ГлавноеАналитикаДень рождения мертвого гиганта

День рождения мертвого гиганта

Опубликовано

Сегодня могло бы исполниться 103 года одному из столпов советской промышленности – заводу ЗиЛ

Как-то так вошло в обиход, что ЗиЛ – это завод. Но это в корне неверно. ЗиЛ был скорее, как принято сейчас говорить, холдинг. Ведь завод имени Лихачева выпускал не только грузовики и легковые автомобили высшего класса, но и автобусы, военную технику, технику специального назначения, велосипеды, холодильники и микроволновые печи.

То есть это было предприятие весьма широкого профиля, которых в мире были единицы, особенно в 60-80 годы прошлого века.

Новости партнеров

В лучшие годы на всех предприятиях ЗиЛа работало около 130 тысяч человек, и если прибавить к этому количеству членов семей сотрудников, то получается, ЗиЛ играл заметную роль в жизни почти полумиллиона людей.

Особенно учитывая широко известный факт, что предприятие тянуло ещё и очень серьезную «социалку» – больницу и медицинские пункты, занималось строительством жилых домов, содержало дом культуры и футбольный клуб «Торпедо», пионерлагеря, санатории и т.д.

В общем, ЗиЛ был без преувеличения городом в городе, со своим населением, объектами инфраструктуры и занимал важнейшее место в промышленной иерархии СССР.

Достаточно сказать, что одних холодильников ЗиЛ выпустил более 5,5 млн штук и 7,9 млн известных во всем мире грузовиков, из которых более 10% было экспортировано. Да и 12 тысяч легковых автомобилей высшего класса ЗиЛ с гордостью может записать себе в актив.

Автобусы ЗиС позволили вывести на иной качественный уровень послевоенные автобусные парки во многих советских городах, а БТР-152 (ЗиС-152) стал первым серийным бронетранспортером Советской Армии.

Также можно вспомнить уникальный поисково-спасательный комплекс «Синяя птица», занимающийся поиском приземлившихся космических кораблей. Комплекс разработан конструкторами ЗиЛа почти сорок лет, но он честно трудится до сих пор.

Более того, ни в одной стране мира нет ничего подобного. Кроме того, ЗиЛ дал жизнь Миасскому автозаводу, передал на КАМАЗ проект бескапотного грузовика, а уж сколько смежников работало на ЗиЛ, сосчитать и вовсе нереально.

Новости партнеров

Любая другая страна мира гордилась бы таким предприятием, как ЗиЛ. Гордился им и СССР, наградив пятью орденами, три из которых были орденами Ленина. Остается только догадываться, сколько баянов порвали бы, одурев от радости, китайцы, достанься им вдруг ЗиЛ году эдак в 1991.

Но у нас в 1991 году в адрес ЗиЛа уже вовсю сочился яд из пастей рвущихся к власти «реформаторов-погромщиков». Дескать, грузовики на ЗиЛе алкаши с вьетнамцами кувалдами собирают, и сами-то грузовики старьё-старьём.

Коллектив завода огромен и нерентабелен, не то что на «Тойоте» или «Форде» у которых всё современно и цивильно. Да и территорию завод занимает избыточную, и неплохо бы часть оттяпать в пользу города. И никого почему-то не волновал тот факт, что устаревшие модели грузовиков можно заменить новыми – во всем мире это обычная практика. И никто вместо модернизации конвейера под новую модель не сносит заводские корпуса.

Кстати, к семидесятым годам ЗиЛ был крупнейшим предприятием в СССР, имевшим высокую степень автоматизации. Также ЗиЛ мог гордиться таким уникальным сооружением, как высотный автоматизированный складской цех, где логистикой занимались не люди, а компьютеры.

В восьмидесятые годы даже самые передовые мировые автомобильные компании не имели таких цехов, а ЗиЛ имел. И никто тогда не стонал, что это нерентабельно, зачем строить такие дорогостоящие штуки на заводе, выпускающем старье, зачем вообще это всё нужно, лучше всё «оптимизировать» и т.д.

Что было дальше, всем хорошо известно. Когда был взят курс не на строительство заводов и фабрик, а торговых центров и жилых комплексов, ЗиЛ был обречен. Уж больно хорошее место он занимал, и на это место облизывались многие. К тому же какой-то подонок ввел в обиход термин «ржавые пояса Москвы», намекая на то, что все московские предприятия – это ржавая рухлядь и допотопный хлам, и чем скорее город от них избавится, тем свободнее он задышит.

Как будто городу станет вольнее дышать от того, что в него скоро переберется пол-России и четверть СНГ. Ведь для кого-то же строятся, в том числе и на территории ЗиЛа, все эти бесчисленные жилые комплексы?

Первый удар погребального колокола на ЗиЛе услышали в 1994 году, когда впервые за несколько десятилетий был остановлен главный конвейер. Конвейер не останавливался даже в войну, когда над Москвой висели самолеты с крестами на крыльях и сыпали на город фугасные и зажигательные бомбы, а враг стоял у ворот столицы. Но в 1991 враг был уже внутри Москвы и принялся методично перекраивать как страну, так и Белокаменную.

Новости партнеров

Мощнейшей советской промышленности был нанесен нокаутирующий удар, и через считанные годы под бурные аплодисменты западных «партнеров» она находилась в коме. В не лучшем состоянии оказались и работники предприятий с членами их семей, переживших полный слом прежнего уклада жизни. С её детсадами, больницами, санаториями, зарплатами два раза в месяц и уверенностью в завтрашнем дне.

Теперь это все отбрасывалось как ненужное и устаревшее – на кривых крокодильих лапах и с пустоглазой мордой голодной рептилии в жизнь вползала новая, беспощадная эпоха. Впрочем, кто помнит девяностые, тот и так все знает.

Конечно, такое крупное промышленное предприятие, каким был ЗиЛ, не могло уже существовать в огромном современном мегаполисе. Но вывод производства за пределы городов – обычная мировая практика. Огромная часть заводов, ранее располагавшихся в американских и европейских городах, спокойно переехали за их пределы.

Ничего не мешало точно так же поступить и с ЗиЛом. Но… это не наш путь – у нас надо все сломать. Потому что так легче, а главное – выгоднее. Доломать надо даже память, вот почему нет в Москве ни музея ЗиЛа, ни музея АЗЛК. Зачем они нужны, это же не Ельцин-центр?

История не знает сослагательного наклонения, но было бы интересно посмотреть, каким был бы ЗиЛ в день своего 103-го дня рождения. Какие машины сходили бы с его конвейера где-нибудь в Подмосковье, а может, и ещё дальше.

Какие холодильники были бы в модельной линейке и какие микроволновки. А может, что-то новое ЗиЛ начал бы выпускать. Но это все несбыточные мечты…

Основанный в 1916 году при непосредственном участии дореволюционного «олигарха» С.П. Рябушинского, завод АМО за свою историю назывался и ЗиСом, и ЗиЛом, достиг небывалых в автомобилестроении высот, выпуская по 200 000 грузовиков в год, и умер незаслуженно всеми брошенный и забытый, пав жертвой «ветров перемен» и «демократических преобразований».

Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что не все зиловцы безучастно смотрели как погибает их предприятие, и пытались его спасать, писали в инстанции, обращались к первым лицам, но всё было напрасно. Завод был обречён уже в тот самый момент, когда скрипели перья под похабным договором в Беловежской пуще. И вот почему теперь на его территории натыканы новые дома, стадион и офисы, по исчезнувшим улицам исчезнувшего города в городе ЗиЛ ходят люди другой страны, совершенно не подозревая, что на этом месте когда-то находилось одно из крупнейших предприятий Советского Союза, благодаря которому СССР выжил и победил в войне.

Мало кто из этих людей вскоре будет знать, что означает это непонятное для большинства слово – ЗиЛ и уж исчезающе малое количество скажет, кто такой Иван Алексеевич Лихачев.

Хотя ЗиЛ это не только Лихачев, это и все тот же вышеупомянутый С. Рябушинский, конструкторы А.П. Зигель, Е. И. Важинский и Г.Г. Михайлов, создавшие первый советский автомобиль высшего класса ЗиС-101, их коллеги В.Ф. Родионов, Е.З.Брем и Б.Н. Мамаев, создавшие этапный ЗиЛ-111 и многие другие инженеры, дизайнеры и простые рабочие, выпускавшие грузовики и бронетранспортеры, холодильники и микроволновки и навсегда оставшиеся связанные единым прошлым, имя которому — ЗиЛ.

km.ru





«Победа Украины понравится не всем»: Зеленский намекнул на свою грядущую капитуляцию

Но этот намек надо уметь правильно прочитывать Анализировать публичные высказывания Владимира Зеленского — это так себе занятие. Президент Украины может с легкостью сегодня сказать одно,...

Белоруссия подготовилась к отражению интервенции

Радикальная белорусская оппозиция готовится захватить Кобринский район, чтобы затем потребовать ввода натовских войск на территорию республики. Об этом заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко. По...

Как решить проблему бесконтрольной миграции

Президент между строк подтвердил, что называется, худшие опасения. В том плане, что проблему бесконтрольной миграции со всеми её бедами не решить одним Окончательным Указом. Придется...

Читайте также

Какая связь между инаугурацией Путина и арестом Иванова

Арест замминистра обороны за две недели до инаугурации президента России - это есть не...

«Все только начинается». Москва получила нового союзника в тылу Украины

Власти Молдавии заподозрили членов "Победы" в госизмене Опальный молдавский миллионер Илан Шор объединил все свои...

США провели перезагрузку войны на Украине

Самое главное последствие поддержки Палатой представителей США пакета помощи Украине заключается в том, что...