским раскладам из Генштаба ВСУ, в районе Очеретино российская армия продвинулась за пределы...

Корпус украинских Rangers бросят против российских морпехов, «Ахмата» и десантуры

Киев приступил к формированию четырех полков спецназа наподобие американских «зеленых беретов» для глубинных рейдов на территорию России Украинские источники сообщают, что в Силах специальных операций...

Читайте также

Борис Рожин. Как Иран по Израилю ударил

1. Иран решал задачу реализации ответных мероприятий на удар Израиля по консульству в Дамаске....

New York Times: Байден отговорил Израиль от ответного удара по Ирану

The New York Times со ссылкой на источники пишет, что Израиль не нанес ответного...

Израиль сделал Иран великой державой

После того, как Иран нанес «удар возмездия» по Израилю, Ближний Восток застыл в ожидании...